TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.07.2020
12:43

Не дикость

    Я уже давно живу на свете и помню, - это было в середине 50-х годов, - как джаз стал проникать в жизнь нашего провинциального города, как джаз считали аморальным и как . . .

01.07.2020
09:12

Абракадабра

    Вот, как ругали в СССР такую гравюру. Фаворский. Ф.М. Достоевский. 1929. "Как сентиментально-бытовую картинку воспринимали они, например, монументально-суровый . . .

30.06.2020
08:43

В порядке исключения

    Вообще-то я боготворю разборы художественных произведений, отталкивающиеся от элементов этих произведений. Но в случае с символистом Сапуновым я сделаю исключение. Потому что на меня произвели определяющее впечатление такие слова Эфроса о нём:

    "…смерть человека, погибшего оттого, что его ослабевшее сердце люэтика…” (https://e-libra.ru/read/489378-profili.html).

    Что такое люэтик, я не знал. Оказалось – сифилитик. Так начиналась статья Эфроса о Сапунове. Чтоб не просто её читать, а представлять, о ком и о чём речь, я решил посмотреть в интернете на его картины. Проглядывая одну за другой, внимание моё остановила такая репродукция.

    Сапунов. Балет. 1906.

    На моё впечатление влияло то, что это вещь того, кто через 6 лет умер не без связи с тем, что у него был сифилис. А сифилис в принципе плохо вяжется с символизмом. Ибо сифилис подхватывают обуреваемые, скажем так, индивидуалистскими позывами. А символизм связан с порывами коллективистскими. Да, порывы эти вызваны разочарованием в действительности. Она плохая. Может и с сифилисом быть. И, подумалось, что тогда в принципе понятно, почему именно у Сапунова такой пессимизм его побега в туманное далёко, когда у других символистов, физически здоровых, оно тоже пессимистично по другой причине – из-за удалённости в сверхбудущем достижения их благого для всех идеала.

    О том, что порывы “вверх” могут быть у того же человека, у какого есть и порывы “вниз”, я могу судить по себе. В связи с этой вот репродукцией мне вспомнилось, как я плакал на балете “Лебединое озеро”.

    Я только делал первые шаги в любви. И очень неловкие. Ибо был невзрачен. Зато был очень активен. В душе своей я частично уже разочаровался. Первую любовь я (из-за той же невзрачности) таил. И она у меня так и прошла, не проявившись вовне. И я понял, что любви единственной и до гроба для меня, по крайней мере, нет. Значит, для меня – какие-то любови поменьше. С другой стороны, я не хотел катиться вниз по моральной наклонной плоскости. Первое меня заставляло знакомиться и ухаживать. Второе – мечтать.

    На балете в Мариинском театре я оказался (приехав в Ленинград походить по музеям) с двумя адресами двух красавиц, заполученными в доме отдыха. Одна была красавица-полька, блондинка. С нею я надеялся продолжить письменное знакомство, после единственного вечера, когда я с нею познакомился (на завтра кончалась её смена в доме отдыха). А с другой красавицей, русской, шатенкой, я познакомился вечером перед завтрашним моим отъездом из этого дома отдыха. И предложил ей в Ленинграде, куда я завтра уезжал, зайти к её родственникам передать от неё привет. А на балете для меня полька была Одеттой, а русская – Одиллией. И я метался, на какую же мне держать курс в дальнейшем. Что довольно дурно пахло. Но на сцене, тем не менее, была разнообразнейшая – в том числе и цветовая – роскошь, а не такая серятина, как у Сапунова.

    Я из-за серятины на этой репродукции и запнулся.

    Сапунов, прочёл я, впоследствии от символизма (коллективизма и добра, по-моему понятию) отказался и пустился рисовать жирно-красочно (ударился в индивидуализм и зло, по-моему же). Я же в последнем итоге склонился к идеалу благого сверхбудущего (что является типом идеала, общего для христианства, маньеризма и других подтипов идеалов этого типа).

    Так мне представляется, что серость и сифилис как-то связаны у Сапунова.

     

    Есть другой вариант репродукции и другое объяснение.

    "Его прекрасная мечта обитает в мире высокого Театра. Это словно ускользающая иллюзия, возникшая из паутинного шелка и тумана, картина-мечта, навеянная театральными образами. Задачу изображения театра заменила задача живописно-пластического выражения удивительной способности реальность превращать в волшебство, чудесную сказку. Эта работа ярка, заливиста и нарядна. На величественных сценах порхают маленькие и легкие, точно сказочные эльфы, сотканные из серебристого воздуха, балеринки. Многочисленные фигурки кордебалета доминируют среди пышного театрального интерьера. Сапунов предстает художником “жаждущего красоты поколения”” (http://stoicka.ru/Joomla_3.2.0_Full_Package_Russian/index.php/component/content/category/160-nikolaj-sapunov).

    Мне хочется привлечь для оценки этого дифирамба слова Эфроса:

    "…читателю по праву чудится, что ему грозят кипением восторга перед пустотой”.

    Что было что-то необычное с символизмом Сапунова говорит и это (хоть оно и было избрано эмблемой и названием всей группы символистов):

    Сапунов. Голубая роза.

    Обложка каталога одноименной выставки 1907.

    И не в том дело, что голубых роз на свете не бывает, а в том, какого оттенка эта голубизна – какого-то, хочется сказать, серого.

     

    Мне хочется предположить, что до заболевания у Сапунова был символизм более оптимистического тона.

    Сапунов. Цветущие яблони. Начало 1904.

    18 июня 2020 г.

29.06.2020
20:35

У меня проблема

    У меня проблема. Две проблемы. – Одна – я взялся за очень тонкое дело, толкование произведений искусства, и хочу это донести до довольно далёких от искусства . . .

27.06.2020
18:46

А ведь я ошибся

    А ведь я ошибся с Юоном и тут, и тут. Благо, ошибки – учат, если в них признаваться. – Ни он авангардист, злящийся на крестьян, принявшихся восставать против . . .

26.06.2020
15:42

Это начётничество?

    Когда спрашиваешь поисковик: “начётничество”, - открывается такая запись: "Начётничество — в старообрядческой среде — начитанность, учёность, любовь к . . .

25.06.2020
09:50

Я начинаю читать...

    Бывают странные сближенья. Пушкин. Я начинаю читать исторический роман “Генерал и его семья” (2017) Тимура Кибирова что из большого списка кандидатов на премию . . .

24.06.2020
16:09

Грусть-тоска меня съедает

    Я несвободный человек. И это грустно. Свободным я б был, если б брался писать только о тех картинах, которые мне невольно бросились глаза. Я бывал свободным, посещая . . .

23.06.2020
10:06

Прочтение

    Всё будет по-старому. Чехов. Дядя Ваня. Ну вот зачем, давая панораму сада в телевизионной версии спектакля 1986 года “Дядя Ваня” БДТ в постановке режиссера . . .

21.06.2020
10:51

Революционная эволюция

    Знаете, что такое готтентотская мораль? "Миссионер: Ты знаешь, в чём разница между добром и злом? Готтентот: Конечно. Добро — это когда я украду чужой скот и чужих . . .

20.06.2020
15:24

Господи, я ни с чем не могу согласиться!

    Что ни пишут о Павле Кузнецове – меня не устраивает. Вот слова Эфроса: "Изучение кузнецовских образов на самом деле обнаруживает в них надтреснутость, или . . .

17.06.2020
15:15

Беззаконная комета

    Тяжело быть не таким, как все, даже если давно инакость эту в себе чувствуешь. Одна надежда – что все когда-нибудь станут такими. А пока – тяжело. Одна из таких . . .

16.06.2020
17:25

Что меня злит

    Что меня злит у большинства пишущих об искусстве? – Лялякание. Общие слова, не привязанные к “тексту” произведения. Вот, например, что пишет один о знаменитом . . .

14.06.2020
20:44

Пашинин пашет

    Именно пашет, а не летает, как поэт. Я пишу о басне Пашинина “О биологическом детерминизме" (2020). Я б не писал, да меня попросили. Почему я б не писал? Потому что моё . . .

13.06.2020
09:48

Земля плоская, непосредственно глядя. Но это не доказательство.

    Это – продолжение сочинённого тут. Я там, сославшись на принципы, дал их мало. Больше козырял непосредственностью переживания. Вот и результат получился неполным: . . .

12.06.2020
17:12

Дню России посвящается

    . Русская исключительность. Но я люблю - за что, не знаю сам – Ее степей холодное молчанье… Лермонтов. Я пишу только то, что могу назвать новизной, даже не будучи . . .

11.06.2020
13:29

Останавливает внимание

    По-моему, такая картина останавливает внимание. Чехонин. Иллюстрация к „Фауст и Город“ А. В. Луначарского. 1918. Чем? Какой-то симфонией, торжествующей . . .

10.06.2020
10:19

Битэ-дриттэ, фрау-мадам

    За какими-то непостижимыми ассоциациями я влекусь… Заглавие – от фамилии Бритов. Художник такой. Почти непримечательный. Я его картины рассматривал в интернете . . .

09.06.2020
09:01

Пленительно

    Я читаю книгу, которая есть как бы насмешка надо мной. Это “Крук” (2016) Бердичевской. Я аж вспоминаю… стыдно сказать… как я наткнулся на опус моей дочки-школьницы . . .

08.06.2020
12:19

Принципиальность

    Принципиальным быть трудно и легко. Трудно – потому что надо беспрерывно отстаивать свои принципы, а жизнь их с неиссякаемым упрямством пытается опровергнуть. А . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100