TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


20.07.2020
17:59

Почему Леонардо да Винчи гений

    Позавчера я прошёл ЕГЭ по русскому языку. Первым там надо было выбрать верный вариант высказывания об искусстве, и первым был такой вариант: "В искусстве мы . . .

19.07.2020
22:16

Что такое плохо

    Что такое хорошо в искусстве, я знаю. Думаю, что знаю. А вот что такое плохо? Теории плохого нет, по-моему. Но вот если взять мнение общепринятого хорошим . . .

18.07.2020
12:50

Поймал?

    В артистизме Фаворского я лично удостоверился (см. тут, тут). Могу теперь положиться на его мнение о ремесленничестве: "Мы с Ириной Коровай пошли в музей имени . . .

17.07.2020
18:28

Ошибка Фаворского

    Я уже сильно рискую, делая ставку на такую сомнительность, как художественность только в том случае, когда в произведении есть следы подсознательного идеала . . .

16.07.2020
16:14

Жалко

    Жалко, что это не вышло так гениально, как “Родина-мать” Вучетича. Коробцов. Мемориал советскому солдату подо Ржевом. 2020. Вот только-только прошёл концерт на . . .

15.07.2020
15:52

Вдруг что-то получится...

    Я прочёл произведение “Конь” (1983) Битова. В нём два главных действующих лица: "он” (его образ – конь, вырвавшийся на свободу) и “я”-повествователь, . . .

14.07.2020
14:36

Кухня дела

    Обычно кухню дела не показывают, а мне вдруг захотелось. Я вспомнил совет одного критика критикам показывать движение по разным вариантам толкования и тем . . .

13.07.2020
10:26

По проторённой дорожке

    Как обычно в последние месяцы, я открываю книгу Манина “Русская живопись ХХ века” (2007) на очередном художнике, неведомом мне, и, читая, отталкиваюсь от какой-то . . .

12.07.2020
12:40

Досадно

    Досадно на себя и на людей. Ну, вот, название. Я даю название субъективное: “Досадно”. – Кому интересно, что со мной происходит. Да? Кто я такой, чтоб кому-то этим . . .

11.07.2020
11:56

Неужели тайна?

    Есть такая серия на историческом телеканале – “Тайны великих картин”. И вот однажды там раскрыли тайну картины “Меняла с женой” (1510-1515) Массейса во французском . . .

10.07.2020
17:21

В чём тут противоречие?

    Противоречие, которое составляет самую суть тела художественного произведения, имеет вредное свойство быть незаметным читателю, зрителю, слушателю. А ведь, его . . .

09.07.2020
22:02

Однажды Борис Бурда...

    Однажды Борис Бурда, прочитав мою машинописную книгу о Высоцком, сказал, что тот бы мне морду набил. – Оно и понятно. Бурда кулинарией хорошо вписался в . . .

08.07.2020
19:16

Что тут можно высосать?

    Мой ангел-хранитель или не знаю, кто и что, - я атеист, - каким-то образом вытаскивает меня из искусствоведческих авантюр, в которые я то и дело ввязываюсь. Сейчас я . . .

08.07.2020
07:08

Красота некрасивого

    Вчера у меня был знаменательный день: я наткнулся (см. тут в самом конце) на единомышленника. (Жаль, фамилию свою он не обозначил.) Единомыслие заключается в . . .

06.07.2020
11:46

Быть или не быть

    Знать, что ты не знаешь, очень трудно. Почти невозможно. Мамардашвили. Быть или не быть статье о Битове? О его вещи, называемой “Птицы, или Новые сведения о . . .

05.07.2020
20:54

Игорь Орлов

    У меня проблема. Как сочетать ницшеанство маленьких детей (они центропупы с повышенной ролью “я”-фантастического, это – если б всё было возможно) с ницшеанством . . .

04.07.2020
20:48

Есть шанс понять

    Есть шанс понять, зачем Константин Сомов лица портретов в своей графике выполнял натуралистически, а остальное – "бестелесностью контуров” (https://www.83147.ru/article/3980).

     

    Портрет Александра Бенуа. 1895.

    Портрет Михаила Кузмина. 1906.

    Портрет М.В. Добужинского. 1910

    Слово “бестелесность”, применённое в близком соседстве со словом “модерн”, навело на мысль обратиться к Александрову, подробно рассмотревшему модерн:

    "Временной отрезок от становления до выхода из моды модерна относится к концу цикла Нового времени, следовательно, в формационном смысле это – стиль, имевший место в конце рационалистического менталитета. Нового времени” (http://alexnn.trinitas.pro/files/2011/12/Stil-modern-ar-nuvo-4.pdf).

    Знакомая мука от скуки рационализма к концу XIX века естественно приводит к идеалу ницшеанства.

    "На первом месте здесь стоит свобода, воли человека, отталкивающая любые формы общественного диктата” (Там же).

    При рационализме всё рисовали натуроподобно. – Как против этого бунтовать? – Очень просто: половину рисовать натуроподобно, половину – нет.

    Но я-то считаю, что радикальный (не меньше) “бунт против” имеет под собой мотив – подсознательный идеал, позитив – метафизическое принципиально недостижимое иномирие, радость от которого – в способности творца дать иномирия образ. – Вот в этих портретах натурность с бестелесностью, столкнувшись в нашей (подготовленной) душе, как раз и даёт образ этого иномирия. – Чему Сомов бы очень удивился, если б ему сказали. Оно и естественно – в подсознании ж идеал. Более того, как-то не принято в России договаривать о ницшеанстве до конца – до подсознательного иномирия.

    Вот если спросить всезнающий интернет: “Константин Сомов иномирие”, - то единственное, что выдаёт Гугл (не Яндекс) – сайт https://www.tg-m.ru/articles/%E2%84%962-2013-39/simvolizm-v-rossii “Символизм в России” Аллы Гусаровой (я шрифтом выделил это слово):

    "Во многом под воздействием В. Васнецова сложилось творчество Михаила Нестерова (1862-1942). Вслед за Александром Ивановым он мечтал написать явление Христа народу. Но несколько работ с образом Христа оказались не столь глубокими, как этого хотелось бы автору. Повлияли на творчество Нестерова также европейские мастера, художники раннего Возрождения, прерафаэлиты, французские мастера второй половины XIX века - символист П. Пюви де Шаванн и представитель натуральной школы живописи Ж. Бастьен-Лепаж. Однако главным в возникновении его символизма был личный мистический опыт, связанный с ранней смертью любимой молодой жены. Самая художественно совершенная и глубокая в его творчестве картина “Видение отроку Варфоломею” (1889-1890) органически соединяла лирический образ русской земли с образом иной, высшей реальности и открывала мистические свойства отечественной природы. "Иномирие” особенно ощутимо в картине “Дмитрий-царевич убиенный”. В своих полотнах, изображающих пустынников, странников, монахов, отшельников на фоне пейзажа, ставшего символом национальной красоты, Нестеров создал образ России, страны Святых чудес, где человек и природа проникнуты единым молитвенным созерцанием. “...на земли мир в человецех благоволение”. В картинах и церковных росписях художник мечтал сказать русскому народу “заветное слово о нем самом”. Одна из его программных работ называется “На Руси (Душа народа)” (1914-1916).

    На свой, национальный, лад Нестеров воплощал одну из сокровенных тем символизма - поиски “земли обетованной”. Это основной объект живописи Пюви де Шаванна: счастливое человечество среди умиротворенной природы. Во имя одухотворения природы и человека Нестеров преображал действительность, делал ее бесплотной, прибегая к разбеленным, словно затуманенным краскам, упрощая и утончая, ритмизируя формы и линии, используя говорящие сопоставления или контрасты. Любимый прием - изображение хрупких молодых деревьев, вносящее ноты трогательности, чистоты, задушевности”.

    Гусарова-то “иномирие” применила верно для символизма. Но. Символизм свой идеал не считает принципиально достижимым, не как ницшеанство. Когда-то, немыслимо далеко, в сверхбудущем, но принципиально достижимым. Как и христианство.

    Ницшеанство же устало не только от рационализма, но и от христианства. И против него столь же рьяно направлено, как и против мещан, обыденности и рациональности.

    Гусарова права, вспоминая Пюви де Шаванна.

    Пюви де Шаванн. Сон. 1967.

    Принципиальная достижимость тут аж кричит.

    А сравните (тут) с картиной Нестерова и моими словами: “Вечно Россия была страдательная: от степняков, от татаро-монголов, от крепостничества…

    Через эту Вечность не есть ли и упомянутый Нестеров кем-то из ницшеанцев, как бы он тему святости ни эксплуатировал?”.

    Надо для честности показать картину, на которую ссылается Гусарова.

    Нестеров. Дмитрий-царевич убиенный. 1899.

    Но она не отличается от оспоренной. Да и тут многократно доказано ницшеанство Нестерова.

    Гусарова натягивает символизм на него (из-за темы). Но то, что видят глаза на картине, не есть же то, во имя чего она создана. Иначе не было б общения подсознаний автора и восприемников.

    Верно Гусарова сказала и о влиянии Васнецов. Так зато Васнецов-то и есть ницшеанец (см. тут).

    С другой стороны (см. тут) ницшеанство Сомова доказано.

    25 июня 2020 г.

03.07.2020
10:27

Обсудим-ка с самим собой...

    Обсудим-ка с самом собой сатиру. Обсудить меня подвигло такое стихотворение Кибирова, будто бы "опубликованное в журнале "Литературная Армения", №5 за 1989г.” . . .

01.07.2020
12:43

Не дикость

    Я уже давно живу на свете и помню, - это было в середине 50-х годов, - как джаз стал проникать в жизнь нашего провинциального города, как джаз считали аморальным и как . . .

01.07.2020
09:12

Абракадабра

    Вот, как ругали в СССР такую гравюру. Фаворский. Ф.М. Достоевский. 1929. "Как сентиментально-бытовую картинку воспринимали они, например, монументально-суровый . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100