TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.11.2006
15:18

Зачем дневник и неклассический психологизм

    Классический психологизм это превалирование внутреннего монолога или внутренней диалогичности слов (проявление намерения говорящего). А неклассический это . . .

16.11.2006
19:24

Еще о Брущенко

    ═╚Слух современников, воспитанный на Пушкине и Лермонтове, был оскорблен Некрасовым╩, - написал Тынянов, имея в виду прозаизмы в (о ужас!) лирике. Брущенко . . .

12.11.2006
01:07

Почему рассказ "В защиту собак" стал призером

    В моей семье когда-то завели собаку. Спаниеля безродного. Против моего желания. А мне же и выпало его выгуливать. Бимом назвали. Как Троепольский┘ И хоть я узнал . . .

04.11.2006
19:18

Мандельштам и Сталин

    Я знал, что в русском народе и в русской интеллигенции скрыты начала самоистребления. Н. Бердяев Грешен я перед Мандельштамом┘ Написал раз . . .

25.10.2006
02:48

Не той дорогой идете, товарищи! (Продолжение)

    А что если Сиротин таки читателя обманул, и вовсе не характерны для Соединенных Штатов Америки скрыто и открыто агрессивные нестарые попрошайки на улицах? Что . . .

10.10.2006
21:11

Не той дорогой идете, товарищи!

    Хорошо, когда тебя не слушают. ╚Иди, куда влечёт тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум╩. Никакой ответственности. И √ можно проповедовать идею русскости в застое, в недостижительной морали - в пику прогрессу и регрессу, в пику техногенной и традиционалистской цивилизациям┘ Но ужас, когда окажется, что ты неожиданно для самого себя талдычил под стать русскому ордену, сперва настроившемуся против умников (против Берии, например, наметившего перестройку), а потом и вовсе постперестройкой 90-х взявшемуся ╚сбросить свое общество с верхнего индустриального уровня на доиндустриальный этап, передать целеполагание (высшую власть!) американцам и кому угодно еще... НО ОСТАТЬСЯ НАДСМОТРЩИКАМИ. Властью над собственным омерзительным деградирующим стадом╩ (Кургинян. События в Кондопоге и то, что они означают в плане большой политики. Аналитический манифест http://www.rosbalt.ru/2006/09/26/268339.html). За так представленный русский менталитет не попроповедуешь.

    Благо, я вспомнил, что каждый идеолог мастак своих оппонентов пригвоздить наихудшими словами┘ типа: ╚власть √ это возможность сосать кровь подвластного животного и справлять ему нужду на голову╩ (там же). Когда Лев Толстой ╚придумал╩, что альтернативой безнародному декабризму в ликвидации крепостничества может быть единение лучших дворян с крестьянами, то он не такие слова нашел для описания в ╚Войне и мире╩ общения Ростовых с крестьянами в Отрадном после охоты.

    Мне вспомнилось, как начальником конструкторского сектора стал мой школьный соученик, карьерист в хорошем смысле этого слова. Он вскоре попросил моего совета, брать ли ему на работу одного бывшего нашего одноклассника, двоечника, и сколько ему положить зарплаты. Так я отказался советовать и был счастлив, что не я начальник.

    У пастырей свое удовлетворение от своей доли, у паствы √ свое. И если те и другие - с русским, недостижительным менталитетом и не без НЕГО русский орден недавно предал страну, строй и народ, так это еще не резон мне √ перестать держаться такого менталитета.

     

    И теперь я могу спокойно перейти к выявлению хвалы оному в рассказе ╚Потерянный рай╩ Виктора Сиротина (http://www.pereplet.ru/text/sirotin30jan06.html), хоть он об американской жизни.

     

    Не зря Россия и российское там упомянуты по два раза┘ Не зря - варваризмы┘ hitch-hike, red neck, simpletons и т.д. С переводом, отстоящим довольно далеко от места употребления. Чтоб неудобно было, чтоб негативизм у читателя зародился. √ Чужое. Чужое, заражающее собою свое. Вон, и Россия потащилась вслед за так называемыми цивилизованными странами.

    Но в России еще остается надежда:

    ╚И если наши ограбленные "реформами" пенсионеры и глубокие старики в подавленном молчании надеются на милость прохожих┘╩

    Это надо объяснить.

    В России еще есть память, что такое добро. И прорвавшиеся еще помнят, что прорвались они не без подлости. По отношению к непрорвавшимся. Пусть и не вот этим, просящим у них тут и сейчас милостыню. К другим. Но не без подлости некой. Потому и подают.

    Одно применение слова ╚ограбленные╩ говорит о наличии еще памяти о добре. То же и с применением кавычек - "реформами".

    Авторы реформ знали, что опустят большинство. Но им вряд ли приходится оказаться на расстоянии вытянутой руки от просящих. И не о них в рассказе речь. А о сориентировавшихся.

    Однако, каждый, кто был взрослым в то время, знает, что ориентирование на уровнях ниже организаторов реформ было тоже своеобразным ограблением.

    И именно потому, что еще свежа память о добре, ограбленные ╚надеются на милость╩.

    То, что они ╚в подавленном молчании╩ может, чисто логически, означать, что они винят себя за неумение сориентироваться. И тогда они √ приемлют капитализм. Но что если причина подавленности другая? Если они подавлены поражением Добра.

    Что причина именно в последнем, вытекает из того, ЧЕМУ противопоставлены ╚наши╩:

    ╚┘то эти [американские нищие] молодые да ранние едва ли не весело, а то и нагло выпрашивают подаяние╩.

    Эти приняли за норму, что человек человеку √ волк. Но ╚я╩-повествователь не принял.

    Смотрите, как описывает Карамзин парижских нищих, принявших капитализм как СВОЙ строй:

    ╚Здесь-то бедность, недостаток в средствах к пропитанию доводит человека до удивительных хитростей, истощает и разум и воображение! Здесь многие люди, которые всякий день являются на гульбищах, в Пале-Рояль, даже в спектаклях, причесанные волос к волосу, распудренные, с большим кошельком на спине, с длинною шпагою на бедре, в черном кафтане, не имеют копейки верного дохода, а живут, веселятся и, судя по наружному виду, беспечны, как птицы небесные. Средства? Они разнообразны, бесчисленны и нигде, кроме Парижа, неизвестны. Например: человек, изрядно одетый, который сидит в Café de Chartres за чашкою баваруаза, говорит не умолкая, с видом благородным, приятным, шутит, рассказывает забавные анекдоты ≈ знаете ли, чем живет? Продажею афиш, или всякого рода печатных объявлений, которыми здесь бывают облеплены стены. Ночью, когда город успокоится и люди по домам разбредутся, он ходит собирать свой корм, из улицы в улицу, сдирает со стен печатные листы, относит их к пирожникам, имеющим нужду в бумаге, получает за то несколько копеек, ливра два или целый экю, ложится на соломенный тюфяк в каком-нибудь гренье и засыпает покойнее многих крезов. Другой человек, который также всякий день бывает в публике, то есть в Тюльери, Пале-Рояль, и которого вы по кафтану сочтете клерком, есть... откупщик; но прошу угадать, какой? У него на откупе... все булавки, теряемые дамами в итальянском спектакле. Когда занавес опускается и все зрители выходят из залы, он только что является в театр и с дозволения директорского, между тем как гасят свечи, ходит из ложи в ложу подбирать булавки; ни одна не укроется от его мышьих глаз, где бы она ни лежала; и в то мгновение, как слуга хочет гасить последнюю свечу, наш откупщик хватает последнюю булавку, говорит: ╚Слава богу! Завтра я не умру с голоду!╩ ≈ и бежит с своим пакетом к лавочнику╩.

    Какие слова для нищих у Карамзина? √ ╚удивительных╩, ╚веселятся╩, ╚беспечны╩, ╚приятным╩, ╚шутит╩. А как они выглядят!.. √ Франты. Балагуры. Довольны жизнью.

    А в рассказе Сиротина? √ ╚уставшие от жизни люди╩, ╚дичают╩, ╚теряя человеческий облик╩, ╚полупервобытное состояние╩, ╚стаи╩ и т.п. А их слова вслед не подавшим милостыни: ╚Желаю Вам приятно провести день╩, ╚Господь благословит вас╩. √ Дипломаты? √ Да. Но в том смысле, что дипломатия √ язык врагов. И как факт: ╚Иногда, правда, у бродяг просыпается ощущение реального мира и они, вдруг, воспаляются агрессией ко всем, кто хоть чуть отличается от них╩.

    И, как контраст этим отбросам общества √ старуха Элизабет.

    Автор заставляет ╚я╩-повествователя впрямую не понимать ее:

    ╚┘я пришел к выводу, что дело здесь было, по всей видимости, в неком нерастраченном запасе чистоты в приятии людей╩, ╚Растеряв своих близких, она сумела сохранить в себе ровное настроение, в котором светилась доброта, приходящая лишь с долгими годами жизни. Но не всякими годами и не всякой жизни, а той лишь, которая умудрена приятием хорошего и отторжением всего злого и лицемерного╩.

    Я ограничился цитированием кусков со словом ╚приятие╩.

    Старушка ж настолько не принимает американскую жизнь, что живет буквально мимо нее. Она умерла, но не сдалась. А оставшиеся после не цветы √ символ оптимистического сверхбудущего, в котором капитализма не будет.

    И это подсознательно-специально сделано, что ошибся повествователь. Ибо автор не сверхисторический оптимист, а реалист, ИЩУЩИЙ путь в лучшее будущее. Он осторожненько противополагает Америке Россию. Да, идущую ЗА Америкой. За Америкой весь мир идет. Такова правда жизни. Но правда и то, что идем в пропасть. А Россия все же отстает┘

    Или вот √ там есть некий Адам. Выходец из какой-то традиционалистской цивилизации, судя по одежде, обуви, палке, величавости и иронии к окружающему приятию цивилизации техногенной. Как какой-то пророк. Пророкам положено ж выводить народ на путь спасения, - как бы намекает повествователь.

     

    ╚Может?..╩ - осторожно говорит своим рассказом Виктор Сиротин.

    Автор очень осторожен. Он ищет. Он реалист. И потому его стиль √ очерк. Физиология, как называли во времена Белинского. Не мешает даже символический пейзажный отрывок в начале, призывающий вернуться к непобедимой природе, и новеллистическая неожиданность в конце, дающая символическую же победу природе на незаасфальтированном куске в городе.

     

    10 октября 2006 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
269185  2006-10-13 11:04:33
Воложин http://art-otkrytie.narod.ru
- Я получил частное письмо Хоть оно и не имеет отношения к художественному смыслу (автор в художественном произведении вправе выдумывать, что угодно). Но в данном случае оно ж стилизовано под очерк. А это ж стиль, имеющий тесную связь с реальностью. Так если мой корреспондент прав, а Сиротин, так сказать, меня подловил на доверчивости, то мне необходимо признаться в своем проколе. Ибо тогда получается, что я был обязан найти сам признаки розыгрыша. А не смог. Но я по-прежнему буду наивно считать, что авторы художественных произведений самовыражаются, а не притворяются. И если ошибаюсь когда, то прошу считать это исключением, а не правилом. Итак, письмо: prochel ocherk Sirotina. Nu i lozh - dazhe esli otdelnie fakti verni. Emu bi stoilo napisat, POCHEMU v Amerike net starikov-nischih, esli uzh on napisal chto est molodie - kotorih, mezhdu prochim, kraine malo (v New Havene ih 2, i ih vse znajut, v Manhettene ja za vse godi videl 2-3). Vot ja v Amerike za 13 let videl 2 pjanih. A v Rossii? I advokati v Amerike ne mogut strich procenti s chuzhogo zaima - oni tolko bumagi oformljajut. Vonjajet eto vse. V Amerike polno strashnih problem, i mozhno bilo oblozhit ee bez vranja.

07.10.2006
10:11

Что если не только талант?

    ╚Боже мой! Автор, как вам хватило сил это написать!╩ - вырвалось у меня, когда я прочел рассказ Елизаветы Александровой ╚Там, где теперь её дом╩ . . .

05.10.2006
23:28

Ошибочка вышла

    Как-то мне пришлось несколько дней прожить в Палестине. А у меня бессонница, слишком чуткий сон. И вот раз я проснулся, - еще темно было, - от призыва муэдзина . . .

03.10.2006
23:57

Социо-, только не логия, а интуиция или Благо незнания

    Реалист Бальзак, наверно, умом не понимал окружающее общество, раз любил аристократию, а гнобил ее беспощадно. ╚Его великое произведение, - писал Энгельс, - . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100