TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.06.2007
19:25

Предпонимание

    Грешен я перед Велимиром Хлебниковым. - Не зная броду, сунулся в воду. Два раза сунулся. Один раз √ распространив на него то, что касалось Маяковского . . .

05.06.2007
16:15

Как может выжить Россия

    Силой духа. Так, спустя время, я осознал, почему мне перехватило горло в конце рассказа Дмитрия Крылова ╚Горло╩ (http://www.pereplet.ru/text/gorlo5.html). А осознание пришло от . . .

13.05.2007
18:26

Стоит ли мусолить одну деталь?!

    Такова реакция Волковича на реакцию на его ╚Собаки села Похмелевка╩ (http://www.pereplet.ru/text/volkovich10may07.html). Стоит мусолить деталь, если она высветляет замысел. А стоит ли . . .

08.05.2007
16:21

Каждый √ кузнец своего Успеха

    Впечатление какого-то бледного дежавю постепенно овладевало мною, пока я читал миниатюру Грановского ╚Дежавю╩ (http://www.pereplet.ru/text/granovskiy02may07.html). √ Где я что-то такое . . .

24.04.2007
17:20

Ни бэ, ни мэ, но кукареку

    Все так верно написано про рассказ Калашниковой ╚Запах моря╩ (http://www.pereplet.ru/text/kalashnikova10apr07.html): ╚Вы топчетесь на месте. Все время хочется спросить: ну и что???????? . . .

19.04.2007
21:59

Почему Осирис, или Что про себя не вполне знает сам Брущенко

    Не в моем обычае несколько раз обращать внимание на одного и того же современника-автора. Потому что я его вещь имярек рассматриваю, чтоб обнаружить породивший ее . . .

17.04.2007
21:14

Как пишут стихи неграфоманы

    Один мой товарищ (ну дуб в постижении искусства!) говорит: искусство √ это то, что непонятно. У него логика в большом почете. А у меня пунктик, что художественное √ . . .

12.04.2007
19:53

Русские на Паталипутре

    Это потом я стал вчитываться в фразы, вроде таких: ╚Решившись, Удалов вынул шестьдесят долларов, тремя двадцатками, заложил их в грамоту за победу в . . .

20.02.2007
17:27

Николай Рубцов (3-е продолжение)

    Этот опус не появился бы, если б я случайно не наткнулся на настоящий анализ рубцовского стихотворения одного (в книге В. А. Лукина ╚Художественный текст: Основы . . .

03.02.2007
15:54

Николай Рубцов (Еще продолжение)

    Мне все-таки тревожно. Стихотворений Рубцов написал очень много. Всех, прямо, не перечесть √ так страшен их смысл. Сил душевных не хватает. Но вдруг он все же и иным . . .

30.01.2007
21:12

Николай Рубцов (Продолжение)

    Я все-таки очень мало стихов Рубцова прочитал. Пару с начала книги, тройку с конца. А ведь знаю, что был у него счастливый кусочек жизни, связанный с командировкой в . . .

28.01.2007
16:08

Николай Рубцов

    Такую книгу я читал┘ Можно б сказать апокалиптическую. Но нет. Она научная. И потому, - не чета страстному ╚Апокалипсису╩, - написана безэмоционально. Факты, . . .

25.01.2007
18:55

Светлана Фельде

    Чем я могу быть полезен читателям, если всем рассказ нравится и все в нем все поняли? Какой кому интерес вникать, как я могу объяснить какую-то текстовую частность, . . .

28.12.2006
13:59

Какова воля Булгакова в смертных казнях очень советских людей, как-то посягнувших на Воланда

    Однажды, в перестройку, я выиграл спор у одного партийного сослуживца. - Знаешь, к чему относилось троекратное ╚учиться╩ в речи Ленина в 18-м году перед молодежью? - . . .

23.12.2006
20:12

"В лоб" и не "в лоб"

    Давно уж (http://art-otkrytie.narod.ru/nabokov.htm, http://topos.ru/article/3942) я вывел для себя, что Набоков всю жизнь имел одного и того же типа идеал √ идеал сверхбудущего. Это видно и из . . .

16.12.2006
14:09

Передвижники

    На одной из игр ╚Что? Где? Когда?╩ зимней серии 2006 года был вопрос: куда устроителям очередной выставки передвижников порекомендовал повесить свою картину . . .

10.12.2006
19:40

Предуказанность или непредвзятость?

    Юмореска Леонида Нетребо ╚Хохлы позорные╩ (http://www.pereplet.ru/text/netrebo07nov03.html) замечательно коротка. И уже этим одним кричит против тяжеловесных моих дум о характере . . .

06.12.2006
14:47

Еще о Нечипоренко

    А что если специально Юрий Нечипоренко в рассказе ╚Моторчик╩ (http://www.pereplet.ru/text/motor.html) сделал незабористый, бедный конец? И язык изложения √ ненасыщенным сложными метафорами и сравнениями? (Я даже в первом подходе к рассказу бросил его читать √ от скучности стиля повествования.)

    После выявления (http://www.pereplet.ru/volozhin/19.html#19) неслучайности подобной простоты в рассказе ╚Брат╩ я вернулся к ╚Моторчику╩.

    И у меня возникла было проблема, как сопрячь коллективизм, по большому счету, художественного смысла ╚Брата╩ с каким-то экзистенциализмом, что ли, ╚Моторчика╩.

    Страсти┘ Скорость┘ Любовь┘

    Знаете шукшинского Матвея из рассказа ╚Думы╩?

    ╚┘вспомнилась другая ночь. Она была черная та ночь. Они с отцом и с младшим братом Кузьмой были на покосе километрах в пятнадцати от деревни, в кучугурах. И вот ночью Кузьма захрипел: днем в самую жару потный напился воды из ключа, а ночью у него ⌠завалило■ горло. Отец разбудил Матвея, велел поймать Игреньку (самого шустрого меринка) и гнать во весь дух в деревню за молоком.

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Матвей слухом угадал, где пасутся кони, взнуздал Игреньку и, нахлестывая его по бокам волосяной путой, погнал в деревню. И вот... Теперь уж Матвею скоро шестьдесят, а тогда лет двенадцать-тринадцать было - все помнится та ночь. Слились воедино конь и человек и летели в черную ночь. И ночь летела навстречу им, густо била в лицо тяжким запахом трав, отсыревших под росой. Какой-то дикий восторг обуял парнишку, кровь ударила в голову и гудела. Это было как полет - как будто оторвался от земли и полетел. И ничего вокруг не видно: ни земли, ни неба, даже головы конской - только шум в ушах, только ночной огромный мир стронулся и понесся навстречу. О том, что там братишке плохо, совсем не думал тогда. И ни о чем не думал. Ликовала душа, каждая жилка играла в теле... Какой-то такой желанный, редкий миг непосильной радости╩.

    Но в своем антирационалистическом (против заорганизованных залетов социализма) порыве Шукшин не побоялся дать антиобщественную, аморальную ноту в экзистенциализме.

    А у Нечипоренко страсти какие-то кастрированные, что ли.

    От инвентаризации достижений героя под воздействием любви вспомнился вольтеровский Простодушный:

    ╚Мадемуазель де Сент-Ив полюбопытствовала насчет того, как ухаживают кавалеры в стране гуронов.

    - Совершают подвиги, - ответил он, - чтобы понравиться особам, похожим на вас╩.

    Но герой Нечипоренко со своей первой любовью ни разу и не поговорил. Иначе как богиней в его внутреннем мире она перед нами не предстает. Ни малейшего ущерба никому вокруг эта платоническая любовь не приносит.

    То же со скоростью моторизованных велосипедов. Даже кудахтанье кур под ними это метафора тарахтения моторчиков. Пострадал ли хоть один владелец кур? √ Ни слова. Есть, правда, полуфраза о воровстве, безнаказанном из-за дальности поездок. Но оно впрямую оправдано:

    ╚┘мы не делали ничего дурного, а если и тибрили яблоки и подсолнухи, горох и початки кукурузы, то это само росло на земле - и на это мы имели права наравне со всеми╩.

    И потом упор в рассказе на скорости, а не дальности.

    Есть, правда, слово ╚рокеров╩┘ Но оно буквально мелькнуло только. И тоже морально самортизировано.

     

    И тут опять можно вспомнить, что о прошлом пишут ради настоящего.

    Слишком много в настоящем, в постсоветском, по-старому аморального, ставшем нормой по-новому. И автору это не нравится. Он для того как бы дистиллирует описываемое экзистентное вдохновение, возгоняя его к общественно ценному, а не индивидуально ценному.

    Та же ассоциация с Вольтером┘ Просветитель же. Просвещение ж в чем параллель с идеалом социализма. И наоборот. Кто поддержал так называемых демократов, Ельцина, во время ГКЧП? Рокеры, антиобщественный элемент, своими опасными разъездами по улицам возмущавшие жителей. Принципиальные индивидуалисты. Что самортизировано Нечипоренко.

    Так что проблема сопряжения ╚Моторчика╩ с коллективизмом ╚Брата╩ отпала.

     

    А формальная простота?..

    Если правда, что первая им сочиненная вещь ╚могла бы сойти за литературный авангард╩, то он поступил по-авангардному круто, когда ╚Моторчик╩ лишил забористого конца, как по-старому полагается.

    Я думаю, Нечипоренко ╚рассуждал╩ приблизительно так.

    Чему в СССР правое диссидентство соответствовало в искусстве? √ Скорее андеграунду, формализму, авангарду. Поэтому если теперь (а я исхожу из того, что ╚Моторчик╩ написан теперь, раз помещен автором в 2000 году не куда-нибудь, а в ╚Русский переплет╩, в котором с 1999-го он редактор), - если теперь правые ненавидимы большинством (теперь и им, Нечипоренко), то и форма протеста против них должна быть старомодной, так сказать.

    Но было бы нашей ошибкой счесть, что это реализм.

    Скажем, реалист ли Тургенев в своей первой значительной вещи, ╚Записках охотника╩ с их идеализацией крестьян? √ Если верить положению, что аж до Чехова все русские писатели поначалу испытывали влияние романтизма, то и Тургенев сперва был как бы романтическим реалистом.

    И ╚Моторчик╩ где-то такой по идее.

    Вот только здоровенной дозой нехудожественного выражения ╚в лоб╩ отдает.

    Ну да простим за хоть каплю неожиданности.

     

    6 декабря 2006 г.

02.12.2006
13:34

Юрий Нечипоренко

    Читаю вот такие слова знаменитого Виктора Шкловского: ╚вещь может быть: 1) создана как прозаическая и воспринята как поэтическая, 2) создана как поэтическая и . . .

30.11.2006
16:34

Николай Васильевич Гоголь

    Я придерживаюсь того убеждения, что писатель это не мыслитель. Ценность его художественного произведения имярек не в открытии истины, неведомой до появления . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100