TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.12.2006
19:40

Предуказанность или непредвзятость?

    Юмореска Леонида Нетребо ╚Хохлы позорные╩ (http://www.pereplet.ru/text/netrebo07nov03.html) замечательно коротка. И уже этим одним кричит против тяжеловесных моих дум о характере большинства, наверно (всех не читал), рассказов в ╚Русском переплете╩. Но я все-таки рискну┘

    Юмореске со мной не повезло. Я с удовольствием похохатывал, ее читая. Но потом стал смотреть телевизор. Там √ ╚Печки-лавочки╩ с этим контрастом интеллигентов: противнейшим ябедой и очаровательным профессором лингвистом. А у Нетребо якобы культурная дама одиноко отрицательна, подумалось.

    И стал я разрываться в привычных своих противоречиях. И прогресс √ гибель человечеству, и застой, знакомый по СССР и его развалу (а также по какой-то инерции застоя же в теперешней России), грозит гибелью российской (средней между техногенной и традиционалистской) цивилизации. Застой грозит гибелью тому, что своей срединностью призвано, казалось бы, человечество спасти.

    Так радоваться бы, что есть такие срединно-ориентированные люди, как Леонид Нетребо, утверждающие неистребимость и животворность┘ как бы это сказать поаккуратнее┘ здорового провинциализма, даже темноты, но сметливой и обаятельной. А этнически - акцентирующие ╚росс╩ в понятии ╚россиянин╩ как не просто количественное большинство русских, а как многоликую качественность русских. Вот, например, как герой рассказа. √ Радоваться бы.

    Но посрамленная, получается, цивилизованная дамочка в шукшинском соседстве неведомо как соотносилась со словосочетанием ╚цивилизованные страны╩, противопоставляемым России в числе прочих. И что-то беспокоило.

    Что?

    Ну не невероятность же прорезавшейся стеснительности пьяного, или умения собаки самостоятельно входить и выходить через закрытую дверь. Этого не замечаешь за завлекательностью повествования.

    Может, то, что ╚мы должны поверить автору на слово╩? Когда ╚я╩ расхохотался, а ╚Вскоре уже облегченно смеялся весь переговорный пункт: русские, украинцы, татары, азербайджанцы и все другие мирные, добрососедствующие северяне╩. √ Продолжением диалога было бы убедительнее?

    Кстати, диалог.

    Весь рассказик очень театрален: ╚цепочка сцен┘ неожиданный гость (а кто ж иной √ незвонящий пьяный на телефонном переговорном пункте), комедийная развязка╩.

    Но что если все это ради повышенной иллюзионной силы театральности? Все, мол, истинная правда.

    Вы заметили, что я применял косой шрифт и кавычки? √ Это цитаты из нападок Набокова, думающего про себя, что он эстет, на Достоевского, мол, ангажированного идеей. Набокову плевать, в частности, на то, что Достоевский открыл для литературы роман идей (в смысле не идеология произведения, а каждая идея прямо как действующее лицо). Достоевский знал, ЧТО проповедовать, и √ как художник √ обязан был: 1) и спрятаться за объективность (идеи диалогизируют, а он не при чем), 2) и оживить их. И вот √ театральность. И Набокову наплевать было, что Достоевский отражал (пусть мнимую) переходность эпохи - куда повернет Россия: в социализм (и какой) или в капитализм. Набокову наплевать было, что он сам, исповедуя веру тоже в нечто сверхбудущее, принужден был тоже для оживления превращать себя из писателя в┘ (его читаешь √ видишь, слышишь, обоняешь описываемое).

    Так то и другое не реализм, как может показаться поначалу, а маньеризм, маньеризм XIX, маньеризмXX века. И не маньеризм ли начавшегося XXI века у Леонида Нетребо? Он только не умеет, мол, еще так прятать свою тенденциозность?

    Нет. Маньеризм Достоевского истошный - от недостижимости в историческом будущем его религиозного социализма. Маньеризм Набокова ледяной по выдержке √ от стыда за свое витание: в заоблачности символизма (нескрываемого в юности).

    А Нетребо √ миритель. Это хронологически следующий после маньеризма тип стиля √ барокко. Или реализм (на другом витке повторяемости стилей схожее обычно называют иначе).

    И в то же время тенденциозность знания, ЧТО хочешь провести, у Нетребо налицо. Значит, не реалист. Некий гражданско-романтический реалист. То, что бывает ПЕРЕД реализмом.

    Так что же: предуказанность или непредвзятость? √ Вроде предуказанность, как и у большинства авторов ╚Русского переплета╩.

    Но, увы, меня шатает во мнении. То одно кажется (╚Красненькая с Лениным╩), то другое (╚Московский импрессионизм╩), то третье (╚Хохлы позорные╩).

    Почему?

    Во-первых, потому что я, очень вероятно, просто слаб проникнуть. Во-вторых, может быть, Нетребо сам еще не определился. Ведь названные три дороги искусства имеют одно место пересечения. И все три с движением, вообще говоря, в обе стороны. От того пересечения шаг вперед, два шага назад, два вперед, один назад √ и оказался на том же месте, побывав на всех трех дорогах. Мыслимы, наверно, и другие объяснения. Со временем разберемся.

     

    10 декабря 2006 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
270301  2006-12-17 13:35:01
-

270715  2007-01-13 11:55:14
Ия
- Если вы смеялись над рассказом "Хохлы...", то уверяю вас, что и над "Люгру" улыбнетесь. Очень добрый юмор! И смешно, и грустно одновременно. Очень боюсь ошибиться, но и "Полуостров налим" заставит задуматься о жизни, чтобы написать "Простреленный", надо либо пережить, либо глубоко задуматься о жизни.

06.12.2006
14:47

Еще о Нечипоренко

    А что если специально Юрий Нечипоренко в рассказе ╚Моторчик╩ (http://www.pereplet.ru/text/motor.html) ═сделал незабористый, бедный конец? И язык изложения √ ненасыщенным . . .

02.12.2006
13:34

Юрий Нечипоренко

    Читаю вот такие слова знаменитого Виктора Шкловского: ╚вещь может быть: 1) создана как прозаическая и воспринята как поэтическая, 2) создана как поэтическая и . . .

30.11.2006
16:34

Николай Васильевич Гоголь

    Я придерживаюсь того убеждения, что писатель это не мыслитель. Ценность его художественного произведения имярек не в открытии истины, неведомой до появления . . .

26.11.2006
15:18

Зачем дневник и неклассический психологизм

    Классический психологизм это превалирование внутреннего монолога или внутренней диалогичности слов (проявление намерения говорящего). А неклассический это . . .

16.11.2006
19:24

Еще о Брущенко

    ═╚Слух современников, воспитанный на Пушкине и Лермонтове, был оскорблен Некрасовым╩, - написал Тынянов, имея в виду прозаизмы в (о ужас!) лирике. Брущенко . . .

12.11.2006
01:07

Почему рассказ "В защиту собак" стал призером

    В моей семье когда-то завели собаку. Спаниеля безродного. Против моего желания. А мне же и выпало его выгуливать. Бимом назвали. Как Троепольский┘ И хоть я узнал . . .

04.11.2006
19:18

Мандельштам и Сталин

    Я знал, что в русском народе и в русской интеллигенции скрыты начала самоистребления. Н. Бердяев Грешен я перед Мандельштамом┘ Написал раз . . .

25.10.2006
02:48

Не той дорогой идете, товарищи! (Продолжение)

    А что если Сиротин таки читателя обманул, и вовсе не характерны для Соединенных Штатов Америки скрыто и открыто агрессивные нестарые попрошайки на улицах? Что . . .

10.10.2006
21:11

Не той дорогой идете, товарищи!

    Хорошо, когда тебя не слушают. ╚Иди, куда влечёт тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум╩. Никакой ответственности. И √ можно проповедовать идею . . .

07.10.2006
10:11

Что если не только талант?

    ╚Боже мой! Автор, как вам хватило сил это написать!╩ - вырвалось у меня, когда я прочел рассказ Елизаветы Александровой ╚Там, где теперь её дом╩ . . .

05.10.2006
23:28

Ошибочка вышла

    Как-то мне пришлось несколько дней прожить в Палестине. А у меня бессонница, слишком чуткий сон. И вот раз я проснулся, - еще темно было, - от призыва муэдзина . . .

03.10.2006
23:57

Социо-, только не логия, а интуиция или Благо незнания

    Реалист Бальзак, наверно, умом не понимал окружающее общество, раз любил аристократию, а гнобил ее беспощадно. ╚Его великое произведение, - писал Энгельс, - . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100