TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


04.08.2023
09:58

Благое для всех сверхбудущее

    Это я на таком варианте типа идеала остановился для фильма К. Шахназарова “Зимний вечер в Гаграх” (1985). Тут как Шекспир в “Гамлете”, чувствует, что наступает . . .

02.08.2023
15:25

Неистребимое раздражение на искусствоведов,не знающих, что художник не то хотел нам «сказать», что мы видим глазами

    Впечатление, что ко мне с Запада (из США, социальная сеть для учёных academia.edu) подбираются тихой сапой в надежде сделать своим. Нашли моё имя в публикации . . .

01.08.2023
17:45

Как Шевчука использовали втёмную

    Есть такой Шарп. Им, если верить информации, создана теория цветных революций. Они призваны устраивать в странах государственные перевороты в пользу . . .

31.07.2023
10:44

И кто я такой после этого?

    ""Натягивать сову на глобус” — это крылатая фраза. У неё есть несколько значений: 1 — Подтасовывать факты, делать неоправданные утверждения. 2 — Делать . . .

30.07.2023
19:14

Темнота эстетическая и патриотическая сродны

    Под поисковым окном электронной почты mail.ru остановила внимание такая новость: "Экспозицию Третьяковки проверят из-за жалобы посетителя”. Прочёл и, как . . .

29.07.2023
11:46

Я не мог спать…

     

    Старость – не радость. Не могу переносить сильное впечатление. Наткнулся на непонятность в картине, и не смог заснуть ночью. Пришлось встать, одеться и разобраться. (Вечная какая-то удача мне сопутствует почему-то: удаётся и удаётся разобраться…) У меня даже смешанные чувства: радоваться случившемуся или печалиться. Печаль – от слабости душевной или нервной, это ж не хорошо – совсем не спать… Тем не менее соблазн велик – я опять обращаюсь к источнику неоднократного раздражения, к дзен-каналу “Живопись”, к Лёле Городной (это из-за ею привлечённой репродукции я прошлой ночью не спал). Она неизменно производит в своих статьях какой-то ляп, и довольно трудная задача – с ним побороться, его найдя.

    В этот раз попробую придраться к таким словам:

    "Вот мы замираем, любуясь “Зелёным шумом”.

    Рылов. Зелёный шум. 1904. Холст, масло.

    И “внутренняя отличница” тут же заводит монолог о том, что именно эта картина впервые заставила экспертов заговорить о Рылове как о выдающемся мастере. О том, как долго и тщательно герой нашей статьи готовился к созданию сего шедевра, скрупулёзно подыскивая одному ему ведомые точные пропорции и соотнесения границ, форм, оттенков и их взаимодополнений. Как вывел формулу гармоничного диссонанса белых вертикалей берез, горизонтальной ряби темно-синей воды и хаотичного диагонального “танца” листвы. И целого множества иных, чрезвычайно умно расставленных визуальных акцентов композиции.

    Но лиричная часть моей натуры совершенно не желает слушать этих рассуждений, при этом признавая их первичность и важность. Ей чудится, что порыв холодного свежего ветра овевает лицо и уносит в даль сорванные с кланяющихся его неистовой силе листья. В ее воображении оживают весёлый шелест крон и свистящий смех ветра, заплутавшего в их густой зелени. Лишь это имеет для неё значение и смысл” (https://dzen.ru/a/XogOczg7uS5Pwjid).

    В первом абзаце, мол, анализ и синтез из анализа, во втором – безмысленное впечатление.

    Второе перекликается с моим воспоминанием. Это было в молодости. Я ещё только приступил к эстетическому самообразованию. У меня ещё не возникало побуждения самовыразиться в связи с какой-нибудь впечатлившей меня картиной. А эта впечатлила. ЧЕМ-ТО. Я помню, как это было. В Русском музее. Я уже замучился от долгого хождения по залам. Уже чувства притупились, ноги подгибались. И вдруг – увидел эту картину. И я оцепенел. И забыл про усталость. 60 лет прошло, а я помню ту секунду. Как я как бы слышал шум ветра в листве. Наверно, рассуждаю я теперь, я лишь потом подошёл ближе – читать, кто это написал и как называется. Странно, что я не помню радости от совпадения ощущения шума с названием.

    Ну-с. Придираться я буду к первому абзацу.

    Хоть плач – элементы перечислены общими словами: "точные пропорции”, “соотнесения границ”, “соотнесения форм”, “соотнесение оттенков”, - а конкретно для этой картины не расшифрованы. – Одно из двух. Или она боится утомить своих поверхностных читателей, или она не знает, чем конкретным что выражается.

    Главное же, что синтеза из того, что есть анализ, нет.

    Анализ представляет выявление противоречий, мол: "белых вертикалей берез” и "горизонтальной ряби темно-синей воды”. Чему противоречит изображение "горизонтальной ряби темно-синей воды”, не сказано. Какие противочувствия вызывают протвопоставленные элементы, тоже не сказано. Самое главное – не приведено к словесному синтезу: в чём содержание катарсиса, возникающего из столкновения противочувствий. (Это если думать про слова "гармоничного диссонанса”, что Лёля знакома с теорией художественности по Выготскому, формула которой: сочувствие + противочувствие = катарсис.)

    А дело в том, что в этой, как и во многих картинах Рылова (см. тут, тут) нет катарсического выражения подсознательного идеала (космизма, как показано в ссылках, мирного – в пику революционному [1904 год предреволюционный] – изменению общественного устройства, выражаемого космизмом). Есть же образное выражение – особой (из-за чистоты воздуха) далью и ширью – вот этого космизма.

    30 января 2023 г.

    <

28.07.2023
16:54

Работай тупо

    Работай тупо Такой девиз у меня, инженера, был, когда мне в распоряжение попадал только что принятый на работу в КБ выпускник института. Всю творческую работу . . .

26.07.2023
18:51

Не наш Шевчук

    Я наткнулся на такой текст и не смог промолчать: "…а был ли он [Шевчук] вообще когда-то с нами? Ведь все его поездки широко рекламировались и всё это можно уже . . .

25.07.2023
08:17

Я не понимаю. А вы?

    Вообще-то это – сдача позиции. Мне предрекал это умнейший мой товарищ: “Ты испишешься. И не сможешь отказаться писать. И станешь писать ерунду”. Я не понял, . . .

20.07.2023
08:10

Что бы это значило?

    Я сперва покажу, а потом начну рассуждать. Гребенков. Ни названия, ни даты создания картины я найти не смог. Художник, Гребенков, Михаил Николаевич, жил в 1922-1995 гг . . .

19.07.2023
19:10

И опять Прилепин не прав

    Ленин: Когда я умгу, вы мне *** отгежьте. Члены ЦК: Зачем, Владимир Ильич?! Ленин: Эта политическая пгоститутка Тгоцкий скажет: “Ленин умег – и *** с ним”. – И опять . . .

17.07.2023
15:55

Если долго мучиться, что-нибудь получится?

    Начинаю писать с самозаданием: найти тот изъян того прогресса для Сосноры во “Всадниках” (1959–1966), из-за которых ему приходилось закусывать губу до крови . . .

16.07.2023
08:02

Православие?

    Мне, как воинствующему атеисту, не нравится похожесть нынешней истории на Апокалипсис (с Антихристом-Западом) и противостоящую Злу Святой Русью, хранимой Богом . . .

15.07.2023
11:43

Вариант разгадки Филатова

    Мне понадобилось чётче проговорить для себя (и для других желающих), как мог автор “Пушкина” (см. тут) публиковать графоманские (см. тут и тут) “Тот клятый год уж . . .

13.07.2023
09:48

Гениален ли «Федот» Филатова

    Преднамеренность искусства не создаёт. Вейдле Вспоминая комнату, в которой я в раздражении подошёл к телевизору и выключил Филатова, читающего в телестудии . . .

08.07.2023
09:38

Как посмел Рембрандт покуситься на гравюру Сегерса? Переделал!

    Вот так. Сегерс. Товий и ангел. 1633. Рембрандт. Бегство в Египет. 1651. К Рембрандту в руки попала медная доска Сегерса. Он правую часть заполировал и выгравировал . . .

05.07.2023
19:08

Инна Чурикова умерла

    У меня началась чёрная полоса: не о чём писать. Когда у меня полоса светлая? Когда я натыкаюсь на книгу очень умного учёного, занимающегося искусством. Если мой . . .

04.07.2023
16:54

Ход мысли

    Оспариваемая мною Кира Долинина огорчила: очередная её заметка в книге “Искусство кройки и житья. История искусства в газете, 1994–2019", которую я собрался . . .

25.06.2023
14:43

Крепко рискую

    Состязаясь с Кирой Долининой (она не касается вопроса “что этим хотел сказать автор”, а я только этим и занимаюсь), я крепко рискую. Ответить на такой вопрос – . . .

21.06.2023
10:38

Давненько не брал я…

    Давненько не брал я тексты Киры Долининой для присобачивания отсутствующего в них рассказа, что этим хотел сказать художник. Теперь очередь пришла к такой её . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100