TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.07.2020
12:02

Подумаем Вместе. Я - с клавиатурой.

    Читать будет трудно. Но попробовать стоит. Художников я считаю немного глупыми. Этому есть и нейрофизиологическое объяснение. Кора левого полушария мозга у нас . . .

21.07.2020
22:21

Определённость живописи

    В заглавии не мои слова – Эфроса. О Штеренберге, который на поприще поддержки его личной от имени советского правительства, его нанявшего, левых, . . .

20.07.2020
17:59

Почему Леонардо да Винчи гений

    Позавчера я прошёл ЕГЭ по русскому языку. Первым там надо было выбрать верный вариант высказывания об искусстве, и первым был такой вариант: "В искусстве мы . . .

19.07.2020
22:16

Что такое плохо

    Что такое хорошо в искусстве, я знаю. Думаю, что знаю. А вот что такое плохо? Теории плохого нет, по-моему. Но вот если взять мнение общепринятого хорошим . . .

18.07.2020
12:50

Поймал?

    В артистизме Фаворского я лично удостоверился (см. тут, тут). Могу теперь положиться на его мнение о ремесленничестве: "Мы с Ириной Коровай пошли в музей имени . . .

17.07.2020
18:28

Ошибка Фаворского

    Я уже сильно рискую, делая ставку на такую сомнительность, как художественность только в том случае, когда в произведении есть следы подсознательного идеала . . .

16.07.2020
16:14

Жалко

    Жалко, что это не вышло так гениально, как “Родина-мать” Вучетича. Коробцов. Мемориал советскому солдату подо Ржевом. 2020. Вот только-только прошёл концерт на . . .

15.07.2020
15:52

Вдруг что-то получится...

    Я прочёл произведение “Конь” (1983) Битова. В нём два главных действующих лица: "он” (его образ – конь, вырвавшийся на свободу) и “я”-повествователь, . . .

14.07.2020
14:36

Кухня дела

    Обычно кухню дела не показывают, а мне вдруг захотелось. Я вспомнил совет одного критика критикам показывать движение по разным вариантам толкования и тем . . .

13.07.2020
10:26

По проторённой дорожке

    Как обычно в последние месяцы, я открываю книгу Манина “Русская живопись ХХ века” (2007) на очередном художнике, неведомом мне, и, читая, отталкиваюсь от какой-то . . .

12.07.2020
12:40

Досадно

    Досадно на себя и на людей. Ну, вот, название. Я даю название субъективное: “Досадно”. – Кому интересно, что со мной происходит. Да? Кто я такой, чтоб кому-то этим . . .

11.07.2020
11:56

Неужели тайна?

    Есть такая серия на историческом телеканале – “Тайны великих картин”. И вот однажды там раскрыли тайну картины “Меняла с женой” (1510-1515) Массейса во французском . . .

10.07.2020
17:21

В чём тут противоречие?

    Противоречие, которое составляет самую суть тела художественного произведения, имеет вредное свойство быть незаметным читателю, зрителю, слушателю. А ведь, его . . .

09.07.2020
22:02

Однажды Борис Бурда...

    Однажды Борис Бурда, прочитав мою машинописную книгу о Высоцком, сказал, что тот бы мне морду набил. – Оно и понятно. Бурда кулинарией хорошо вписался в наступивший периферийный капитализм, а по-моему выходило, что Высоцкий был левым шестидесятником, то есть был за спасение сковырнувшегося с пути в коммунизм советского социализма.

    Мне реакция Бурды вспомнилась в связи с такими словами художника Фаворского:

    "…композиция приносит нам большие выгоды, как бы позволяет читать между строк и изображать пространство между предметами. Композиционное изображение как бы стирает названия предметов, и мы должны понять и назвать их сызнова, и всякое изображение начинается с удивления.

    Удивление должно быть вначале.

    Теперь о чем мы можем говорить дальше: о правде, о красоте, о добре-справедливости.

    Что такое правда? Это не правдоподобие. Ей противопоставляешь не неправду, а ложь. И тогда она значением повышается.

    А цельность приводит нас к красоте. И пропорции вещей и пространственность выражаются в красоте. Грация — это красота отдельного предмета, а гармония — красота пространства, понятого как мир бесконечно сложный и замкнутый.

    Когда мы говорим о красоте нашей природы и начинаем хвалить ее, то мы говорим большею частью так: “Пускай она проста и даже бедна — какая-нибудь береза или пейзаж, но она родная, нам близка, и мы ее красоту ни на что не променяем”.

    Все это, в сущности, говорит о моральном понятии, о добре. Так что красота есть только другое лицо правды.

    Таким образом мы овладеваем добром.

    Всякое цельное изображение приводит нас к красоте и тем самым к добру…

    Но мы встречаем и другой подход — контрастный…

    …трагедия…

    Рок — судьба, но герой все-таки остается героем. Это подкупает нас. А вот “Маленькие трагедии” Пушкина. “Скупой рыцарь”. Я уже говорил, что рыцарь остается рыцарем, несмотря на все свои злодеяния…

    Изображая злодейство, мы находим красоту как контраст злодейскому конфликту. Можно представить себе, когда мы изображаем некрасивые или злодейские темы, что мы в уме имеем красоту, добро-справедливость, тогда искусство живет негодованием. Но я не представляю, как изображать абсолютное зло и остаться чистым?

    21 декабря 1963 года”

    (Фаворский. Литературно-теоретическое наследие. М., 1988. С. 251 - 252).

    А что сделал я? Не оклеветал ли Фаворского? В предположении:

    "У самого же Фаворского, если и допустить наличие собственного подсознательного идеала, то это будет скорее всего ницшеанское метафизическое иномирие – через красоту некрасивого (аморального), через соотношения белого и чёрного – выражает Никакое” (см. тут).

    Не дал ли и он бы мне по морде, восстань он из гроба?

    Фаворский. Одна из иллюстраций к “Скупому рыцарю”. 1959-1961.

    В чём злодейство рыцаря – не видно сразу. Если он и злодей, он художником прощён – он на стороне света, льющегося из окна. Он красавец. Он даже вот сейчас совершает моральный подвиг, выгоняя ростовщика за совершенно ужасное предложение того отравить отца ради вступления в наследство. Точнее, за предложение того денег дать рыцарю, чтоб тот только не повесил его (о чём тот уже распорядился слуге) за такое жуткое предложение (а угрожать смертью он намеревался самого начала и до того злостного предложения, а просто так – ему б ничего не было за убийство еврея).

    Честь! Она тут у Фаворского во всей своей ценности? – Нет. Рыцарь дан всё-таки против света. Он в тени.

    Но разве "негодованием” движим Фаворский в этой гравюре?

    Поперёк свету и два копья, которыми этот рыцарь, несомненно, убил уже не одного из других рыцарей – на турнирах. Он – злодей. (И таковым себя покажет ещё в будущем, как мы знаем.)

    А противостоит его злодейству… ещё и красота выполнения произведения. Эта явленность исходного материала – резьбы по дереву штрихами. “Красота важнее нравственности!” - как бы кричит гравюра.

    И тут Фаворский в контрах с Пушкиным, с того пронзительным лаконизмом письма, выразившемся даже и в том, что трагедии названы маленькими. У Пушкина в 1830 году лаконизм – от остаточного родства с декабризмом, готовым к смерти в борьбе за лучшее будущее.

    Несколькими строками перед процитированным Фаворский, кратко описывая все четыре трагедии, не удержался. И написал о последней тот акцент, какого сам Пушкин ей не дал (а применил лишь как одно из противоречий):

    "…в “Пире во время чумы” трагедийное положение доходит до крайней степени напряжения и провозглашает устами Председателя гимн: “Все, все, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья — бессмертья, может быть, залог!”” (Там же. С. 151).

    А что такое бессмертье у изверившихся в Боге? – Это подсознательный идеал ницшеанства: принципиально недостижимое метафизическое иномирие, хорошее лишь тем, что творцы могут ему найти образ, чем и не преминул воспользоваться Председатель (и что для Пушкина лишь одна из красок).

    А Фаворский не сдержался и раскрыл себя.

    Если он честный человек и восстанет из мёртвых, он, как и честный Высоцкий, не дадут мне в морду за наглую, мол, натяжку на них моих мыслей.

    29 июня 2020 г.

08.07.2020
19:16

Что тут можно высосать?

    Мой ангел-хранитель или не знаю, кто и что, - я атеист, - каким-то образом вытаскивает меня из искусствоведческих авантюр, в которые я то и дело ввязываюсь. Сейчас я . . .

08.07.2020
07:08

Красота некрасивого

    Вчера у меня был знаменательный день: я наткнулся (см. тут в самом конце) на единомышленника. (Жаль, фамилию свою он не обозначил.) Единомыслие заключается в . . .

06.07.2020
11:46

Быть или не быть

    Знать, что ты не знаешь, очень трудно. Почти невозможно. Мамардашвили. Быть или не быть статье о Битове? О его вещи, называемой “Птицы, или Новые сведения о . . .

05.07.2020
20:54

Игорь Орлов

    У меня проблема. Как сочетать ницшеанство маленьких детей (они центропупы с повышенной ролью “я”-фантастического, это – если б всё было возможно) с ницшеанством . . .

04.07.2020
20:48

Есть шанс понять

    Есть шанс понять, зачем Константин Сомов лица портретов в своей графике выполнял натуралистически, а остальное – "бестелесностью контуров” . . .

03.07.2020
10:27

Обсудим-ка с самим собой...

    Обсудим-ка с самом собой сатиру. Обсудить меня подвигло такое стихотворение Кибирова, будто бы "опубликованное в журнале "Литературная Армения", №5 за 1989г.” . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100