Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
01.11.2013 |
|
||
20.10.2013 |
|
||
12.10.2013 |
Внимательность первооткрывателя.
|
||
10.10.2013 |
Бедный, всё потерявший, Кундера.
|
||
06.10.2013 |
Рассчётливый фокус или вдохновенное искусство?
|
||
04.10.2013 |
|
||
03.10.2013 |
|
||
21.09.2013 |
|
||
14.09.2013 |
|
||
09.09.2013 |
Может ли состояться несостоявшийся человек.
|
||
08.09.2013 |
|
||
05.09.2013 |
Почему гениально "Слово о полку Игореве".
|
||
02.09.2013 |
|
||
29.08.2013 |
Околонаучная фантазия вокруг слова "дипластия".
|
||
22.08.2013 |
Пушкин небожитель.
Грешен и не каюсь, я ввёл для себя когда-то такое понятие, как реалистический символизм. Для позднего Пушкина и Пришвина. Словами Пришвина это ⌠держать всегда под контролем виденного■ (Пришвин М. М. Записи о творчестве. В альманахе ⌠Контекст╥1974■. М., 1975. С. 318). Только так можно надёжно залететь мыслью куда-то в сверхбудущее и не заблудиться по дороге. Мне не замолить всех моих грехов. Поэтому я могу и полностью отпустить себя. И сказать, что если неопубликванный как таковой Каменноостровский цикл стихотворений позднего Пушкина ⌠на фоне всего остального пушкинского творчества последних лет с ярко выраженной публицистической направленностью, складывающегося под знаком исторических и журнальных интересов поэта■ (http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v85/v85-052-.htm) отличался обратным, и стихи там ⌠выражают стремление поэта возвыситься над ⌠суетой жизни■, тем самым вроде бы подтверждая неоднократно в пушкиноведении заявлявшуюся концепцию ⌠двух Пушкиных■ ≈ суетного человека и небожителя■ (там же)┘ То небожитель этот, - здорово земной (в соответствии со словосочетанием ⌠реалистический символизм■), - идейно начал этот цикл не в 1836 году на Каменном острове, а в 1835-м стихотворением ⌠Странник■. Давайте станем читать это произведение и тут же комментировать (мелким шрифтом), ⌠под контролем виденного■ читаемое или уже залёт куда-то.
Видим, что всё √ очень и очень зримое или слышимое. Даже и интроспекция √ наблюдение за собственными переживаниям; они ж √ реальность. Да и кажимость понимается именно кажимостью. Она ж просто инструмент для имения пути бега, не более. Реализм! А, тем не менее, речь о запредельном, и бег √ к запредельному. √ Ну чем не реалистический символизм? И вот не им ли были вдохновлены в тот же 1835 год написанные ⌠Египетские ночи■? Погоня творца за вдохновением┘ Вдохновение ж √ тоже способно исполнять роль ⌠держись сего ты света■. А если его не фиксировать на бумаге, если перед нами выведен импровизатор? Смотрим. Уже и простой поэт, Чарский, признавая вдохновение дрянью, совершенно не способен ему противиться и ⌠идёт■ за ним неотвратимо: ⌠писал с утра до поздней ночи■. Понимай, не отвлекаясь на еду или малейший отдых. Как в ⌠Страннике■ одержимый спасением √ к почудившемуся свету бежит, не обращая внимания ни на что. Технология! Технология бегства из жизни. Не важен процесс (вдохновения). Важен результат. Какой: ⌠только тогда и знал истинное счастие■? Неограниченный эгоизм? И нет нецитируемости художественного смысла? √ Нет. Это политкорректные слова Чарского мерзкому окружению. ⌠Он признавался искренним своим друзьям■, - написано. Но нет их, искренних друзей, в романе, пусть и не оконченном. Это повествователь тут в сфере дипломатствующего Чарского. Мерзость окружения, в частности, состоит в том, что оно низменно эгоистично. Тем низменно, что не знает неограниченности. Так какова цель бегства из жизни? Зачем-то дан импровизатор. Который оба раза тоже воспевает неограниченный эгоизм, демонизм, ницшеанство, можно сказать, раз этот тип мироотношения повторяется в веках, и не важно как явление это называть √ можно и именем философа, ярче всех его однажды в истории выразившего, пусть это случилось и после смерти Пушкина. У импровизатора вдохновение тоже технология, но технология бегства в жизнь, а не из жизни. Смотрите, какой эпиграф главы о его появлении в городе: ⌠≈ Что это за человек? ≈ О, это большой талант; из своего голоса он делает все, что захочет. ≈ Ему бы следовало, сударыня, сделать из него себе штаны■. √ Совершенно мещанская цель, хоть слова исходят от представителя высшего света. Пушкину плевать на высший свет. Он для него √ чернь. С точки зрения черни тянущийся к ней раздвоенный Чарский и определяет вдохновение как ⌠дрянь■ (аж курсивом выделено). Именно из-за того, что Чарский раздвоен, ему так противен оказался низменный импровизатор: ⌠Неприятно было Чарскому с высоты поэзии вдруг упасть под лавку конторщика; но он очень хорошо понимал житейскую необходимость и пустился с итальянцем в меркантильные расчеты. Итальянец при сем случае обнаружил такую дикую жадность, такую простодушную любовь к прибыли, что он опротивел Чарскому, который поспешил его оставить┘■ То есть, если Пушкин и тянет нас куда-то, если это есть нечто, куда тянет и Чарского, но чего тот сам не понимает, то это и не мещанство, и не вседозволенность, обе фигурирующие в тексте. Первое √ большей частью в прозаической части, второе √ в стихотворной. И цель эта несёт, наверно, признаки того и другого, не являясь ни тем, ни другим. Что э это? Это нечто с чертами Абсолюта, реющего в демонизме стихов, и с чертами практичности, характерной мещанству и пребывает в прозе. √ То самое, что сконцентрировано в словосочетании ⌠реалистический символизм■. Не оттого ли Чарский ⌠молчал, изумленный и растроганный■, услышав первую импровизацию, что он был в глубине души неравнодушен к чертам Абсолюта? На второй декламации роман обрывается. Реакции нет. Но она предполагается. √ Потрясает. Не может не потрясать Абсолют. Но что если Чарского потрясала не суть Абсолюта, не его отрицательная, безнравственная, так сказать, величина, а √ да простится мне алгебраическая аналогия √ модуль величины: огромный, какой бывает у любых Абсолютов, положительных или отрицательных. (Ну, положительность и отрицательность я тут беру с точки зрения обычной.) Смею думать, что Пушкин и его Чарский, будучи стихийными художниками, вполне подпадали под открытый через сто лет психологический закон художественности Выготского, действующий во все времена. (Психология ж в некотором отношении есть естествознание, а не гуманитарное знание.) По этому закону художественное есть противоречивое (если ограничиваться только текстовой частью художественности; внетекстовая часть состоит из чувств: сознательных противочувствий, соответствующих противоречиям текста, и подсознательного катарсиса, результата столкновения противочувствий). Так вот в обоих стихотворениях-импровизациях противоречий в тексте нету. Есть усиление заранее известных импровизатору чувств. (Знаментательно, что они импровизатору почти задаются извне, предполагаются темой: ⌠поэт сам избирает■, ⌠Клеопатра назначила смерть ценою своей любви■). Усиление заранее известных чувств называется √ в наше время, через почти полвека после публикации ⌠Психологии искусства■ Выготского √ называется это художественностью лишь по недоразумению. По какой-то инерции всеобщей. (У меня есть товарищ, необыкновенного ума и чутья. Он когда-то, давным-давно, мне сказал о стихотворениях из ⌠Египетских ночей■, что они какие-то не по-пушкински пустозвонные. Я только теперь, после нескольких лет воинствующего противопоставления прикладного искусства, усилителя известных чувств, другому искусству, у которого приличествующего настоящему политическому моменту названия нету, - я только теперь понял всю глубину его тогдашнего высказывания.) Да, Чарский ⌠молчал, изумленный и растроганный■. Искусство ж всё-таки, пусть и прикладное. Образы. Но перец (катарсис, художественный смысл) ⌠Египетских ночей■ состоит не в √ потрясающих-таки √ стихах. А √ в результате столкновения: 1) вызываемого этими стихами переживания демонизма (⌠нет закона■) с 2) вызываемым прозой переживанием благополучного мещанства (⌠резановское мороженое■). (Что: разве это не сладко? ⌠Вскоре все ряды кресел были заняты блестящими дамами; мужчины стесненной рамою стали у подмостков, вдоль стен и за последними стульями. Музыканты с своими пульпитрами занимали обе стороны подмостков. Посредине стояла на столе фарфоровая ваза. Публика была многочисленна. Все с нетерпением ожидали начала■. Ну, это всем понятно. Но должно быть понятно, что и демонисту сладко то, что нам в здравом рассудке √ нет. ⌠Но только утренней порфирой / Аврора вечная блеснет, / Клянусь ≈ под смертною секирой / Глава счастливцев отпадет■.) Вот и результат такого столкновения сладко-здравого со сладко-нездравым должен быть похожим: сладко и здравым, и нездравым, - похожим на ⌠небожителя■. 22 августа 2013 г.
|
||
18.08.2013 |
Трагедия Просвещения и Бетховена.
|
||
16.08.2013 |
Вопрос, оставшийся без ответа, грызёт.
|
||
13.08.2013 |
|
||
12.08.2013 |
|
||
09.08.2013 |
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"