TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.07.2019
10:14

Хорошо, что есть Дмитрий Быков

    Хорошо, что есть Дмитрий Быков. Он активный. То и дело попадается мне на глаза. А что он ни напишет, чаще всего оказывается ошибкой. И – я имею повод, проверяя, . . .

07.07.2019
08:22

Не красит это Некрасову

    Гос-споди! Какая это нуда – быть ребёнком! Оказывается. Полная зависимость и скрытый протест. Я о себе что-то такого не помню. (Я люблю примеривать на себя то, что . . .

06.07.2019
10:53

А ну-ка!

    Люблю загонять себя в тупик. Относительный, конечно, в данном случае. Потому что очень известен автор, и, наверно, что-то написано толковое и об этом стихотворении – “Похороны” (1911 Ахматовой. Так вот: смогу я увидеть тут ницшеанство (которое для Ахматовой давно открыто, хоть зачастую об этом и умалчивается)?

    Поначалу я просто ничего не понял (а это запросто с Ахматовой, по-моему, не только для меня). Она ведь, так сказать, пятые акты трагедий писала. Мудрено ведь по пятому акту разгадать трагедию.

    Похороны

       
     

    Я места ищу для могилы.

    Не знаешь ли, где светлей?

    Так холодно в поле. Унылы

    У моря груды камней.

    А она привыкла к покою

    И любит солнечный свет.

    Я келью над ней построю,

    Как дом наш на много лет.

    Между окнами будет дверца,

    Лампадку внутри зажжем,

    Как будто темное сердце

    Алым горит огнем.

    Она бредила, знаешь, больная,

    Про иной, про небесный край,

    Но сказал монах, укоряя:

    “Не для вас, не для грешных рай”.

    И тогда, побелев от боли,

    Прошептала: “Уйду с тобой”.

    Вот одни мы теперь, на воле,

    И у ног голубой прибой.

    Оказалось, сестру лирическое “я” (Ахматова) похоронила. Под Севастополем (потому тут море). Но не понятно, кому “я” про сестру рассказывает: "Она бредила, знаешь, больная, / Про иной, про небесный край”? Не понятно про монаха (какого-то непонятно жестокого; его ж отпустить грехи позвали.)

    Наверно, монах не умирающей говорил (та не в сознании {" бредила”}), а лирической героине, “я”. Он это от отчаяния сказал. Не может же отпустить грехи. Больная не только не кается, она ещё и одержима (или почти одержима) тщеславием или гордыней (раз бредит "Про иной, про небесный край”). Говорят, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Не может быть безгрешных людей в принципе. Даже младенцы кусают грудь матери, да и зачаты в грехе. А больная не покаялась я покололась, высказав свою мечту.

    И потом – что это за бред, если больная реагирует на слова бессилия монаха так мстительно: "Прошептала: “Уйду с тобой””. С жестокосердным, по её мнению, монахом, получается.

    То есть больная богоборец какой-то! И что-то не чувствуется душевного разлада с нею лирической героини. Они одинаковые душами! И в том разгадка повторяемости слога "бой” в конце стихотворения! – "…голубой прибой”.

    Это – образ единения двух душ: умершей сестры (Инны) и “я” (Анны). "Они сошлись. Волна и камень…”.

    Сошлись "на воле” от религии. Собственно не теперь сошлись, после смерти. А всегда были вместе. Только раньше им в их богоборчестве противостоял Бог (они ещё не окончательно закоренелые грешницы были). Из было трое. А "теперь” “одни мы”. Без Бога.

    Ладно, можно не думать, что “я” кому-то живому третьему рассказывает. Это “я” заговаривается, мысленно общаясь с душой сестры. Именно заговаривается, то обращаясь к ней во втором лице ("Не знаешь ли”), то всё-таки в третьем, то в прошлом времени, то в настоящем, будто к живой.

    И будет у них теперь, после окончательного разрыва с христианским Богом, своя вера: в "темное сердце”, которое будет "Алым огнем” гореть. Огнём одной или нескольких смертных, по христианству, страстей: "Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин… перечисляет в такой последовательности: чревонеистовство, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость” (https://pravoslavie.ru/6879.html).

    Иномирие какое-то, антихристианское. Что и присуще ницшеанству.

    Получилось!

    4 июля 2019 г.

     

05.07.2019
12:40

Грусть-тоска меня съедает

    К 75-й годовщине со дня рождения моей Наташи. Грусть-тоска меня съедает от операции применения известного к очередному произведению. За разбор которого надо . . .

04.07.2019
14:31

Спасибо

    В цифровой области всё очень быстро меняется. Лет 10 назад я ещё получал по электронной почте отклики на свои статьи. Даже завёл на своём сайте раздел “Отклики”, а . . .

03.07.2019
13:02

Как всё сложно!..

    Одно точно: как это хорошо, когда посмотрел кино – и в полной растерянности, что ты увидел. “По главной улице с оркестром”. Ну неужели в 1986 году Пётр Тодоровский . . .

01.07.2019
17:51

Что-то не то.

    Разрешите начать с самоцитаты. От Чехова отличается только тем, что тот идеально прятал своё авторское отношение: "ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ [Ольга и Ирина . . .

01.07.2019
08:48

Повод для сарказма

    У меня есть такой грех: я, отрываясь от искусствоведения, включаю телевизор и смотрю новости, а иногда и что-то похуже. А в центральном российском телевидении полно . . .

30.06.2019
13:48

Искусство вымысла

    Искусство вымысла – термин Вейдле. Он его отличает от искусства слова. В искусстве слова иным образом, чем озарило вдохновение, выразиться нельзя. С вымыслом – . . .

27.06.2019
09:34

ЧТО-ТО

    ЧТО-ТО есть признак художественности в моей системе эстетических координат. Что-то, словами невыразимое. И, слушая пение Юлии Чичериной, я явно чую это ЧТО-ТО. Но. Я . . .

26.06.2019
10:18

В кои веки... или Повод прочитать нечитанное у Макса Дворжака

    В кои веки мне предложили истолковать картину. Так: "Твой метод о чем поведает?”. И прислана репродукция без автора, названия и времени создания. Кампен . . .

25.06.2019
17:57

Грубятина

    Что может быть антиподом негативной вкусовщине? – Грубятина. И я, пожалуй, скорее за неё, чем за вкусовщину. Тем более что моя привычка опираться в толкованиях на . . .

23.06.2019
15:43

К годовщине смерти моей Наташи

    С музой и без неё. Прелесть неточных наук… Я во всю пользуюсь возможностью пускать в обращение недодуманное. Иначе, наверно, и нельзя переводить из подсознания в . . .

22.06.2019
13:39

Необычная статья

    Это будет необычная для меня статья. Всегда я стараюсь найти художественный смысл произведения искусства, если оно – произведение неприкладного искусства. Если . . .

21.06.2019
08:53

Догадка

    Пишу в расчёте, что вы, читатель, или помните “Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове” (написана Гайдаром в 1931 году в психбольнице, . . .

20.06.2019
08:51

Авантюррра

    Авантюра будет основана на том, что идеал, мол, художника, вдохновляющий его на творчество, есть штука инерционная, быстро не меняющаяся (Пушкин – исключение). И . . .

17.06.2019
12:54

По противоположности...

    Когда-то я так забавлялся с женщиной, которая сделала меня мужчиной: я смотрел ей в глаза, в один глаз, находил там отражение себя, в том отражении разыскивал мои . . .

15.06.2019
20:30

Глубина

    Мне хочется поговорить о том, что, казалось бы, не в моём амплуа. О детском приключенческом фильма “Частное слово” (2012). С незаметной, но существенной заменой в . . .

14.06.2019
12:07

Ругательное слово

    Ругательное слово хочется произнести… Давным-давно, в СССР, я, провинциал, как-то сумел привлечь к себе внимание “Литературной газеты” настолько, что мне . . .

13.06.2019
15:00

Злость

    - Ну как можно злиться на человека, взявшегося показать фокус? Зрители ахнули. Разве это недостойное дело? - Недостойное. Если фокус не заявлен заранее как таковой . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100