TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


04.08.2023
09:58

Благое для всех сверхбудущее

    Это я на таком варианте типа идеала остановился для фильма К. Шахназарова “Зимний вечер в Гаграх” (1985). Тут как Шекспир в “Гамлете”, чувствует, что наступает . . .

02.08.2023
15:25

Неистребимое раздражение на искусствоведов,не знающих, что художник не то хотел нам «сказать», что мы видим глазами

    Впечатление, что ко мне с Запада (из США, социальная сеть для учёных academia.edu) подбираются тихой сапой в надежде сделать своим. Нашли моё имя в публикации . . .

01.08.2023
17:45

Как Шевчука использовали втёмную

    Есть такой Шарп. Им, если верить информации, создана теория цветных революций. Они призваны устраивать в странах государственные перевороты в пользу . . .

31.07.2023
10:44

И кто я такой после этого?

    ""Натягивать сову на глобус” — это крылатая фраза. У неё есть несколько значений: 1 — Подтасовывать факты, делать неоправданные утверждения. 2 — Делать . . .

30.07.2023
19:14

Темнота эстетическая и патриотическая сродны

    Под поисковым окном электронной почты mail.ru остановила внимание такая новость: "Экспозицию Третьяковки проверят из-за жалобы посетителя”. Прочёл и, как . . .

29.07.2023
11:46

Я не мог спать…

    Старость – не радость. Не могу переносить сильное впечатление. Наткнулся на непонятность в картине, и не смог заснуть ночью. Пришлось встать, одеться и . . .

28.07.2023
16:54

Работай тупо

    Работай тупо Такой девиз у меня, инженера, был, когда мне в распоряжение попадал только что принятый на работу в КБ выпускник института. Всю творческую работу . . .

26.07.2023
18:51

Не наш Шевчук

    Я наткнулся на такой текст и не смог промолчать: "…а был ли он [Шевчук] вообще когда-то с нами? Ведь все его поездки широко рекламировались и всё это можно уже . . .

25.07.2023
08:17

Я не понимаю. А вы?

    Вообще-то это – сдача позиции. Мне предрекал это умнейший мой товарищ: “Ты испишешься. И не сможешь отказаться писать. И станешь писать ерунду”. Я не понял, . . .

20.07.2023
08:10

Что бы это значило?

     

    Я сперва покажу, а потом начну рассуждать.

    Гребенков.

    Ни названия, ни даты создания картины я найти не смог. Художник, Гребенков, Михаил Николаевич, жил в 1922-1995 гг.

    С похожей точки зрения сделана такая картина:

    Саврасов. Вид на Московский Кремль весной 1873 года.

    С похожего места – такое:

    Современное фото есть с приблизительно того же места:

    Отовсюду не видно Спасской башни. Чуть правее Колокольни Ивана Великого видна на фото Троицкая башня. От Беклемишевской (она круглая) до Спасской три маленькие: Константино-Еленинская, Набатная и Царская. Неужели у Гребенкова именно они и видны? Причём Константино-Еленинская – еле-еле. Как бы туман её прикрыл. Но почему дальше оборвано. – Специально, чтоб не нарисовать Спасскую? Символ государства**… У живописцев и гравёров тоже нестыковки с действительностью. В гравюре 1889 года нет Большого Кремлёвского дворца, какой есть в 1873-м у Саврасова. Но только у Гребенкова так намерено пусто место, где должна была быть Спасская башня. (На фотографии она, наверно, за деревьями.)

    Не в том ли разгадка, как я наткнулся на этого Гребенкова.

    Солженицын противопоставлял Советскому Союзу Россию. Мне захотелось узнать, как у него было с религией.

    Так вот духовник Солженицына, когда тот вернулся в Россию, говорит:

    "Я здесь Промысл Божий вижу в том, что у меня в жизни был ещё человек, чем-то очень похожий на Александра Исаевича, — мой учитель Михаил Николаевич Гребенков — тоже человек творческого труда, перенесший войну — фронтовик и художник. От Гребенкова, ещё до встречи с Александром Исаевичем, я узнавал много страшных фактов о войне, о человеческих взаимоотношениях того времени, вовсе не героических, не таких, о которых писали в советских газетах и книгах.

    И при общении с Александром Исаевичем я вспоминал Михаила Николаевича — это люди одного духа” (https://rusk.ru/st.php?idar=82753).

    Я полез искать картины этого Гребенкова, и Кремль моё внимание остановил – очень уж густой туман накрыл Москву. Справа вверху и чуть ли не до середины есть нечто, похожее на блик от осветительной лампы при фотографировании репродукции. А может, это солнце, так и не сумевшее пробиться сквозь мряку, опустившуюся на страну, от страшного государства, которое при смене столицы Спасскую башню избравшего своим символом. “Глаза мои его б не видели”, - как бы сказал себе Гребенков и… не изобразил Спасскую башню вообще.

    Я было думал, что отсутствие флага над куполом Большого Кремлёвского дворца тоже что-то значит. Но, оказалось, нет:

    "…на которой установлен флагшток. Во время заседаний Верховного Совета СССР или РСФСР на нем поднимают государственные флаги СССР или РСФСР” (https://kreml-msk.ru/kreml-dvorec.html).

    Зато значит цвет – свинцовая вода, свинцовая вся картина, свинцовая жизнь в СССР*.

    24 января 2023 г.

    *- А может, Спасской башни не видно потому же, почему её не видно на других репродукциях с той же точки зрения? И нет политического подтекста…

    - По другим вещам видно, что есть.

    “…сформировать собственную манеру живописи в период господства социалистического реализма и особенно в 1950-е годы было не просто, а если быть точнее, то и небезопасно. М.А. Чегодаева описывала происходящее следующим образом: “Вторым качеством, которым ни в коей мере не должен был обладать "социалистический реализм", была оригинальная опять-таки своя, индивидуальная форма – узнаваемая, лично художнику принадлежащая, им самим "добытая" живописная или графическая манера. Условность и экспрессия, декоративность, фантазия и живое "настроение", живописность фактуры и мазка, артистизм линии –все это было загнано в один "воронок", задвинуто одной решеткой, припечатано одним клеймом "формализм"”. В результате сложившейся ситуации не многие художники ставили перед собой формальные задачи, однако в период десталинизации (середина 1950-х –середина 1960-х годов) началась частичная демократизация общественной жизни в СССР, называемая “оттепелью”, заметно ослабела цензура в области искусства, и условия для живописных поисков стали более благоприятными.

    …переход… от “пластического” видения… к “живописному” видению, где художника начал интересовать зрительный, а не осязательный образ. Практическое различие проявилось в трансформации “скульптурного” объема в “живописное” плоское цветовое пятно без ущерба для предметной реальност” (https://академия-строганова.рф/uploads/catalogfiles/482_popov_text_dissertacia.pdf).

    Гребенков. Осенний лес. Оргалит, масло.

    Гребенков. Небо над Москвой.

    Левее центра, похоже, университет на Ленинских (Ворбьёвых) горах. Окончание его строительства было в 1953-м.

    Гребенков. Москва. Картон, масло.

    Это как бы страстный протест против заорганизованности в тоталитраном государстве.

    Почти нигде нет ни назвааний и совсем нет дат. А где есть (в одной), становится ясно, что ему не надо было разрешения хрущёвской оттепели, чтоб возродить через треть века ""живописное” плоское цветовое пятно”.

    Гребенков. Стога. 1939. Холст, масло.

    Другое дело, что до 60-х годов не было ядерного паритета, и объективно и нельзя было отказываться от тоталитаризма. Но такой прозорливостью Гребенков не обладал. Он просто хотел возврата к старому.

    26.01.2023.

    **- Просто круглая башня не Беклемишевская, а Водовзводная. И Колокольня Ивана Великого заслонила собой Спасскую башню.

    - Ваша правда. Но это не мешает идее устранить символ советской государственности из виду.

    25.02.2023.

19.07.2023
19:10

И опять Прилепин не прав

    Ленин: Когда я умгу, вы мне *** отгежьте. Члены ЦК: Зачем, Владимир Ильич?! Ленин: Эта политическая пгоститутка Тгоцкий скажет: “Ленин умег – и *** с ним”. – И опять . . .

17.07.2023
15:55

Если долго мучиться, что-нибудь получится?

    Начинаю писать с самозаданием: найти тот изъян того прогресса для Сосноры во “Всадниках” (1959–1966), из-за которых ему приходилось закусывать губу до крови . . .

16.07.2023
08:02

Православие?

    Мне, как воинствующему атеисту, не нравится похожесть нынешней истории на Апокалипсис (с Антихристом-Западом) и противостоящую Злу Святой Русью, хранимой Богом . . .

15.07.2023
11:43

Вариант разгадки Филатова

    Мне понадобилось чётче проговорить для себя (и для других желающих), как мог автор “Пушкина” (см. тут) публиковать графоманские (см. тут и тут) “Тот клятый год уж . . .

13.07.2023
09:48

Гениален ли «Федот» Филатова

    Преднамеренность искусства не создаёт. Вейдле Вспоминая комнату, в которой я в раздражении подошёл к телевизору и выключил Филатова, читающего в телестудии . . .

08.07.2023
09:38

Как посмел Рембрандт покуситься на гравюру Сегерса? Переделал!

    Вот так. Сегерс. Товий и ангел. 1633. Рембрандт. Бегство в Египет. 1651. К Рембрандту в руки попала медная доска Сегерса. Он правую часть заполировал и выгравировал . . .

05.07.2023
19:08

Инна Чурикова умерла

    У меня началась чёрная полоса: не о чём писать. Когда у меня полоса светлая? Когда я натыкаюсь на книгу очень умного учёного, занимающегося искусством. Если мой . . .

04.07.2023
16:54

Ход мысли

    Оспариваемая мною Кира Долинина огорчила: очередная её заметка в книге “Искусство кройки и житья. История искусства в газете, 1994–2019", которую я собрался . . .

25.06.2023
14:43

Крепко рискую

    Состязаясь с Кирой Долининой (она не касается вопроса “что этим хотел сказать автор”, а я только этим и занимаюсь), я крепко рискую. Ответить на такой вопрос – . . .

21.06.2023
10:38

Давненько не брал я…

    Давненько не брал я тексты Киры Долининой для присобачивания отсутствующего в них рассказа, что этим хотел сказать художник. Теперь очередь пришла к такой её . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100