Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
23.09.2023 |
Ахеджакова ещё не преступила закон?
|
22.09.2023 |
|
18.09.2023 |
|
08.09.2023 |
Новые публикаций ограничения от 5-й колоны
|
04.09.2023 |
|
03.09.2023 |
|
02.09.2023 |
Вот, что ограничивает в доступе или вообще не публикует в России почти 5-я колона
|
01.09.2023 |
За что я благодарен советской власти, с которой цапался как мог
|
30.08.2023 |
|
29.08.2023 |
|
25.08.2023 |
|
21.08.2023 |
На Трофимовой марток – продерет холодок
Это холодок скуки. Ибо она, философия, как заведённая, к каждому упомянутому ею живописному произведению присобачивает русский космизм. Скука тем большая, что я едва не всех значительных русских художников начала ХХ века разбирал, и мне просто достаточно тот разбор присобачить к упомянутому ею произведению, и получится опровержение. Что она написала в этот раз? "Дерзостные мечтания, безграничная смелость мысли и формотворчества, смыкание высокого начала с низкой повседневностью, вера в мощь человека и силу жизни, — вот далеко не все черты, наводящие на идею родства космизма и авангарда. Шаг к беспредметности, делающий авангард не только заметным, но и переломным течением не только в русской, но и европейской культуре, глубинно роднит его с идеей преодоления земного тяготения, идеей отрыва от Земли. В поле видения русского космизма и авангарда попадают вещи невидимые: меняется онтологический статус предмета, вещи. От идеи изолированности, окантованности вещи, ее тяжести, ее подвластности силам земли (“Натюрморт с ананасом” Машкова, Государственный Русский Музей), как художники, так и мыслители приходят к…”. Я оборвал цитату, но дух всей статьи – к космизму. Что я присобачиваю к любой вещи Машкова? – Вот что: “Впервые я это заметил тут. В Машкове. Из-за гипнотизирующего взгляда персонажей, - взгляда, побуждающего к размышлению, а не действию, если смотреть на гипермышцы (на "Акцент… на… чувственности”). А размышление, это почти созерцание. А созерцание – почти пробуддизм” (http://art-otkrytie.narod.ru/burliuk.htm). В чём выразился лжеакцент, верно отмеченный Трофимовой в её примере без приставки лже? Машков. Натюрморт с ананасом. 1908. В "окантованности вещи, ее тяжести, ее подвластности силам земли”. А что Трофимова не заметила? Что играет роль побудителя к размышлению? Не заметила она "плоской живописи” (https://artchive.ru/artists/1216~Ilya_Ivanovich_Mashkov/works/379616~Still_life_Fruits_on_a_platter_Blue_plums). Сравните ананас с картины с ананасом на фото. На фото слева целых два вертикальных ряда явно уменьшающихся к краю пупырышек. Справа один такой ряд. А у Машкова слева один и справа ни одного. Плохо выражена объёмность у фруктов (или что это?), помеченных крестиками. “Для того же – обесчувствливания, так сказать – и расположение (в виде организованного геометрического построения): чтоб не хотелось взять и съесть и тем нарушить симметрию. Так хозяйка не подаёт фрукты гостям” (http://art-otkrytie.narod.ru/mashkov2.htm). Нюансы тонкие, не всем дано заметить. Но специалисту заметить обязательно. Можно возразить, что дух мысли Тимофеевой ведёт "к беспредметности”. Но почему беспредметность надо ассоциировать с космизмом (космос весь наполнен разного рода материей), а не с малочувствием, не с пробуддизмом? Пробуддизм есть протест против Этого мира. Грубость окантовок, тяжесть красок как раз и выражают этот дух негативизма, пессимизма. Тогда как обнаученный космос Трофимова награждает позитивными словами: "преодоления земного тяготения”. И это только в приведённой цитате. А около неё есть: "Дерзостные мечтания”, “вера в мощь человека и силу жизни”, “гуманизм”, “к поискам наиболее оптимальных стратегий становления культуры”, “грандиозности поставленных задач”. Аж противно читать, насколько всё неправда. 11 февраля 2026 г. <
|
18.08.2023 |
Поиздеваться над собою, что ли?
|
16.08.2023 |
Гребенщиков оказался духовным трусом
|
12.08.2023 |
|
10.08.2023 |
Продолжаю оспаривать искусствоведа Трофимову
|
09.08.2023 |
|
08.08.2023 |
А эту статью за что не пропустили 2 главреда?
|
06.08.2023 |
Зачем на весу правая нога Евангелиста Марка
|
05.08.2023 |
Не «Под», а «Над» - роковая ошибка Гребенщикова
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"