Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
04.08.2023 |
|
02.08.2023 |
Неистребимое раздражение на искусствоведов,не знающих, что художник не то хотел нам «сказать», что мы видим глазами
Впечатление, что ко мне с Запада (из США, социальная сеть для учёных academia.edu) подбираются тихой сапой в надежде сделать своим. Нашли моё имя в публикации "Украинская Ахматовиана (1992-2001): Библиографический указатель / Сост. П. Поберезкина. Toronto: The University of Toronto, 2013 (Toronto Slavic Library. Vol. 5). 144 с. ISBN 978-0-9920361-0-2" by Polina Poberezkina. Нашли мой электронный адрес. И шлют и шлют научные материалы. И они какие-то… Слова не найду. Я с ними спорю. Я, правда, и с чисто российскими материалами спорю. Ну и, надо сказать, и западные и российские сходятся в игнорировании открытия художественности, сделанным Выготским в 1925 году (опубликовано в 1965). Сегодня я, красно говоря, в истерике от такой фразы: "Именно религиозному чувству Розанов отводил главную роль в восстановлении утраченной связности человека и Космоса. И именно эту интенцию мы наблюдаем на картинах М. В. Нестерова, где изображены смиренные, добрые странники, наполненные самоотверженной любовью и подвигом жизни, молитвенно преподающие и умиляющиеся окружающей природе. Индивидуальное религиозное чувство становится вселенским океаном любви, пропитывающим каждый росток, травинку или дерево. Тихие скромные пейзажи русской природы Нестерова становятся воплощением разлитой в мире любви и непреходящей радости. Путь странника проходит не через Россию, а через Святую Русь: сама природа на картинах Нестерова соучаствует в творении непрестанной молитвы, в практике “умного делания”, в поиске Небесного града. В образах странствующих подвижников Нестерова привлекала не только красота православной веры и обрядности, не только глубокая скромность и аскетизм изображенных персонажей, но и тихая созерцательная жизнь в согласии с русской природой. Вспомним такие работы художника, как “Пустынник” (1888)…” (Трофимова. Космизм Серебряного века: проект модерна). Нестеров. Пустынник. 1888 -1889. Истеричность у меня, наверно, ещё и от слабости аргументов о ницшеанстве этой картины, предъявленных мною тут. Поэтому, уповая, что читатель пойдет по ссылке и ознакомится с ними, сразу приступаю к незамеченной мною странности, доказывающей метафизическое иномирие, как подсознательный ницшеанский идеал, неведомо сознанию Нестерова вдохновлявший его. Нестеров допустил искажение изображения – отражаемое не соответствует отражённому. Правило изображения такое для отражаемого, находящегося на возвышенности. Линия горизонта на картине находится чуть выше человеческого роста. Почему? Потому что нижний край шапки представляет собой нижнюю часть вытянутого по горизонтали овала. То есть точка зрения чуть выше этого овала. Если же провести прямую линию между левым и правым концом шапки по верху её, то чувствуется, что и верхний овал цилиндра шапки по-прежнему ещё выгнут вниз. То есть точка зрения где-то ещё чуть выше. Жёлтый кружок. Вот там и находится линия горизонта. То есть берег, на котором стоит пустынник, обрывистый. Пустынник идет высоко над водой. Взрослая ель имеет высоту около 30 м (60 пикселей [в программе PAINT] у тех двух, что на другом берегу у самой воды). Предположим, что точка зрения находится метров на 50 выше их основания на том берегу. Рост человека 1,7 м. Предположим, что рост чахлой ёлочки на нашем берегу 2 м. И что она растёт немного ниже того места, где пустынник. (На большом уменьшении мне не удалось достичь хороших пересечений линий.) Под его ногами прикинем точку, где от его макушки 2 м. И проведём линию через эту точку и основание ёлочки до пересечения её с линией горизонта. От основания ёлочки до воды всё те же 50 м. Это 25 ростов этой ёлочки. Отмерим их на вертикали под ёлочкой вниз (на картинке сильно уменьшенной). И из полученной точки проведём прямую до найденной прежде точки на линии горизонта. Получилась линия уровня воды от нашего берега до самого горизонта. Теперь обратим внимание на "Ель" на том берегу по центру картины. Она дальше от воды и выше чем те две, что у самой воды. Предположим, что она тоже 30-тиметровая. Отложим от получившейся у нас линии уровня воды до горизонта на месте того берега эти 30 м двух елей, что у берега (жёлтыми линиями). А красными линиями пометим высоту "Ели". Если её высоту (30 пикселей на данной картинке) отложить вниз от верхней желтой линии вниз (синей линией), то мы получим уровень воды для этой "Ели". Построив теперь верное отражение "Если", видим, что оно на высоту толстой красной линии меньше нестеровской. То есть Нестеров в данном месте преувеличил отражение относительно того, каким оно должно было б быть без искажения. А в общем, он отражение дальнего берега сделал равным отражаемому, как если б всё отражаемое было на уровне воды и вблизи берега, что не верно. Отражение в общем должно быть от берега вниз меньше по высоте. Зритель смотрит и чувствует непонятное беспокойство. Ему ЧТО-ТО сказано, а что – не понять. Да и Нестеров, может, не осознал, что он для ближнего плана выбрал высокую точку зрения, а для дальнего – низкую. То же самое с другой картиной, вспомненной Трофимовой. Нестеров. Два лада. 1905. "Настроение светлой радости, таинственных касаний божественного, внутреннее ликование, обретение тишины и покоя — на картинах Нестерова. Художнику словно вторят слова Розанова: “Нельзя достаточно настаивать на том, что христианство есть радость, и только радость, и всегда радость”. Бродя по выставке Нестерова, мыслитель обратил свой взор на эскиз акварелью “Два Лада”, выполненный на древнерусский сюжет о умиро-творенности природы и мира” (Там же). Разбираем. "Длина [лебедя] 102–165 см… длина шеи равна длине тела” (https://old.bigenc.ru/biology/text/2134950). Девушка и вытянутый лебедь одного роста. Это красная вертикаль на уровне воды. Значит, влюблённая пара стоит на обрыве, как и пустынник. Линию горизонта назначим посредине между глазами его и её. Замечаем, что правый лебедь корпусом почти перпендикулярен берегу. Продлеваем этот перпендикуляр. Зримый угол его к берегу подберём так, чтоб сходящиеся к горизонту линии обеспечили рост девушки. Пусть ели, самая крайняя справа и у самого уреза воды и та, что по центру горы, одного роста (помечены красными вертикалями). Перенесём дальнюю красную вертикаль верхней точкой на линию сходимости на горизонте, проведённую от макушки ближней ели, так, чтоб нижняя точка короткой красной вертикали касалась нижней линии сходимости на горизонте от основания ближней ели. Получим уровень воды для дальней ели (синим цветом). И получим, что Нестеров преувеличил отражение от горы в два раза. Улавливает это только подсознание зрителя. Отчего сознание беспокоится: ему "сказали" ЧТО-ТО, словами невыразимое. Неосознание мне нужно для подсознательного идеала, толкающего руку на ошибку, пока сознание молчит. Но можно меня поймать. Сказать, что это не не данное сознанию метафизическое иномирие (ницшеанство, враг христианства, едва ли знакомое в России в 1888 году), а, наоборот, обновлённое с помощью космизма вновь ставшее более живым восприятие христианства. Парировать могу несчастьями Нестерова. Как он ни молил Бога в 1886 году оставить в живых заболевшую любимую жену, Бог на молитву не откликнулся. И это было лишь первое несчастье. . Чем принципиально плох космизм для данной картины? Тем, что искусствовед ведёт своего читателя и зрителя картины Нестерова по пути наименьшего сопротивления. Спустя полторы сотни лет надо как-то акцентнее показать, как плохо было с православием в России, что аж началось так называемое религиозное возрождение (преследуемое церковью из-за привлечения науки и околонауки в виде космоса). А если этот кошмар духа не высветить, аскетизм и т.п. покажутся нудным повторением религиозности, причём художником выражаемый старым, надоевшим из-за передвижников способом иллюстрации в общем знаемого. Аскетизм выражается-де изображением аскета. Как у передвижников плач по беднякам – изображением бедняков. Противно ж! Масло масляное. Это всё равно, что воспитывать в россиянах болванов. Потом можно и страну ликвидировать. С американской соцсети academia.edu станет… 4 февраля 2023 г.
|
01.08.2023 |
Как Шевчука использовали втёмную
|
31.07.2023 |
|
30.07.2023 |
Темнота эстетическая и патриотическая сродны
|
29.07.2023 |
|
28.07.2023 |
|
26.07.2023 |
|
25.07.2023 |
|
20.07.2023 |
|
19.07.2023 |
|
17.07.2023 |
Если долго мучиться, что-нибудь получится?
|
16.07.2023 |
|
15.07.2023 |
|
13.07.2023 |
|
08.07.2023 |
Как посмел Рембрандт покуситься на гравюру Сегерса? Переделал!
|
05.07.2023 |
|
04.07.2023 |
|
25.06.2023 |
|
21.06.2023 |
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"