TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


30.06.2020
08:43

В порядке исключения

    Вообще-то я боготворю разборы художественных произведений, отталкивающиеся от элементов этих произведений. Но в случае с символистом Сапуновым я сделаю . . .

29.06.2020
20:35

У меня проблема

    У меня проблема. Две проблемы. – Одна – я взялся за очень тонкое дело, толкование произведений искусства, и хочу это донести до довольно далёких от искусства . . .

27.06.2020
18:46

А ведь я ошибся

    А ведь я ошибся с Юоном и тут, и тут. Благо, ошибки – учат, если в них признаваться. – Ни он авангардист, злящийся на крестьян, принявшихся восставать против . . .

26.06.2020
15:42

Это начётничество?

    Когда спрашиваешь поисковик: “начётничество”, - открывается такая запись:

    "Начётничество — в старообрядческой среде — начитанность, учёность, любовь к знаниям; в советской ментальности — машинальность, неразборчивость в перенимании познаний, механическое, некритическое усвоение прочитанного” (Википедия).

    Так вот я сам себя отношу как бы к старообрядцам в отношении (только не падайте в обморок) того, что все художники-ницшеанцы имеют содержанием своего подсознательного идеала принципиально недостижимое метафизическое иномирие в пику тому свету христианства, где бесплотные души всех ждёт достижительность: спасение в Царствии Божием на небе. Вот такая у меня догма есть. В сознании у них, у ницшеанцев, “над Добром и Злом”. Это как-то не так метафизично, как иномирие. Хотя уже и это “над” как-то здорово невнятно. Так одно дело – невнятность, а другое – чёткость: иномирие.

    И, по-моему, невнятность определения ницшеанства как иномирия плохо влияет на довольно чутких искусствоведов. Например, на такого как Эфрос. – Он недодумывает, что Суриков – ницшеанец, а не создатель картин в жанре исторической живописи.

    Радость художнику-ницшеанцу – при всей принципиальной недостижительности метафизического иномирия – состоит в умении всё-таки дать ему образ. У всех остальных людей, нехудожников, радость “как бы достижения” иномирия тоже бывает. Иногда. При остром переживании преходящести мига. Такое чаще всего встречается при каких-то пиковых переживаниях (любви, например, или близости смерти). У русских это довольно хорошо выражено в (укороченной мною) цитате из Феофана Затворника: “Дело не главное в жизни, главное – настроение сердца”. А мало ли какое может нагрянуть настроение. В общем, русскому менталитету ницшеанство близко. И потому Суриков – народен. И ницшеанство его в описании того же Эфроса можно почуять.

    "Мы знаем, как Суриков добывал свою историю. Он не был ни ретроспективистом, ни модернистом. Свое воображение, тянущееся назад, он держал в таком же подчинении, как интерес к современности, которую отвела ему жизнь. Приемы его творчества состоят в том, что в прошлом прощупывается сегодняшнее, а в сегодняшнем – прошлое. В этом основа огромной емкости его искусства. Суриков – гений отбора. Явления и образы российской жизни он подвергал двойному испытанию: на длительность – и на общность. Типы и отношения, которые больше не существовали, были Сурикову не нужны. Ему нечего было делать с тем, что захватила смерть или тронуло тление. К обломкам истории он пафоса не чувствовал. Но и только что возникшая, еще хрупкая жизнь влекла его так же мало. Злободневность он принимал равнодушно; она была поражена пороком незрелости и необязательности существования. Своим материалом Суриков считал то, что умело жить в каком-нибудь семнадцатом столетии так же, как продолжало жить в девятнадцатом. Я помню, как на углу Красной площади, у дверей церкви Казанской Божьей Матери, сейчас же после октябрьских дней 1917 года я повстречал кучку слепцов, поющих, сидя на тротуаре, духовные стихи: Никольские ворота еще зияли пушечными пробоинами, а здание Судебных установлений, выдававшееся над Кремлевской стеной, было покрыто сыпью пулевых точек. Слепцы казались нарочитыми. Я испытал чувство неуместности и смущения. Но это было суриковское явление” (https://e-libra.ru/read/489378-profili.html).

    Речь, собственно говоря, о Надвременьи. А что это такое как не иноименование метафизического иномирия?!.

    Казалось бы, можно было б сообразить, что совмещение в одном месте следов недавнего обстрела красными Кремля и пения духовных стихов это и есть то самое “над Добром и Злом”. Чтоб бы ни назвать Добром: красных, нёсших Справедливость или белых, отстаивающих традицию. Что бы ни назвать Злом: красных, обстреливающих такую святыню как Кремль или белых, защищающих вековую Несправедливость.

    Но само это понятие “над Добром и Злом” как-то мало осознавалось массами. И Эфрос был с ними. Чему способствовало уже старинное знание, что наука – внеморальна. В том числе и история. А "суриковское” – это историческая живопись. Но внеморальность истории испаряется, когда в ней ищут моральные уроки для сегодня. Какой урок ищет принявший революцию Эфрос? – Что новое отрицает старое. Как Пётр Первый не принял бунт стрельцов, который их на Красной площади и повесил. Вот и следы боя на Кремле оскорблены во мнении Эфроса пением духовных стихов. Не то, что Суриков: тот в “Утре стрелецкой казни” повешенных на Красной не нарисовал – перебор Зла был бы. А ему нужно было “над Добром и Злом”. – До Эфроса суриковская внеморальность дошла. И он себя одёрнул через противительный союз "Но”. Но додуматься до его иномирия он уже не смог. Суриков для него остался особым историком: "в прошлом прощупывается сегодняшнее, а в сегодняшнем – прошлое”. – Страстность, например. Русских называют трагическими итальянцами…

    14 июня 2020 г.

25.06.2020
09:50

Я начинаю читать...

    Бывают странные сближенья. Пушкин. Я начинаю читать исторический роман “Генерал и его семья” (2017) Тимура Кибирова что из большого списка кандидатов на премию . . .

24.06.2020
16:09

Грусть-тоска меня съедает

    Я несвободный человек. И это грустно. Свободным я б был, если б брался писать только о тех картинах, которые мне невольно бросились глаза. Я бывал свободным, посещая . . .

23.06.2020
10:06

Прочтение

    Всё будет по-старому. Чехов. Дядя Ваня. Ну вот зачем, давая панораму сада в телевизионной версии спектакля 1986 года “Дядя Ваня” БДТ в постановке режиссера . . .

21.06.2020
10:51

Революционная эволюция

    Знаете, что такое готтентотская мораль? "Миссионер: Ты знаешь, в чём разница между добром и злом? Готтентот: Конечно. Добро — это когда я украду чужой скот и чужих . . .

20.06.2020
15:24

Господи, я ни с чем не могу согласиться!

    Что ни пишут о Павле Кузнецове – меня не устраивает. Вот слова Эфроса: "Изучение кузнецовских образов на самом деле обнаруживает в них надтреснутость, или . . .

17.06.2020
15:15

Беззаконная комета

    Тяжело быть не таким, как все, даже если давно инакость эту в себе чувствуешь. Одна надежда – что все когда-нибудь станут такими. А пока – тяжело. Одна из таких . . .

16.06.2020
17:25

Что меня злит

    Что меня злит у большинства пишущих об искусстве? – Лялякание. Общие слова, не привязанные к “тексту” произведения. Вот, например, что пишет один о знаменитом . . .

14.06.2020
20:44

Пашинин пашет

    Именно пашет, а не летает, как поэт. Я пишу о басне Пашинина “О биологическом детерминизме" (2020). Я б не писал, да меня попросили. Почему я б не писал? Потому что моё . . .

13.06.2020
09:48

Земля плоская, непосредственно глядя. Но это не доказательство.

    Это – продолжение сочинённого тут. Я там, сославшись на принципы, дал их мало. Больше козырял непосредственностью переживания. Вот и результат получился неполным: . . .

12.06.2020
17:12

Дню России посвящается

    . Русская исключительность. Но я люблю - за что, не знаю сам – Ее степей холодное молчанье… Лермонтов. Я пишу только то, что могу назвать новизной, даже не будучи . . .

11.06.2020
13:29

Останавливает внимание

    По-моему, такая картина останавливает внимание. Чехонин. Иллюстрация к „Фауст и Город“ А. В. Луначарского. 1918. Чем? Какой-то симфонией, торжествующей . . .

10.06.2020
10:19

Битэ-дриттэ, фрау-мадам

    За какими-то непостижимыми ассоциациями я влекусь… Заглавие – от фамилии Бритов. Художник такой. Почти непримечательный. Я его картины рассматривал в интернете . . .

09.06.2020
09:01

Пленительно

    Я читаю книгу, которая есть как бы насмешка надо мной. Это “Крук” (2016) Бердичевской. Я аж вспоминаю… стыдно сказать… как я наткнулся на опус моей дочки-школьницы . . .

08.06.2020
12:19

Принципиальность

    Принципиальным быть трудно и легко. Трудно – потому что надо беспрерывно отстаивать свои принципы, а жизнь их с неиссякаемым упрямством пытается опровергнуть. А . . .

07.06.2020
18:36

Подвиг бесполезный

    Конечный смысл любого текста за пределами того, чтобы быть написанным, — также быть и прочитанным. Деление на ночь. Роман Аросева и Кремчукова “Деление на . . .

02.06.2020
10:03

Можно ли разбить кирпич ладонью

    Десантнику разбить кирпич ладонью можно. В десантники берут особенных здоровяков. Плюс их специально тренируют. А вот может ли разбить кирпич хлюпик от роду? – . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100