Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
05.07.2019 |
|
||||||||||||
04.07.2019 |
Спасибо В цифровой области всё очень быстро меняется. Лет 10 назад я ещё получал по электронной почте отклики на свои статьи. Даже завёл на своём сайте раздел “Отклики”, а там – подраздел “Переписка”. Но потом появились соцсети, ютюбы, ещё что-то. И я перестал получать письма-отклики. Как вдруг – стараниями одного устроителя виртуальной жизни – мне стали приходить письма-отклики на то, что я разместил в одном так называемом блоге. Комментатор оказался толковым. Я получил удовольствие, так как для ответа мне пришлось полдня потратить, чтоб подготовиться к ответу ему. Отрывок из его письма: "А художественность без противочувствий бывает? Если забыть об убедительной силе Выгодского, и перечитать кое-что “попроще” (imho) , скажем, - У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит...- - и так далее”.
Выготский не стал публиковать при жизни свою “Психологию искусства”, хоть и получил за неё учёную степень в 1925 году. Что-то его останавливало. И я смею думать, что догадался, что. Его теория (что художественность – это наличие в тексте противоречий, возбуждающих осознаваемые противочувствия, и наличие вне текста {в подсознании восприемника} результата столкновения этих противочувствий – катарсиса {вовне проявляющегося беспричинными признаками непонятной эмоции, типа слёз и др.}), - его теория оставляет в стороне образность. Образность наличествует и в тексте (ЧЕМ выражено), и в переживании (ЧТО выражено). А переживание, в свою очередь, бывает или сознаваемым, или подсознательным. Ещё – выражать или нечто местное (Вейдле считал немецкое “blitz" лучшим русской “молнии”), или идею целого произведения (как капля – вкус моря). Так вот только последнее плюс подсознательное я склонен называть художественным. Остальная образность – эстетически ценна. Она есть не только в произведениях искусства, она есть и вне его.
Поэтому художественным во вступлении к “Руслану и Людмиле” я считаю лишь это место:
Считаю – за вмешательство автора. Оно принципиально иное, чем вмешательства автора после вступления:
И так далее – во множестве мест. Эти вмешательства – образ. Чего? "Все темы пушкинской поэмы решаются с помощью контрастов древнего (“преданья старины глубокой”) и современного (рассказчик-современник постоянно комментирует все события), сказочного и реального (в смысле реальности чувств), высокого и комического, интимного и иронического… … мы постоянно чувствуем авторскую интонацию, отражающую вольнодумные, просветительские взгляды” (Фомичёв. http://os.x-pdf.ru/20istoriya/777260-2-s-fomichev-poeziya-pushkina-tvorcheskaya-evolyuciya-otvetstvenniy-reda.php). У Пушкина за жизнь сменилось около дюжины идеалов. (Он в этом отношении был исключительный.) Когда он начинал и продолжил писать поэму “Руслан и Людмила” ( 1817 – 1820), им владел просветительский идеал гармонии высокого и низкого. Потом случился крах. Разочарование. И в продекабризме его друзей (они агитации ради стали распространять под его именем его и не его стихотворения {а что ж будет, когда они придут к власти?!}). И просто в друзьях (пустили слух, что его в полицейском участке избили). И, главное, он крепко влюбился (в Наташу Кочубей, повторно), и не было взаимности. – Он почти потерял дар творчества. И… спасся. В ссылке. Где – так случилось – была особая воля. Где он влюбился (и не безответно) в Анну Гирей (та была потомком Крымского хана). И женился б… И это его вернуло к творчеству. Да не романтическому, а реалистическому. И он приделал к “Руслану и Людмиле” Эпилог с описанием своего недавнего творческого упадка:
Это противоречило всей поэме, её тону "общественного вольнолюбия” (Фомичёв). И это было враньё на себя: у него уже не было творческого упадка. Он переходил к реализму. Столкновение противочувствий от всей поэмы с Эпилогом как раз и давало чуткому читателю катарсис в духе реализма. Но где такие чуткие? Все считали поэму романтической. "…сочетание в одном произведении, в одном повествовательном потоке, в одном жанре тех идеологических и эстетических начал, которые ранее мыслились и существовали отдельно, было одним из главных новшеств „Руслана и Людмилы" и явилось выражением романтического отрицания незыблемости жанров. В этом смысле „Руслан и Людмила" была действительной романтической поэмой” (Фомичёв). А Пушкина это как-то не устраивало. Чем дальше, тем больше. Потому что, идя по пути реализма (не без зигзага опять в романтизм {повлияли революции в Испании, в Италии, в Греции и даже совсем рядом в Молдавии}), он стал в итоге (из-за поражения всех этих безнародных революций) романтизм презирать. Его в таком состоянии с Юга перевели в Михайловское. Там – няня, сказки… – И он захотел “попроще”, чем противоречием поэмы и Эпилога – как написал мне откликнувшийся – открестить “Руслана и Людмилу” от гражданского романтизма (этот стиль ещё и так называется). И сочинил и приделал к поэме “У лукоморья дуб зелёный…”. А там, образом любящего народ рассказчика, ознаменовал, так сказать, своё кредо реалиста. Считающегося с действительностью, а не витающего в пустых мечтах, как романтики. Вот такой образ, поскольку он касается целой поэмы, я и называю художественностью. Я подозреваю, что всё описанное Пушкин проделал под влиянием подсознательного идеала реализма. Как факт – такого термина тогда даже не существовало. А образ, пожалуйста, был дан. 4 июня 2019 г.
|
||||||||||||
03.07.2019 |
|
||||||||||||
01.07.2019 |
|
||||||||||||
01.07.2019 |
|
||||||||||||
30.06.2019 |
|
||||||||||||
27.06.2019 |
|
||||||||||||
26.06.2019 |
В кои веки... или Повод прочитать нечитанное у Макса Дворжака
|
||||||||||||
25.06.2019 |
|
||||||||||||
23.06.2019 |
К годовщине смерти моей Наташи
|
||||||||||||
22.06.2019 |
|
||||||||||||
21.06.2019 |
|
||||||||||||
20.06.2019 |
|
||||||||||||
17.06.2019 |
|
||||||||||||
15.06.2019 |
|
||||||||||||
14.06.2019 |
|
||||||||||||
13.06.2019 |
|
||||||||||||
11.06.2019 |
|
||||||||||||
10.06.2019 |
|
||||||||||||
07.06.2019 |
|
<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"