TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.07.2020
12:43

Не дикость

    Я уже давно живу на свете и помню, - это было в середине 50-х годов, - как джаз стал проникать в жизнь нашего провинциального города, как джаз считали аморальным и как . . .

01.07.2020
09:12

Абракадабра

    Вот, как ругали в СССР такую гравюру.

    Фаворский. Ф.М. Достоевский. 1929.

    "Как сентиментально-бытовую картинку воспринимали они, например, монументально-суровый портрет Достоевского: “Кажется, он только что поднялся со стула после долгих часов творческой работы”… У художника с такими авторами просто не было общего языка” (Герчук. https://artguide.com/posts/1602).

    А вот, что пишет сам Фаворский:

    "Там конфликт предмета и окружающего его пространства гораздо серьезнее. Грудь, руки, вся поза указывает на то, что ей приходится испытывать большой нажим пространства — противостоять ему. А в лице и в [кистях] рук есть победа над пространством… мы получаем предметно-пространственный синтез… он трагический” (1963).

    Сделаем иной масштаб для лучшего обозрения пространства

    и попробуем вчувствоваться в абракадабру слов Фаворского.

    Могу предположить только одно. У груди, рук (кроме кистей) отнято много света, а у лица и кистей – мало: чёрное – только обводка контура правой руки и левой стороны лица; полутени лица и кистей не сравнить с чернотой теней на рукавах и сюртуке (волосы, надо понимать, к лицу не относятся, раз они абсолютно черны).

    То есть имеется в виду графический образ победы творчества над обстоятельствами? Тогда как сюжетный образ этого же – есть то, что творчество кончено (свечи погашены, стопка листов собрана, выровнена по краям, творец встал {пока писал – сидел}).

    То, что сама стопка листов тоже вся сделана из полутонов и, значит, тоже победила пространство, Фаворский просто забыл написать.

    Но я не понимаю, почему тут графический итог трагический, а не победный, как по сюжету? Из-за взгляда? Но взгляд относится не графическому, а к сюжетному.

    В рамках сюжетности как раз от столкновения победы окончания с поражением во взгляде получается катарсис, который осознать можно как недейственность искусства на жизнь (в той Зло как торжествовало, так и продолжит существовать; надолго).

    Вот если б гравюра была грубее,

    я б согласился, что тут выражен трагизм. Но она не грубее. Могу я Фаворскому верить на слово? Раз это слова, то в ясно, что в сознании его – трагизм: и в 1929-м, когда он гравировал, и в 1963-м, когда он писал, социализмом вокруг и не пахло (а религиозный социализм был идеалом Достоевского).

    Он пишет о портрете Достоевского в пику другой гравюре. Думаю, этой.

    1936.

    "Цельность — это слово важное, мы должны стремиться к цельному изображению, к цельности; и кроме того, мы надеемся, что цельность связана с красотой, которая нам крайне нужна.

    Но цельность предполагает сложность; только сложное цельно. И не простую сложность. Сложность такую, которая предполагает синтез противоположностей.

    Попробуем в этом разобраться. Передо мной рисунок натурщицы. Молодая красивая фигура, стройная и всем складом выражающая рост. Я ее рисую, набрасываю, и вот ее контуры как бы соотносятся с полями. Ее контуры и формы создают эхо на краях листа. Мой рисунок контуром как бы посылает на края сигналы эхолота. И таким образом создается то пространство, которое окружает фигуру, проникает внутрь фигуры, строит ее”.

    Фигуре просторно. На просторе подчёркивается высота. Простор обеспечивается широтой света слева и справа от фигуры. – В самом деле – противоположно замкнутости “Достоевского”.

    Кстати, полусюжетная, полуизобразительная замкнутость обеспечивается Достоевскому ещё и тем, что он стоит на фоне какой-то ниши в стене, тёмной относительно стены. И для того же, наверно, внесюжетная белизна между свечами и правее нижнего портретика на стене.

    То есть я, по-видимому, просто был недостаточно чуток, не чувствуя трагизма.

    А теперь – жуткий вопрос. Раз Фаворский так осознаёт, что чем он выражает, то, во-первых, противоположность (свет – тьма) он понимает не как рождающие третий смысл ценностный-вне-искусства (выражающий подсознательный идеал), для него важен артистизм (третий смысл внутри искусства – цельность, красота). А во-вторых, ценность-вне-искусства (трагизм) он выражает как знаемое переживание, как то, к что он сознательно хотел усилить.

    То есть у него творчество не есть выражение подсознательного идеала. То есть я не могу назвать его вещь (“Достоевского”, по крайней мере) художественной. Это – произведение прикладного искусства!

    Только до этого вон как трудно пришлось доходить.

    А советским дуракам трудность была не ко двору. Они ж лжесоциализм строили. Решали вопрос индустриализации. Им нужно было массовое, так называемое, искусство. Легко понятное массам, которое они самообманно называли реализмом.

    Чего они требовали?

    "Прежде всего — социально-воспитательной тенденции, отчетливого пропагандистского смысла. А смысл этот мог быть воплощен в определенных темах. Поэтому беспартийные натюрморты или пейзажи, авторы которых подозревались в “уходе от жизни”, должны были уступить дорогу индустриальной и колхозной тематике, а в лучшем случае снисходительно допускались как малозначительные произведения второстепенных жанров. Затем — общепонятности, облегченного изобразительного языка, развернутой повествовательности и зрительного правдоподобия, конкретных деталей и типизированных образов. Все сложное богатство выразительных средств искусства следовало свести к подробному рассказу и прямому натурному изображению” (Герчук).

    Я терпимо отношусь ко всем ужасам неудачной попытки прийти к коммунизму – за величие цели. Но меня ужасы коснулись в минимальной степени. Потому, наверно, я содрогаюсь теперь, представив воочию то, как плохо себя чувствовал творческий человек.

    23 июня 2020 г.

30.06.2020
08:43

В порядке исключения

    Вообще-то я боготворю разборы художественных произведений, отталкивающиеся от элементов этих произведений. Но в случае с символистом Сапуновым я сделаю . . .

29.06.2020
20:35

У меня проблема

    У меня проблема. Две проблемы. – Одна – я взялся за очень тонкое дело, толкование произведений искусства, и хочу это донести до довольно далёких от искусства . . .

27.06.2020
18:46

А ведь я ошибся

    А ведь я ошибся с Юоном и тут, и тут. Благо, ошибки – учат, если в них признаваться. – Ни он авангардист, злящийся на крестьян, принявшихся восставать против . . .

26.06.2020
15:42

Это начётничество?

    Когда спрашиваешь поисковик: “начётничество”, - открывается такая запись: "Начётничество — в старообрядческой среде — начитанность, учёность, любовь к . . .

25.06.2020
09:50

Я начинаю читать...

    Бывают странные сближенья. Пушкин. Я начинаю читать исторический роман “Генерал и его семья” (2017) Тимура Кибирова что из большого списка кандидатов на премию . . .

24.06.2020
16:09

Грусть-тоска меня съедает

    Я несвободный человек. И это грустно. Свободным я б был, если б брался писать только о тех картинах, которые мне невольно бросились глаза. Я бывал свободным, посещая . . .

23.06.2020
10:06

Прочтение

    Всё будет по-старому. Чехов. Дядя Ваня. Ну вот зачем, давая панораму сада в телевизионной версии спектакля 1986 года “Дядя Ваня” БДТ в постановке режиссера . . .

21.06.2020
10:51

Революционная эволюция

    Знаете, что такое готтентотская мораль? "Миссионер: Ты знаешь, в чём разница между добром и злом? Готтентот: Конечно. Добро — это когда я украду чужой скот и чужих . . .

20.06.2020
15:24

Господи, я ни с чем не могу согласиться!

    Что ни пишут о Павле Кузнецове – меня не устраивает. Вот слова Эфроса: "Изучение кузнецовских образов на самом деле обнаруживает в них надтреснутость, или . . .

17.06.2020
15:15

Беззаконная комета

    Тяжело быть не таким, как все, даже если давно инакость эту в себе чувствуешь. Одна надежда – что все когда-нибудь станут такими. А пока – тяжело. Одна из таких . . .

16.06.2020
17:25

Что меня злит

    Что меня злит у большинства пишущих об искусстве? – Лялякание. Общие слова, не привязанные к “тексту” произведения. Вот, например, что пишет один о знаменитом . . .

14.06.2020
20:44

Пашинин пашет

    Именно пашет, а не летает, как поэт. Я пишу о басне Пашинина “О биологическом детерминизме" (2020). Я б не писал, да меня попросили. Почему я б не писал? Потому что моё . . .

13.06.2020
09:48

Земля плоская, непосредственно глядя. Но это не доказательство.

    Это – продолжение сочинённого тут. Я там, сославшись на принципы, дал их мало. Больше козырял непосредственностью переживания. Вот и результат получился неполным: . . .

12.06.2020
17:12

Дню России посвящается

    . Русская исключительность. Но я люблю - за что, не знаю сам – Ее степей холодное молчанье… Лермонтов. Я пишу только то, что могу назвать новизной, даже не будучи . . .

11.06.2020
13:29

Останавливает внимание

    По-моему, такая картина останавливает внимание. Чехонин. Иллюстрация к „Фауст и Город“ А. В. Луначарского. 1918. Чем? Какой-то симфонией, торжествующей . . .

10.06.2020
10:19

Битэ-дриттэ, фрау-мадам

    За какими-то непостижимыми ассоциациями я влекусь… Заглавие – от фамилии Бритов. Художник такой. Почти непримечательный. Я его картины рассматривал в интернете . . .

09.06.2020
09:01

Пленительно

    Я читаю книгу, которая есть как бы насмешка надо мной. Это “Крук” (2016) Бердичевской. Я аж вспоминаю… стыдно сказать… как я наткнулся на опус моей дочки-школьницы . . .

08.06.2020
12:19

Принципиальность

    Принципиальным быть трудно и легко. Трудно – потому что надо беспрерывно отстаивать свои принципы, а жизнь их с неиссякаемым упрямством пытается опровергнуть. А . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100