TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.07.2020
12:43

Не дикость

    Я уже давно живу на свете и помню, - это было в середине 50-х годов, - как джаз стал проникать в жизнь нашего провинциального города, как джаз считали аморальным и как . . .

01.07.2020
09:12

Абракадабра

    Вот, как ругали в СССР такую гравюру. Фаворский. Ф.М. Достоевский. 1929. "Как сентиментально-бытовую картинку воспринимали они, например, монументально-суровый . . .

30.06.2020
08:43

В порядке исключения

    Вообще-то я боготворю разборы художественных произведений, отталкивающиеся от элементов этих произведений. Но в случае с символистом Сапуновым я сделаю . . .

29.06.2020
20:35

У меня проблема

    У меня проблема. Две проблемы. – Одна – я взялся за очень тонкое дело, толкование произведений искусства, и хочу это донести до довольно далёких от искусства людей, что трудно. Другая проблема – мне скучно повторяться. А вышеназванная тонкость, в частности, состоит в чрезвычайной сложноустроенности. Я с нею разобрался, скажем. И хочу подойти к следующему нюансу. Так мне удобно начать с того, в чём я уже разобрался. И как тогда быть с моим читателем, которому я – в новинку. Я, положим, сошлюсь на что-то своё прежнее. Так не принято ж у далёкого от искусства идти по ссылке, чтоб понимать моё дальнейшее. И мне что: повторяться для его удобства? – Так скучно же…

    Вот я читаю у знаменитого Эфроса:

    ""Мир искусства” жил отрицанием того, что есть, и любованием тем, чего нет. Он был весь поглощен памятью о прошлом. Его программа определялась формулой: что прошло, то мило. Он искал старину, охранял старину, возрождал старину” (https://e-libra.ru/read/489378-profili.html).

    И всё во мне, написавшем вот тут о Бенуа, главе этого “Мира искусства”, восстаёт против Эфроса. Совсем наоборот у Бенуа!

    В общем, не хотите, не ходите по ссылке, а я пойду и стану рассматривать тамошнюю первую же картину, "Версаль" (1906), имея её во втором окне компьютера, мотаясь то туда (смотреть), то сюда (писать), и вам так предлагаю смотреть и читать прыгая.

    Ну какое, к чёрту, "возрождал старину”, когда тут жалкие кусочки Версаля: 1) нарочито плохо прописанное трёхэтажное здание без ожидаемых украшений, 2) еле обозначенная, неразличимая какая-то статуя вдали, беломраморная, наверно, 3) несколько на конус подстриженных кустов тёмно-зелёных, туй, наверно, элементов регулярного, так называемого, французского или геометрического парка. И всё. Большую часть занимает очень плохо написанное травяное поле жёлтого цвета. Пшеницей это не может быть. Значит выгоревшая за лето некошеная трава. (Что странно для Версаля.)

    Всё нарисовано ради соотношения цветов серо-жёлтого поля и серо-бледно-синего неба. Едва ли не ради цветовой красоты. А не ради старины.

    И всё – грубо намалёвано. Грубостью… дана тонкость цветовых отношений. Что есть иррациональное. В пику рациональному в теме (Версаль → классицизм → рационализм).

    И – плохая погода. Минор. То есть всё – плохо: и иррациональное, и рациональное. Всё. И прошлое, и настоящее, и будущее. А что тогда хорошо? – Вообще иномирие метафизическое. И красота цветового отношения есть образ этого иномирия. Оно – есть подсознательный идеал. И радость художника только в одном – в умении дать образ этой метафизике.

    На этой картине особенно хорошо видно, что нет тут обычно понимаемой красоты Версаля, который если с чем и ассоциируется, то с материальной красотой.

    И вдруг Эфрос неожиданно для самого себя точно выразился:

    "Руководящее большинство художников искало того, что именовалось словом “красота”” (Там же).

    Именовалось! Но не было красотой в привычном смысле.

    Нематериальность нарисована и на второй картинке того сайта. Там только кажется, что строение обладает обычно понимаемой красотой. Но декоративизм (о нём в той статье) эту обычность аннулирует. И что оставляет? – Тут опять осень, опять какое-то негативное настроение. Оно по поводу и архитектурной красоты, и живописно-цветовой гаммы (опять противопоставление охры синему). Значит, позитив чему? – Опять образу того же иномирия, автором не осознаваемого.

    Я радикалом, конечно, стал с этим иномирием. Я таким не был, когда писал ту статью. Доказать иномирие в подсознании так же трудно, как и Эфросу трудно избежать намёка на него (он же чуткий искусствовед):

    "…настоящее презираешь и в будущее не веришь. “Мир искусства” – это великая меланхолия” (Там же).

    Так меланхолия ж, как отрицательное, предполагает же что-то положительное. ЧТО-ТО!.. Вот оно и есть подсознательный идеал иномирия.

    А в той моей статье дальше рассматривается столкновение света и бедствия на материале наводнения в Петербурге. Чем это является как не воплощением морали ницшеанства “над Добром и Злом”? А что такое эта формула, как не осознание подсознательного идеала иномирия!..

    И это прорывается в переходе Эфроса от петербургского “Мира искусства” к москвичам, символистам:

    "Московские мистики живописи, в другом лагере, провозгласили иную формулу эстетизма” (Там же).

    Да, всё об эстетизме речь. Но эстетизм же внеморален по духу. Как само ницшеанство (за полюсом индивидуализма). Да и символизм (за полюсом коллективизма) в качестве ингуманизма тоже имеет сложные взаимоотношения с обычной моралью. Да, всё да. Но слово "мистики” не зря перекликается с моим иномирием. Эфрос тут переходит к сверхморальным символистам, полярным внеморальным ницшеанцам. Но пристрастный я в слове "мистики” вижу то общее (духовный экстремизм), которое равно` для ницшеанцев и символистов, ра`вно ультраразочарованных в действительности на грани XIX и XX веков.

    Эфрос, будучи неправым по тексту, то и дело касается самой сути – подсознательного идеала автора.

    18 июня 2020 г.

27.06.2020
18:46

А ведь я ошибся

    А ведь я ошибся с Юоном и тут, и тут. Благо, ошибки – учат, если в них признаваться. – Ни он авангардист, злящийся на крестьян, принявшихся восставать против . . .

26.06.2020
15:42

Это начётничество?

    Когда спрашиваешь поисковик: “начётничество”, - открывается такая запись: "Начётничество — в старообрядческой среде — начитанность, учёность, любовь к . . .

25.06.2020
09:50

Я начинаю читать...

    Бывают странные сближенья. Пушкин. Я начинаю читать исторический роман “Генерал и его семья” (2017) Тимура Кибирова что из большого списка кандидатов на премию . . .

24.06.2020
16:09

Грусть-тоска меня съедает

    Я несвободный человек. И это грустно. Свободным я б был, если б брался писать только о тех картинах, которые мне невольно бросились глаза. Я бывал свободным, посещая . . .

23.06.2020
10:06

Прочтение

    Всё будет по-старому. Чехов. Дядя Ваня. Ну вот зачем, давая панораму сада в телевизионной версии спектакля 1986 года “Дядя Ваня” БДТ в постановке режиссера . . .

21.06.2020
10:51

Революционная эволюция

    Знаете, что такое готтентотская мораль? "Миссионер: Ты знаешь, в чём разница между добром и злом? Готтентот: Конечно. Добро — это когда я украду чужой скот и чужих . . .

20.06.2020
15:24

Господи, я ни с чем не могу согласиться!

    Что ни пишут о Павле Кузнецове – меня не устраивает. Вот слова Эфроса: "Изучение кузнецовских образов на самом деле обнаруживает в них надтреснутость, или . . .

17.06.2020
15:15

Беззаконная комета

    Тяжело быть не таким, как все, даже если давно инакость эту в себе чувствуешь. Одна надежда – что все когда-нибудь станут такими. А пока – тяжело. Одна из таких . . .

16.06.2020
17:25

Что меня злит

    Что меня злит у большинства пишущих об искусстве? – Лялякание. Общие слова, не привязанные к “тексту” произведения. Вот, например, что пишет один о знаменитом . . .

14.06.2020
20:44

Пашинин пашет

    Именно пашет, а не летает, как поэт. Я пишу о басне Пашинина “О биологическом детерминизме" (2020). Я б не писал, да меня попросили. Почему я б не писал? Потому что моё . . .

13.06.2020
09:48

Земля плоская, непосредственно глядя. Но это не доказательство.

    Это – продолжение сочинённого тут. Я там, сославшись на принципы, дал их мало. Больше козырял непосредственностью переживания. Вот и результат получился неполным: . . .

12.06.2020
17:12

Дню России посвящается

    . Русская исключительность. Но я люблю - за что, не знаю сам – Ее степей холодное молчанье… Лермонтов. Я пишу только то, что могу назвать новизной, даже не будучи . . .

11.06.2020
13:29

Останавливает внимание

    По-моему, такая картина останавливает внимание. Чехонин. Иллюстрация к „Фауст и Город“ А. В. Луначарского. 1918. Чем? Какой-то симфонией, торжествующей . . .

10.06.2020
10:19

Битэ-дриттэ, фрау-мадам

    За какими-то непостижимыми ассоциациями я влекусь… Заглавие – от фамилии Бритов. Художник такой. Почти непримечательный. Я его картины рассматривал в интернете . . .

09.06.2020
09:01

Пленительно

    Я читаю книгу, которая есть как бы насмешка надо мной. Это “Крук” (2016) Бердичевской. Я аж вспоминаю… стыдно сказать… как я наткнулся на опус моей дочки-школьницы . . .

08.06.2020
12:19

Принципиальность

    Принципиальным быть трудно и легко. Трудно – потому что надо беспрерывно отстаивать свои принципы, а жизнь их с неиссякаемым упрямством пытается опровергнуть. А . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100