10.02.2005 |
Что должна предложить Россия США в Братиславе?
|
03.02.2005 |
Операция 'Мигранты спасут Россию' . Как она проводится и кто её организует
|
28.01.2005 |
|
28.01.2005 |
Большая Россия. Постсоветского пространства больше нет
|
23.01.2005 |
|
23.01.2005 |
'Русский национализм' есть технология вычёркивания русских из истории
|
16.01.2005 |
Рай на Земле (Глава из книги А. Кривова и Ю. Крупнова <Дом в России> - http://dvr.kroupnov.ru/)
Ибо мы соработники у Бога Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, глава 3.9.
<Отличаются они [от нынешних русских] по всему укладу, по взгляду на жизнь, по невероятной сосредоточенности и требовательности. Другой у них взгляд на природу, очень развито чувство родства между растениями и людьми, животными и людьми, землей и людьми. Зайдешь в лес - а там чисто, они уважают лес. В отличие от нас, к величайшему сожалению. Чем-то литовцы похожи на японцев в этом смысле, что трогательно относятся к цветам, деревьям. А у нас не воспитывают этого, что очень печально>[1]. Вот впечатления известного актера Алексея Петренко о литовцах. Вероятно, А. Петренко под впечатлением работы в спектакле <Вишневый сад>, который ставил знаменитый литовский режиссер Эймунтас Някрошюс, несколько преувеличивает. Однако, стоит остановить машину на любой трассе около любого российского города и зайти в лес, как тут же обнаружишь неимоверное количество консервных банок и бутылок, бумажек и массы других самых неожиданных предметов. Иногда можно отходить от шоссе всё дальше и дальше, но не переставать испытывать шок от тотальной загаженности нашего леса нами же самими. И тут уже не Мамай прошёл, тут не воюющая армия пробиралась лесами. Тут отдыхали и набирались сил - <отрывались> - граждане РФ. Можно и не выезжать за город. Можно просто пройтись по городу. Почти любому. И везде будет повторяться одна и та же картина загаженности, заброшенности, и, главное, полного безразличия к этому. Я живу в Москве рядом с университетом, в названии которого главным словом является <экология>. Это показательно, поскольку около моего дома в уютном редком для мегаполиса дворе с утра до вечера сотни студентов пьют пиво и употребляют прочие радости жизни студенты - будущие экологи - и к вечеру двор превращается в горы художественно разбросанного мусора. И спасибо тем, кто собирает пустые бутылки, а теперь и банки, спасибо этим санитарам города, иначе горы мусора могли бы претендовать на холмы. Особенно фантастически выглядит разруха в тундре. Так, на Таймыре поражает не столько чёрная и мёртвая тундра вокруг Норильска (причина - индустриальная добыча никеля и платины), сколько то и дело встречающиеся в далёкой от жилья тундре брошенные трактора, треки от гусениц, причудливые металлоконструкции и полиэтиленовые сумки. Некоторые <мыслители> даже создали теорию о том, что у русских, мол, в крови безразличие к быту и внешним вещам, поскольку, дескать, сосредоточены они на великом и даже божественном, а эта земная жизнь есть лишь кратковременное пребывание на этой бренной земле Отдельные искусники подводят к этим рассуждениям ещё и православный фундамент, превращая безалаберность и разруху, элементарную безответственность в оригинальный туземный фундаментализм. А вот Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, как мы уже упоминали в начале этой книги, убежден, что задача каждого без исключения человека состоит в том, чтобы <возделывать мир> и <преобразить космос>, чтобы <увидев путь к спасению>, <нащупав этот путь вступить на него с желанием дойти до Бога и с надеждой, что лежащая вокруг меня частица мира будет приближена к Нему, исцелена, преображена и спасена>[2]. Так его Святейшество пишет в статье <Бог. Человек. Мир>. И ещё: <Возделывай сад Эдемский> - это первая заповедь, данная Богом первому человеку Возделывая мир, и в своём возделывании познавая сроднённость мира - твари с Богом-Творцом, раскрывая эту связь, человек преображает космос >[3]. И возникает непростой, но чрезвычайно важный вопрос: а в чём должен состоять принцип и норма действия российского человека на своей земле-территории? В чём наш абсолют и идеальное задание по отношению к ежедневным условиям жизни, буквально к быту? Какой жизненный уклад является наиболее достойным звания живущего в России? Этот вопрос является ключевым для практического решения градостроительной проблемы в стране и даже для точной постановки самой этой проблемы[4]. В самом деле, либо ситуация для нас состоит в том, чтобы как-то подешевле и побыстрее абы как разместиться по жилью, чтобы, в лучшем случае, вкладывать силы и деньги в индивидуальное обустройство квартирных стен и приборов (по преимуществу импортных), затем - в обустройство частного пространства индивидуального автомобиля, в который можно впрыгнуть из подъезда и, погромче включив магнитолу, домчаться до следующего <острова жизни> (офиса, квартиры приятеля или партнёра и пр.) - либо мы действительно призваны преображать по уму и совести всё пространство нашей жизни, включая квартиру, дом, поместье, общественное пространство, соседний или проезжаемый лес? Как оно правильно - на самом деле? Для ответа на эти вопросы необходимо вдумываться в ещё более сложный и почти безответный вопрос: что такое рай и где он? Ведь рай это и <жить вечно>, и <дерево познания добра и зла>, и <дерево жизни посреди рая> - та первозданная неистраченная полнота, которая выступает идеалом и организует жизнь на Земле. Каким же был рай? Таким?
А, может, такой?
www.theforbiddenknowledge.com/eden.gif
Или такой? К.Ф. Юон. Адам и Ева. 1908 - 1909 Серпуховский историко-художественный музей (СИХМ),открытый в декабре 1920 года - одно из крупнейших музейных собраний Подмосковья. Его коллекции в достаточной полноте отражают развитие русского (XV - XX в.в.) и западноевропейского (XVI - XIX в.в.) изобразительного искусства, а также историю местного края.
И какие мы есть сегодня, изгнанные и лишенные рая?.. Гелий Коржев. Лишенные рая, 1998 г. Холст, масло. 130x160, Собственность автора.
Может, такие же лишенные рая, как на картине Гелия Коржева? Должны ли мы в бездействии ожидать нашего когда-нибудь перемещения туда? Или достаточно быть моральным, исполнять заповеди как нормы поведения - не деятельности - молиться и причащаться, и всё получится само собой? Гелий Коржев. АДАМ АЛЕКСЕЕВИЧ И ЕВА ПЕТРОВНА, 1997-1998 г. Холст, масло. 170x120, Собственность автора.
Можно ли вообще вернуться в сад Эдемский - в рай? И каким образом? Как именно организовывать и проделать данный путь? Есть ли обязательные социально-экономические задания для человека на этом пути? Как оказаться там? Елена Черкасова. Адам и Ева снова в Раю. 110х60, 2000, х.м., собр. РГ
А нужно ли? Райский сад. Верхнерейнский мастер XV в. Иллюстрация к переводу Чосера "Романа о розе", ок. 1340 - 1400 г.
Неизвестный верхнерейнский художник. "Райский сад", ок. 1400. Франкфурт-на-Майне, Институт искусства. Дерево, темпера.
В настоящее время существуют две принципиально неверные точки зрения по поводу и нашей деятельности и нашего дела в мире. Одна стоится на том, что мир создан и не вечен, пал вместе с человеком и не достоин нашего внимания и усилий. Объясняется это обычно просто: мир лежит во грехе, поэтому самые достойные находят в себе силы отворачиваться от мира, а слабые - миром живут и довольствуются обмирвщлением. Вторая точка зрения исходит из того, что данный нам ближний и бытовым образом очевидный мир является единственным и окончательным миром. Все попытки выходить за пределы данного мира являются неразумными, нерациональными. С нашей точки зрения, правильной является другая, третья точка зрения. Согласно ей наша задача на Земле состоит в том, чтобы всеми силами восстанавливать рай - превратить весь Космос в сад Эдема>, т.е. в райский сад. Для России подобная разность позиций по отношению человека к миру является традиционной. Достаточно познакомиться с <Посланием о рае>, которое новгородский архиепископ Василий Калика (кстати, имевший репутацию выдающегося градостроителя) в 1347 г. направил тверскому епископу Феодору Доброму. Поводом стала тверская <распря... о оном честном раю>, т. е. богословский в то время спор о том, существует ли созданный для Адама и Евы материальный рай на самой Земле или же тот рай погиб и есть только рай <мысленный>, идеальный, неземной. Василий Калика был абсолютно уверен в существовании земного рая и в своём <Послании> старался убедить в этом тверского епископа: <Место святого рая находил Моислав-новгородец и сын его Иаков. И всех их было три юмы, и одна из них погибла после долгих скитаний, а две других еще долго носило по морю ветром и принесло к высоким горам. И увидели на горе той изображение Деисуса, написанное лазорем чудесным и сверх меры украшенное, как будто не человеческими руками созданное, но Божиею благодатью. И свет был в месте том самосветящийся, даже невозможно человеку рассказать о нем В нем свет светит самосветящийся, а твердь его недоступна людям, только до райских гор дойти они могут>[5]. Стало привычным утверждать, что, цитируем одну из биографий Василия Новгородского, <с ортодоксально-православной точки зрения это ересь (так же рассуждают и заведомые еретики, несториане и яковиты) >. Обычно при этом ссылаются на митрополита Макария, автора многотомного труда по истории Церкви, который в середине XIX века вынес Василию Калике приговор: <Не будем ставить в укор нашему архиепископу мнения о чувственном рае, которое разделяли не только тогда, но и прежде, и после многие в христианском мире, ни перебирать самых доказательств этого мнения, слабых и неосновательных. Но не можем не остановиться на некоторых частностях послания, показывающих, как невысоко стоял в своем образовании Василий и, конечно, не один, а вместе со многими современными ему соотечественниками. Он говорит, например, будто Адам, изгнанный из рая, со слезами взывал: <О раю пресвятый, помолися о мне Господу...>. Утверждает, будто Пресвятая Богородица, Енох, Илия и вообще все святые находятся ныне в рае земном, чувственном, а мысленный или духовный рай начнется уже после Второго пришествия Христова, когда будет новое небо и новая земля, мысль - противная учению Церкви, которая исповедует, что Пресвятая Богородица, равно как все святые Божии, и теперь находятся на небеси вместе с ангелами, т. е. в раю мысленном, духовном>[6]. Однако помимо возможного ответного указания на фактические ошибки в рассуждениях и указаниях учёного митрополита[7], и многих тех, кто повторяют за ним, существуют на порядок более сложный и чрезвычайно актуальный для современной неустроенной России в неустроенном мире вопрос. Кто прав? Где истина? И где сам рай? Та, почти семь веков назад полемика в Северной Руси о месте рая, имевшая место и в другие времена и в том числе на Западе[8] ни в коем случае не является досужей или схоластической в расхожем смысле этого слова. На самом деле реальность чувственного рая есть вопрос о том, в чём именно состоит реальность спасения и подлинной жизни здесь и теперь, тут, сегодня, сейчас, в это мгновение и этот миг. То есть за вопросом о рае стоит вопрос о реальности действия нас как страны в целом и действии каждого из нас. И это является чрезвычайно трудным для понимания моментом. Ведь рай, как и мир - этот и тот, <сей> и <иной> - не является внешне отчуждённым и положенным вовне нас. Не случайно, что споры, подобные тому, который состоялся в XIV веке между новгородским и тверским архиепископами <о рае>, непрерывно воспроизводится среди самих священнослужителей и между христианскими церквями на протяжении всех двадцати веков. Совершенно обоснованно известный культуролог и историк Б.А. Успенский, автор, в частности, работы и о том новгородско-тверском споре, сближает обсуждаемый архиепископами вопрос со спорами иконоборцев и иконопочитателей, с противостоянием между православными и католиками по поводу использования в богослужении хлеба без дрожжей (опресноков), и, наконец, с разными представлениями о святости в связи с нетленностью мощей. Ведь все эти споры являются - в языке достойной жизни здесь, на Земле - спорами о действенности и мощности наших мыслей и поступков, спорами буквально о <мощах>, о том, что можем и должны мочь сделать, что определяет нашу мощь как отдельных людей, народа и страны. Обвиняя католиков, не считающих необходимым добавлять дрожжи в используемый при богослужении хлеб, в ереси (так называемой <Апполинариевой ереси>), неужели православные <упираются> в <обрядовые мелочи>? Неужели за этим не видно отстаивания <дрожжей>, без которых всё будет пресным, нетворческим, бездейственным и мёртвым, как отстаивания победы над смертью в форме, которая доступна для живущих на Земле, - в форме действия в мире, преображающего и украшающего мир? И неужели за отстаиванием иконы ничего не стоит? И иконопочитание не является сущностью православия, а иконоборчество не олицетворяет врагов и противников православного учения? Нет, за иконопочитанием, так же как и за почитанием мощей для каждого православного стоит прямая и персональная помощь святых, Богородицы и Христа-Бога. Но помощь в чём? Неужели в недеятельности и прозябании в мире? В вокзальном, с зевотой, ожидании лучшего бытия и Царствия Небесного? Неужели в этом благодать, а не благодать в величественном и имеющем всемирно-историческое значение действии? Что же тогда двигало и движет, к примеру, монахами Валаама, которые вот уже как два с лишним века созидают на широте Воркуты и Норильска и севернее Магадана монастырский сад? Вот как его описывает корреспондент газеты <Труд> Людмила Безрукая. <Нахожу едва заметную калитку, та со скрипом открывается, и я попадаю в ... рай: целая поляна роз, крупные сочные плоды на яблонях и сливах, птички поют Всего на Валааме три сада общей площадью несколько десятков гектаров. Только яблонь в них - свыше двух тысяч. Есть очень старые, 200-летние. Верхний сад считается самым старым А сад Нижний прославился в свое время тем, что в нем выращивали виноград. Да такой крупный и вкусный - с юга России приезжали специалисты позаимствовать опыт. Секрет же оказался прост: отборные кусты его посадила монастырская братия у подножия огромной скалы. Та не только прикрывала их от ветра, но, нагреваясь на солнышке, делилась теплом с виноградником, создавая своего рода парниковый эффект>. Помощник главного валаамского садовода монаха Алексея (кстати, агронома с высшим образованием) Елена Назарова делится с корреспондентом планами: <Со временем, после того как приведем в порядок наше садоводство, обязательно вернемся к идее выращивания на Валааме винограда, а также дынь и арбузов, других экзотических для этих мест ягод, овощей, фруктов, - говорит Елена Назарова. - Побольше хотим посадить восточных культур, как это прежде и было. Некоторые уже растут: японская айва, амурский бархат...>. И нам, особенно тем, кто знает историю и славу валаамского монастырского сада и вообще российских и нероссийских монастырских садов, вряд ли остаётся что либо другое, чем вместе с чутким корреспондентом труда задумываться о том, почему есть чудесный сад на том месте, на котором садов по всем законам попросту не должно быть. <Садов на этом архипелаге не должно было быть. Природный климат в этих краях суровый, земля же - одни покрытые мхом скалы. Когда два с лишним века назад зарождался мужской монастырь, монахи специально ездили за черноземом на Большую землю. Тогда же установили и правило: любой прибывающий на Валаам путник, будь то служитель церкви, паломник или просто любопытствующий, должен обязательно захватить с собой мешок с землей для сада, а лучше несколько>. С другой стороны, чрезвычайно показательно, что ситуация в северном монастыре схожа с положением других мест в России. <Сейчас такого правила [привозить землю], к сожалению, нет, - вздыхает отец Алексей. - За несколько десятилетий минувшего ХХ века, когда монастырь был закрыт, его некогда плодородные сады пришли в запустение. Нам, в сущности, пришлось начинать все сначала: и чернозем где-то искать-закупать, и саженцы...>[9]. Почему бы вместо того, чтобы разойтись по пещерам, физически отделиться друг от друга и уж точно не заниматься <благоустройством> северной земли, эти монахи опять и опять третий век растят на северных холодных камнях сады или, как всегда на Руси называли монастырские сады, раи? А надо ли и можно ли вообще строить Рай на земле? И можно ли даже рассуждать об этом? Критика коммунизма и многочисленных псевдорелигиозных замахов советской власти привели к тому, что с вредной или пустой водой в итоге выплеснули и <ребенка>. Общим местом, расхожим предрассудком, стало рассуждение мирян и церковных людей о том, что главную опасность представляют планы строительства рая на Земле. Однако, вряд ли здесь всё так просто. С одной стороны, абсолютно различая и даже не пытаясь отождествлять Бога и человека, необходимо ясно фиксировать принципиальную недостижимость человеком и человечеством божественных задач. С другой стороны, следует всё же задавать себе вопрос, а для чего, с какой целью создан был человек или в чем собственно предназначение человека после грехопадения? Неужели в том, чтобы быть равнодушным к собственной деятельности на Земле, к качеству волевых, мыслительных и иных усилий. Но не в том ли и замысел человека, как носителя личности - <кусочка Бога>[10], чтобы он организовал и осуществил восстановление Космоса, заглянув заново в потерянный рай? Не являемся ли мы исходно помещёнными в мир для того, чтобы <изнутри> неустанно исправлять мир, осуществлять, как говорили средневековые теологи и схоласты, диортозис? Одновременно с профанацией и погашением крупномасштабной деятельности через отождествление серьёзных преобразовательных усилий с коммунистической идеологией и атеистической псевдорелигией <строительства рая на Земле без Бога>, в последние десятилетия осуществляется девальвация и уничтожение принципа деятельности со стороны <экологии>. Экология - ойкология - есть родная сестра ойкономии - икономии (подробнее об этом см. <ДОМ> - http://www.kroupnov.ru/5/64_1.shtml ) - домостроительства. Сколько бы не пытались сделать экологию средством спасения <Природы> любой ценой - даже, как это нередко следует из экологических программ при их внимательном прочтении, за счёт деградации или вымирания самих людей, хоть всего человечества - экология таковой не является, и являться не может. Все псевдоэкологические вопли и <сопли> надо решительно отвергать. Наоборот, Россия должна выдвинуть и возглавить мировую программу превращения всего Космоса в сад Эдема, в частности, российского циркумполярного Севера и Дальнего Востока (http://nord-ost.kroupnov.ru/ ). Именно для этого надо программировать и реализовывать альтернативную усадебную урбанизацию (http://www.kroupnov.ru/5/181_1.shtml ) и надо проектировать системы полного жизнеобеспечения, продвигаясь к освоению экстремальных условий хозяйствования и жизни и, тем самым, раздвигая представления о возможностях человека. Но эта результативная, соответствующая христианской традиции и тысячелетней российской истории мобилизация духовных усилий, невозможна без наведения осмысленного и справедливого порядка в своем доме, здесь на Земле. Поэтому Россия не просто имеет шанс стать мировой державой, но на ней лежит прямая и тяжелая обязанность стать мировой державой (http://smd.kroupnov.ru/ ). К несчастью, у нас очень мало людей, которые понимают сегодня, что такое промышленность и промышленное, которые способны отойти, с одной стороны, от стереотипа больших заводских территорий и дымных труб, а, с другой стороны, преодолеть еще более стереотипно-штампованный и пустой, вредный образ <постиндустриального, информационного общества>, сводящего всё к безответственным и игривым кликам в интернете вне покорения природы и стихий, вне реальной жизни и усердного, потного труда. Для России промышленность - это системы преодоления ограничений природы и стихий во имя достоинства человека. Если хотите, основа российской идеи промышленности и промышленного принципа - в русской литературе и русском слове (это прекрасно показывает во всех своих трудах, особенно в книге <История Руси и Русского Слова>, выдающийся мыслитель, историософ и писатель В.В. Кожинов), которые задают промыслительное пространство человечности, <самостоянье человека, залог достоинства его> (А.С. Пушкин). Основа российского подхода к промышленности - это материальная организация и реализация принципа свободы и власти духа, освобождения человека от природных и социальных пут. И, конечно, такого рода подход никак не противоречит христианству и никак не ведет к уничтожению природы. Промышленное, конечно, ни в коем случае нельзя отождествлять с индустриальным, поскольку промышленное связано не только с усердием, но, прежде всего, с систематическим мышлением вперед, с про-мышлением, как это ясно для каждого показывает само слово, введенное Д.И. Менделеевым. Обсуждающие модный ныне экономический рост в лучшем случае пытаются экстраполировать оценки, но они абсолютно ничего не мыслят наперёд, не выдвигают никаких фактических проектов организации деятельности и жизни на конкретной территории нашей страны. Вот проектирование и освоение Севморпути в 30-е годы - это промышленность, а эксплуатация металлургических и алюминиевых, нефтяных и газовых комбинатов, построенных в советское время, выжимание последних соков из недолго живущих работников этих ужасных памятников индустриальной эпохи - это антипромышленность. В лучшем случае, это ресурс. Но для чего? Скорее всего, к сожалению, для завоевания места в финансовом мировом порядке, чем для промысливания и создания новой, общезначимой для страны и мира инфраструктуры. И вот здесь становится понятна та всемирная идея, с которой именно Россия может выйти в мир и привлечь на свою сторону серьезные страны и сердца людей. Эта идея того, что справедливый миропорядок должен строиться на принципе мироразвития (http://shmr.paideia.ru/index.html ): <Превратить Землю и весь Космос в сад Эдема>, <Не в силе правда, а в правде - развитие каждой страны есть залог развития всех стран> или <Равные шансы для всех>. Наконец, у нас есть уникальные современные формы тысячелетней российской истории: фундаментальная наука, экспериментальное образование, авиакосмическая промышленность и транснациональные транспортные инфраструктуры. Именно эти формы через поставленный в качестве национальной сверхзадачи научно-образовательный экспорт могут и должны выступить средством нашего признания в мире. Экспорт коммунизма мы должны конвертировать в экспорт универсальных системных знаний, а мировую революцию большевиков - в мировую образовательную революцию[11] россиян 21 века. Итак, речь идет о том, способны ли мы как страна принять реалистичное мировидение, чисто российский мироизм как основу практики жизни нашей страны в грядущие годы? Для этого нам нужно всего-то преодолеть исключительный экономизм нашей элиты, который оставляет за пределами своих размышлений и практики внеэкономические способы мирового движения страны, и вовсе не ставит вопрос о всечеловеческой, говоря словами Ф.М. Достоевского, задаче страны. Ведь мировая держава - это народ, сумевший соединить два способа движения во всемирной истории - экономический и внеэкономический на позитивно-содержательной идее, нужной всему человечеству. И здесь - в промышленности мирового уровня, в создании промышленности мировой державы - проблема человеческого действия и деятельности смыкается с проблемой Рая и разрешением споров о возможности построения рая на Земле. Безусловно, рай не есть только физическое натуральное место на Земле. Рай - то состояние небесного блаженства, красоты и полноты, которое индивидуальный человек, общность или социум чувствуют в момент предельного исполнения своих сил. Но это исполнение даже для монаха, наверное, не означает безразличия к миру. А для социальной системы всегда требовало отношения к росту процветания в данном мире. В самом деле, достаточно легко можно указать на то, что раем не является и, соответственно, должно быть преодолено, преобразовано на пути в рай. Свидетельством полного падения является сегодняшняя невозможность для российского человека полноценно жить ни в городе, ни в деревне и, тем более, то потрясающее неравенство жизни в центре большого города, на его окраине или в нескольких километрах за его чертой. В антирайское сознание и бытие вгоняет этот разительный градиент одинаково некачественной, хотя и столь внешне разной жизни. Но и сам указанный градиент очень хитрый. При отдалении от центра большого города нарастает общая неустроенность и бытовая необеспеченность. Однако при приближении к центру - не нарастает уже качество жизни (http://www.kroupnov.ru/5/178_1.shtml ), достаточно указать на скученность проживания и выхлопные газы неимоверного числа автомобилей. Более того, качество жизни не нарастает и по мере приближения к индивидуальным домам элитной застройки или целым посёлкам. И дело не столько в <чудовищной <романо-готике> новорусских поселков>[12], и даже не в тяжёлой статистике насильственной смертности, перехода зданий из рук в руки и других следствий <социального успеха> и его неустойчивости, сколько всё в той же скученности и проходной временности жизни в <особняках>, во всё той же неустроенности. И это антирайское состояние должно заставить нас сделать несколько неприятных выводов. Первое. Полноценность, достоинство, полнота и качество жизни не могут стать следствием отказа от социальности. Чем больше мы будем оставаться в критике и отвержении советского и советскости, тем дольше будем оставаться свидетелями неуклонной деградации буквально всех сторон нашей жизни. Второе. Финансы и количество финансовых средств, полученных вне задач устроения жизни и не имеющих прямой привязки к процветанию и повышению качества жизни, малополезны, а очень часто бесполезны или даже вредны. Не деньги благоустраивают жизнь. Отсюда привычные сетования чиновников всех уровней о том, что <нет> или <недостаточно средств> являются лучшим показателем бесплодности и неперспективности такого типа управления. Они всё ждут, когда у них появятся деньги, много денег, а тем временем имеющиеся средства (и нередко немалые) размельчаются либо под лозунгами антисоветизма направляются в бесплодное воспроизведение лишь фазовой, уже полностью себя исчерпавшей, <советско-индустриальной> урбанизации, в размножение неперспективных ныне форм жизни и труда. Третье. Если мы хотим восстановить страну и собственное достоинство, то мы должны определить как минимум на первую половину XXI века наш особенный способ отношения к райской или правильной жизни, ясно и конкретно ответить на вопрос о том, что именно и в чём именно будет проявляться наша социально-массовая работа <на Рай>, что именно будет восхищать нас и двигать нашу социальную жизнь. Либо это будет продолжением индустриальной программы, с восхищением, прежде всего, техносферой - ракетами, трубопроводами, заводами по уникальной химпереработке. Либо это будет продолжением курса на торгово-индивидуальное предпринимательство, когда проблем с общественным пространством попросту не возникает, поскольку вся энергия вкладывается в индивидуальное движение по собственным штрекам и трассам, в индивидуально организованное спасение. Либо это будет новой поместной урбанизацией, которая организует страну в корпорации обеспечения мирового качества жизни на собственной территории и земле. Иного, утверждаем мы, сегодня не дано. В конечном итоге, вопрос о том, может ли быть Рай на Земле, вопрос <где рай?> является вопросом о том, а что является самым правильным и самым важным действием в России и мире сегодня для каждого из нас, живущих и любящих нашу Россию? Ведь, в смысле действия, в определённой мере не важно, является ли рай только аллегорией или натуральным - чувственным - местом, вот этим вот садом. В смысле действия важно, прежде всего, то, что именно выступает образцом, мерилом и критериями осмысленности и первостепенной важности, даже единственности и уникальности нашего действия. И рай - как предельный образец и прототип достойного человеческого существования - в этом смысле и выступает таким прямым способом задать правильность и масштаб буквально любого действия любого человека. И мы не побоимся сказать, что от практического ответа на этот вопрос - какое действие наше в России и для России является сегодня самым правильным - и зависит что, на самом деле, есть рай и где он есть. И где его нет. И какое это всё имеет отношение к нам и к Российской Федерации. Для нас лично ответ очевиден. Только организация поместно-усадебной урбанизации в ближайшие десятилетия - полное изменение лика нашей России в лучшую сторону - может спасти нас от вырождения или большой и страшной крови <исправления хода> истории. Новое освоение и переосвоение страны малоэтажным поместным расселением и есть то единственно правильное действие на несколько десятилетий, которые в религиозно-историческом плане и определят наш ответ на вопросы о том, что такое рай, где он и в чём. Наши рассуждения, конечно, многим покажутся как минимум преувеличенными или даже крамольными. Однако для нас вне серьёзного обсуждения проблемы будущего или самого правильного и необходимого сегодня действия в России и мире вообще невозможно строить какие-либо планы или стратегии. Во-первых, без постановки и решения проблемы рая и действия будут получаться тупиковые поделки по типу, к примеру, так называемой <стратегии Грефа>, в которой долго и занудно поясняется почему мы к концу первой четверти этого века сможем достигнуть уровня жизни Португалии конца века прошлого. Или по типу многочисленных ныне <программ мобилизации>, из которых можно уяснить только то, что надо напрягаться - это собственно и обозначает наукообразное в данном контексте слово мобилизация, без каких либо указаний на то, куда и зачем напрягаться. Во-вторых, без вопроса о рае и действии нас всех ждёт продолжение неумолимой деградации, африканизации и бомжиизации. Нам надо, не пугаясь, честно посмотреть на самих себя и на то что с нами со всеми - и с <левыми>, и с <правыми>, и с деревенскими пьяницами и с благообразными батюшками в каком-либо столичном храме и даже строгими монахами в уединённой обители - происходит. Вне постановки вопроса о действии в России и о норме его в виде той или иной версии рая мы все будем одинаково оставаться на периферии мировой жизни, вне возможностей развития и подлинного спасения. Чтобы остановить наше с вами выбытие, нам необходимо хорошо разобраться в проблеме рая и действия в мире, в этом мире, в <мире бушующем>. А также в том, кто и что, какие бесы водят нас за нос и уводят от самых главных вопросов человеческой жизни. Постановка проблемы нашего действия в мире совершенно не означает утверждение единственности и бесконечности этого - <сего> - только мира, так же как и не означает отказа от принципа бессмертия - индивидуального и страны. Более того, это только травмированные крушением казавшегося несокрушимым и вечным реального коммунизма люди, развалившись вместе с СССР, упав и сдавшись, вместо самоопределения и полагания собственного призвания воспринимают происходящее как знак и наказ к бездействию. Это слабое и даже пораженческое сознание - не находит ничего лучшего, чем в оправдание отказа от деятельности и определённого действия, в свою защиту выставлять <объективные факты> усталости российского населения, высмеивать советское <планов громадьё> или даже обвинять призывающих к Большому Российскому Делу в Мире в неуважении к сакральным вертикалям, в проведении культа <века сего>, в обмирщении и т.п. и т.д. За обвинениями в обмирщении стоит не только сквозная виртуальность и неопределённость подавляющей части людей, их тотальное состояние как-бы-жизни, их предпочтение аллегорий и иносказаний перед прямым действием и ответственностью. В уже упоминавшейся нами статье Патриарх Алексий поясняет: <Потеряв укоренённость в надмирном, человек оказался поглощён стихиями мира... Но и мир, не будучи усовершен и приведен к Богу, утратив человека как своего предстоятеля в своём возведении к Богу, начал меняться. <Космос> стал расползаться в <хаос>. Второе начало термодинамики, не сдерживаемое усилиями человека, стало универсальным законом жизни мироздания, вектором же развития мира стало нарастание энтропии, приближение к смерти. Смерть, которую, по словам Писания, Бог не сотворил, стала втягивать в себя всё сущее... Православное богословие в отличие от западнохристианского грехопадение осмысливает прежде всего как болезнь И Бог делает всё, чтобы изменить человека (а не просто снять с него <судимость>, юридически помиловав его). Но нельзя менять человека без его на то свободного согласия. Христос принёс нам возможность преображения>[13]. Землю и, тем более, землю России нужно рассматривать не в качестве временного пребывания и только вокзала на пути на Небеси, а в качестве главного социально масштабного и массового предмета преображения и соработничества у Бога. Незадолго до своего расстрела в 27 лет в 1937 году <коммунистический поэт> Павел Васильев также помещал нашу Землю в центре мирозданья как <надежду Господа>:
Смотри, Игнатий, не усни, Не мни цветов на одеяле, Привстань, в продушину взгляни - Летать и прыгать не умея, Горючие, вокруг луны Светясь, как при царе Птолмее, Светила расположены. Туманов мерное сиянье - Тучны вы, звездные поля! И в середине мирозданья Надежда господа - земля.
[1] <Коммерсант>, 5 июля 2003 г. Благодарим за указание на эту статью и общую мысль Скурлатова В.И., руководителя программы ПАНЛОГ (сайт - http://panlog.com ). [2] Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Бог. Человек. Мир. - В сборнике <Православие и экология>, М., 1997 г., стр. 5 - 8. Впервые опубликовано в <Экологическом вестнике>, 1990, октябрь. [3] Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Бог. Человек. Мир. - В сборнике <Православие и экология>, М., 1997 г., стр. 4 - 5. Впервые опубликовано в <Экологическом вестнике>, 1990, октябрь. [4] О стратегии градостроительного развития России см. книгу А. Кривова и Ю. Крупнова <Дом в России. Национальная идея для России> - http://dvr.kroupnov.ru/ . Отдельные главы данной книги представлены в виде статей А. Кривова и Ю.Крупнова <Что мы настроили, как мы строимся и как надо строиться> ( http://www.kroupnov.ru/5/77_1.shtml ), <Выбытие> (http://www.kroupnov.ru/5/78_1.shtml ), а также: <Страна-сад>, <Поместная урбанизация>, <Рай на Земле>, <Странообразующая отрасль>, <Космический прорыв на Земле>, <Дом>, <Где взять средства на дом для каждой семьи?>, <Градостроительные тупики>, <Усадьба-поместье>, <Вся власть - помещикам!>, <Полисы в России и мире 21 века>, <Импотека>, <Деревянная Россия> и др. по проблемам градостроительства и поместно-усадебной урбанизации, которые опубликованы на http://www.kroupnov.ru/5/main.shtml [5] Послание архиепископа Новгородского Василия к владыке Тверскому Феодору, ПЛДР: XIV-середина XV века.-М., 1981; http://old-rus.narod.ru/05-2.html . Также см. продолжение: <Подобно завесе и иконостасу храма, райский Деисус закрывал вход в Святое Святых рая: "И велели они одному из товарищей своих взойти по шегле (мачте-лестнице) на гору эту, чтобы увидеть, откуда свет и кто поет ликующими голосами; и случилось так, что когда он взошел на гору ту, то, тотчас всплеснув руками и засмеявшись, бросился от товарищей своих на звук пения. Они же очень удивились этому и другого послали, строго наказав ему, чтобы, обернувшись к ним, он рассказал о том, что происходит на гope. Но и этот так же поступил, не только не вернулся к своим, но с великой радостью побежал от них. Они же страха исполнились и стали размышлять, говоря себе: "Если и смерть случится, но мы бы хотели узнать о сиянии места этого". И послали третьего на гору, привязав веревку к его ноге. И тот захотел так же поступить: всплеснул радостно руками и побежал, забыв от радости про веревку на своей ноге. Они же сдернули его веревкой, и тут же оказался он мертвым". Учение о пути в рай архиепископ Василий излагает в традиционной для мистического богословия иносказательной форме. В притче о новгородских паломниках Моислав - это Моисей, который провел народ через море к горе Синай. На вершине горы Господь открыл Моисею образ храма, являющий тайны сотворения вселенной и райского сада. Иаков - библейский праотец, который увидел во сне лестницу между небом и землей и место своего видения назвал "Дом Божий". "Место святого рая" трактуется новгородским архиепископом как образ православного храма (Н.К. Голейзовский, "Послание о рае" и русско-византийские отношения в середине XIV века, Искусствознание 2/01, М., 2001). Паломникам, которые пересекли воды и приступили к восхождению на гору, дано созерцать Нерукотворный образ. Преподобный Иоанн Дамаскин писал: "И закон, и все сообразное с законом было некоторым оттенением будущего образа, то есть имеющего у нас место служения; а имеющее у нас место служение - образ будущих благ; самые же вещи - высший Иерусалим, нематериальный и нерукотворенный" (Иоанн Дамаскин, Три слова в защиту иконопочитания, СПб., 2001). Символизируя основные этапы пути в Землю обетованную, устройство ветхозаветных и новозаветных храмов включает "воды" (медное море и мозаичные моря и реки, украшавшие полы византийских храмов), "гору" (ступени во Святое Святых и амвон), "Деисус" (завеса и иконостас) и "рай" (Святое Святых и алтарь)> (Юрий Клиценко. Нерукотворная икона и путь в землю обетованную . -опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru, 26-06-2003). [6] Макарий, Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви - том 3. Отдел 1, Глава VI <Духовная литература>. [7] См., в частности, работу священника Бориса Кирьянова <Полное изложение истины о Ттысячелетнем царствии Господа на Земле>, изданную в Санкт-Петербурге издательством <Алетейя> в 2001 году. [8] См. работу Б.А. Успенского <Древнерусское богословие: проблема чувственного и духовного опыта. Представление о рае в середине XIV в.>, опубликованную в Борис Успенский. Этюды о русской истории. - СПб, 2002, сс.279 - 312. [9] Людмила Безрукова <В садах Валаама возрождается традиция выращивания экзотических для этих северных мест фруктов, ягод и цветов> - <Труд>, N 180, 29.09.2001 г. [10] О личности и о личности как <кусочке Бога> см. статьи Ю. Крупнова <Практика персонального образования> - http://spasem-shkolu.p-rossii.ru/8/91_1.shtml и <Борьба за личность> - http://www.pereplet.ru/krupnov/16.html#16 , а также монографию <Школа персонального образования> (М., 2003). [11] Разумеется, данные темы требуют отдельного обсуждения. Все необходимые материалы, которые раскрывают нашу позицию, см., в частности, на сайте <Спасём российскую школу - СОС> - http://spasem-shkolu.p-rossii.ru/8/ . [12] Вадим Цымбурский. <Городская революция> и будущее идеологий в России. Цивилизационный смысл большевизма. Окончание. - <Русский журнал>, 10 июля 2002, - http://www.russ.ru/politics/20020704-tzim.html [13] Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Бог. Человек. Мир. - В сборнике <Православие и экология>, М., 1997 г., стр. 6. Впервые опубликовано в <Экологическом вестнике>, 1990, октябрь.
|
15.01.2005 |
Оранжево-берёзовая <Родина> против Путина и России
|
14.01.2005 |
|
11.01.2005 |
Открытие Великой войны В.В. Кожиновым
|
11.01.2005 |
Страна, которую предала "Родина"
|
09.01.2005 |
|
09.01.2005 |
|
29.12.2004 |
От года поражений - к году развития
|
29.12.2004 |
Украина получила оккупационную демократию
|
29.12.2004 |
Утилизация или национализация?
|
29.12.2004 |
Диктатура неизбежна и необходима
|
17.12.2004 |
Антиобразовательный переворот в российском образовании
|
11.12.2004 |
Дядя, а Вы ученый? Или зачем России образование и наука?
|
26.11.2004 |
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"