Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
04.08.2023 |
Благое для всех сверхбудущее
Это я на таком варианте типа идеала остановился для фильма К. Шахназарова “Зимний вечер в Гаграх” (1985). Тут как Шекспир в “Гамлете”, чувствует, что наступает такой ужас, как капитализм, ещё не зная этого слова. Шахназаров не знал, может, словосочетания “реставрация капитализма”, понимая его как бесполётность по сравнению с полётом, с коммунизмом (саморазвитием каждого человека), которому не суждено наступить очень и очень долго. Бесполётность у режиссёра выражается какой-то нечеловеческой, механической музыкой. Балетмейстер перечисляет, чем он руководствуется: "…машинерия, программирование, стандартизация…”. На самом деле, как оказалось в жизни потом – Потребление. А саморазвитие как цель, уже начало прорезаться даже в том лжесоциализме, из-за лже- которого реставрация и произошла. Режиссёр это называет словами чечёточника Беглова: "кураж”. И вот Брежнев умер в 1982. Потом к власти пошли старцы Андропов и Черненко. И вот в 1985-м появился кураж-Горбачёв. Но фильм-то снимался с 1983-го. Значит, трагедию Шахназаров чуял. (Зря её называют музыкальной драмой. – Там же, понять можно, что Беглов умирает. А его чечётка возрождается мифически, а не реально. Герой умирает, но идея его, если и оживёт, то в сверхбудущем.) Фабула фильма – как погибла чечётка-кураж. Так устроено, что преемницей должна была стать дочь Беглова. (Это как циркачи передают мастерство внутри семьи.) Но жена бросила Беглова и вышла за другого, и дочь сызмальства жила с нею в отчуждении от папы. И плюнула на чечётку. Много лет спустя подвернулся молодой человек из Воркуты, Аркадий, но то одно, то другое (в том движение сюжета) мешали его учёбе на чечёточника. – Перед нами трагедия человека, которому некому передать мастерство и кураж. Это образ общества “строителей” (в кавычках) коммунизма, которым не суждено его построить. И прикрывается усыплением типа “все в землю лягут, всё прахом будет”. Миллионы и миллиарды бесследно проживают свою жизнь. Вот и нечего рыпаться. И – один за другим сыплются на Беглова удары жестокой жизни, торопящие его уйти бесследно. Дочка его просит не прийти на её свадьбу (чтоб не тревожить отчима). Даже самообман общественно бесполётных – кураж в личных переживаниях – купить себе понравившийся диван – лопнул. И он получил второй (первый не показан) инфаркт. Он и умер в самообманном видении-воспоминании, как он раз в Гаграх поддался просьбе маленькой дочки и выступил с чечёткой в каком-то санатории вместе с нею. Он думает, что это высший миг его жизни, как жизни личных переживаний. (И страстно, мол, хотел бы повторения этого мига.) А объективно ценность была в преемственности куража. В движении к коммунизму. Она и происходит в мистическом плане после его смерти. – Присутствовал при его последней мечте и смерти Аркадий (неудачник пришёл навестить неудачника). Он объективно понял мечту о преемственности куража. И чудесным образом отбивает чечётку в пустом театре с каждой секундой всё лучше и лучше, доходя до виртуозности Беглова за пару минут. Герой умер – идея его останется жить, но в сверхбудущем. Как коммунизм. 4 февраля 2023 г.
|
02.08.2023 |
|
01.08.2023 |
Как Шевчука использовали втёмную
|
31.07.2023 |
|
30.07.2023 |
Темнота эстетическая и патриотическая сродны
|
29.07.2023 |
|
28.07.2023 |
|
26.07.2023 |
|
25.07.2023 |
|
20.07.2023 |
|
19.07.2023 |
|
17.07.2023 |
Если долго мучиться, что-нибудь получится?
|
16.07.2023 |
|
15.07.2023 |
|
13.07.2023 |
|
08.07.2023 |
Как посмел Рембрандт покуситься на гравюру Сегерса? Переделал!
|
05.07.2023 |
|
04.07.2023 |
|
25.06.2023 |
|
21.06.2023 |
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"