Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"


Золотые прииски Юлия Андреева  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Кошачий ящик Василия Пригодича  Классики и современники 
Дискуссия

Обозрение

ЕРДИТЫЕ ТРЕЛЫ ЕРДЮЧЕНКО АЗЯТ

без устали

27.11.2001
10:11

Тайные писательские биографии Владислава Отрошенко

    В

    Хочу признаться: на чтение Владислава Отрошенко меня впервые подвигло участие в одном из интернет-литературных жюри, создаваемых неутомимой волей Леонида Делицына, Главного жреца и жертвы Сети. Перебирая трудолюбивые сочинения собратьев по перу и преисполняясь читательской тоски по поводу всего этого, я неожиданно натолкнулся на текст, который буквально лучился интеллектуальной и эмоциональной энергетикой: Владислав Отрошенко, "Гоголь и паспорт". Заинтригованный, я принялся за другие критические тексты Отрошенко, и вот, рискну поделиться впечатлениями с кафедры "РП".

    Впечатления же чрезвычайны. Приходилось ли тебе, читатель, испытывать ощущение абсолютного духовного слияния с чужим текстом, когда каждый абзац, предложение, слово и даже запятая написаны как бы твоею собственною рукою? Когда читаешь - и постоянно восклицаешь про себя: "Мать честная, да это же как будто я сам написал!" Так что записываюсь в пожизненные поклонники Владислава Отрошенко и готов заранее подписаться под любым его новым словом.

    Перечислю, однако, персонажей его рубрики в "РП":

     

    Гоголь;

    еще (и еще раз) Гоголь;

    Платонов;

    Шопенгауэр;

    Овидий;

    Пушкин.

     

    Казалось бы, что общего между ними? Да, но именно они стали объектом авторского внимания, и со второй статьи начинаешь понимать, почему.

    Дело в том, что из великого литературного множества Отрошенко извлек то, что никакому эвклидовому объяснению не поддается и представляется здравому человеческому уму фантастикой, мороком, "зоной шиза".

    У Владислава Отрошенко есть еще один единомышленник в подобном литературном интересе. Вот ты, читатель, ты можешь себе представить такое прочтение гоголевской "Шинели":

     

    "И вот, если подвести итог, рассказ развивается так, бормотание, бормотание, лирический всплеск, бормотание, лирический всплеск, бормотание, лирический всплеск, бормотание, фантастическая кульминация, бормотание, бормотание и возвращение в хаос, из которого все возникло. На этом сверхвысоком уровне искусства литература, конечно, не занимается оплакиванием судьбы обездоленного человека или проклятиями в адрес имущих. Она обращена к тем тайным глубинам человеческой души, где проходят тени других миров, как тени безымянных и беззвучных кораблей."

     

    Кто автор этого поразительного критического пассажа? Совершенно верно, мой начитанный и просвещенный друг. Это - Владимир Набоков, и это такое видение художественного текста, которого мы с тобой совершенно лишены. Наши мозги и глаза устроены иным, нормальным образом. Мы созерцаем мир в пределах отпущенных нам семи цветов радуги, слышим его в пределах восьми знаков нотной грамоты и осязаем, как холодный, теплый или горячий. Мы скроены по типовому антропологическому проекту. Большинство писателей - тоже. Их отличие от нас состоит лишь в том, что они беспрерывно пишут, затем называют написанное "стихами", "повестями" и "романами" и таскают все это по редакциям, а мы с тобою - нет.

    Те, кому посвящена "Тайная история творений" Владислава Отрошенко, составляют в этом писательском множестве исчезающе малый процент. Они "не такие". Вот как говорит о них тот же Набоков:

     

    "Для того, чтобы по достоинству его Гоголя - В. С.) оценить, надо произвести нечто вроде умственного сальто, отвергнуть привычную шкалу литературных ценностей и последовать за автором по пути его сверхчеловеческого воображения /.../. Русские, которые считают Тургенева великим писателем или судят о Пушкине по гнусным либретто опер Чайковского, лишь скользят по поверхности таинственного гоголевского моря и довольствуются тем, что кажется им насмешкой, юмором и броской игрой слов. Но водолаз, искатель черного жемчуга, тот, кто предпочитает чудовищ морских глубин зонтикам на пляже, найдет в "Шинели" тени, сцепляющие нашу форму бытия с другими формами и состояниями, которые мы ощущаем в редкие минуты сверхсознательного восприятия. Проза Пушкина трехмерна; проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна ."

     

    Или вот еще:

     

    "В таком мире не может быть нравственного поучения, потому что там нет ни учеников, ни учителей; мир этот есть, и он исключает все, что может его разрушить, поэтому всякое усовершенствование, всякая борьба, всякая нравственная цель или усилие достичь ее так же немыслимы, как изменение звездной орбиты. Это мир Гоголя, и как таковой он совершенно отличен от мира Толстого, Пушкина, Чехова или моего собственного. Но по прочтении Гоголя глаза могут гоголизироваться, и человеку порой удается видеть обрывки его мира в самых неожиданных местах."

     

    Вот она, авторская цель Владислава Отрошенко: писать лишь о тех и о том, что является художественным мышлением в самом прямом и альтернативном смысле этого слова. Пытающемуся представить себе это мышление в более-менее уловимых картезианских формах, не могу дать иного совета, кроме как читать Набокова и Отрошенко.

    Судя по фотографии в "Русском переплете" Владислав Отрошенко далеко еще не пожилой человек. Но тогда становится непонятным, как он успел освоить такую гигантскую территорию письменной культуры? Позвольте, он цитирует источники и авторов, которых даже ваш покорный слуга, профессиональный филолог с тридцатилетним стажем, в жизни не читал! И сознаться в этом не стыдно, потому что культурологическая оснащенность головы Отрошенко лежит за пределами вообразимых человеческих способностей. Десятки, сотни имен и названий! "Упанишады", "Авеста", римские первоисточники, личная переписка, скрупулезно точное воспроизведение биографий и реалий жизни своих персонажей - и при этом абсолютная внятность изложения, умение разменять загадку художественной личности на демократическую монету общего понимания. Помимо того, что читать Владислава Отрошенко поучительно, читать его еще и безумно интересно. Это "вкусные" тексты, если читатель понимает, что я хочу сказать. Они проглатываются, как яичный желток. Они изящны, композиционно отбалансированы, стилистически выверены, сюжетно самодостаточны. И при этом - почти разговорны. Да вот, берем награжденное "Тенетами" эссе "Гоголь и паспорт" и начинаем с первой строки:

     

    "Заграничный паспорт Гоголя, служивший ему верным залогом беспрепятственных путешествий, невыразимо любезных его загадочному сердцу, был в полном порядке всегда. Он был в полном порядке и в ту декабрьскую минуту 1846 года, когда Гоголю, вдруг явилась на ум необыкновенная мысль - испросить себе у императора Николая Павловича... заграничный паспорт. Это случилось в Неаполе, в доме графини Софьи Апраксиной, где Гоголь тогда зимовал. Мысль была настолько резкой и оживляющей, что Гоголь, который уже не первый месяц бездействовал воображением, уже не первый месяц ожидал в тоскливом оцепенении удобного парохода и возвышенного расположения духа, чтобы отплыть в Палестину, к Гробу Господню, для смиренных молитв, тотчас же и с былым жаром взялся за перо.

    "Всемилостивейший Государь!..."

     

    Вынужден прервать смакование текста, иначе пришлось бы цитировать его от начала до конца. Если бы ваш покорный слуга обладал в "Русском Переплете" диктаторскими полномочиями, он встречал бы каждого, остановившегося у входа, вопросом: "Читал Отрошенко?" И пропускал бы во внутренние покои только тех, кто ответил на этот вопрос положительно. Не уверен, впрочем, что от этого посещаемость литературного сектора "РП" резко бы возросла. А потому что, побывав в гостях у Отрошенко, заходить в другие рубрики становится уже не так интересно: там пишется про заурядное, общедоступное, "нормальное". "Есть главное, а есть самое главное", - учил Достоевский. Отрошенко пишет исключительно о самом главном в художественной культуре. Он, подобно Сальери, въедается во внелогическое ядро художественной личности, в ее доклеточную прану - и какие же поразительные правды открываются нам о подлинной природе подлинного творчества! Как далеко все это, оказывается, отстоит от литературной беллетристики и от писателей, имя которым Пелевин! Сколь фантасмагоричен внутренний мир Платонова, Шопенгауэра, Овидия!

    В "Русском переплете", на мой взгляд, тоже есть автор с загадочной психологической конституцией. Назову его, пожалуй. Это Надежда Горлова.

     

    Во всякой уважающей себя рецензии положено содержаться ложке дегтя. И вообще, автору сего похвалить что-нибудь все равно, что соляной кислоты напиться. Но вот - не нахожу изъяна в критических изделиях Владислава Отрошенко.

13.11.2001
23:32

Котам "Русского переплета" посвящается

02.11.2001
16:11

Русские как Russians По страницам западной литературы

29.10.2001
04:55

Еще раз о Пирамиде Леонида Леонова

28.10.2001
00:24

Исламский меч Усамы бен Ладена

20.10.2001
02:48

Иван Франко, Ольга Рошкевич, Чернышевский

18.10.2001
02:29

Львовский дурень

13.10.2001
13:08

Любовь и sex в России. По литературным страницам.

06.10.2001
14:19

Русский переплет как литературная Атлантида

29.09.2001
11:47

Идеи и власть

16.08.2001
05:39

Russians в европейском литературном зеркале

30.07.2001
12:06

Израильский дискурс

24.07.2001
13:26

Читая Достоевского. Василий Шукшин.

24.07.2001
13:22

Генуэзское противостояние-2

23.07.2001
11:19

Генуэзское противостояние

16.07.2001
20:05

"Есть город, который НЕ вижу во сне..."

13.07.2001
15:03

Читая Достоевского и Чернышевского. Преодоление эстетики.

08.07.2001
00:02

"Новомировские" обиды

02.07.2001
10:55

Над русским словарем

26.06.2001
14:06

Читая Достоевского. Чернышевский еще раз.

1|2|3|4|5|6|7|8|9

 

  Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100
  Rambler's Top100