TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


08.09.2013
12:26

Выбор Визбора.

    Возможно я смогу себя опять поймать на ошибке. У меня было вышло (см. тут и тут), что Визбор не последовал примеру Окуджавы, который сдал идеал спасения социализма . . .

05.09.2013
13:52

Почему гениально "Слово о полку Игореве".

    - Ну что, соседка, будете голосовать за нэжалэжнисть? - Ой, да конечно! Это ж Украина станет такая, как Франция! - Блестящая? - Ну да! Разговор на лестничной площадке . . .

02.09.2013
13:14

Гений Тютчева.

    Меня часто заносит. Я замечаю это, но не предпринимаю мер по предотвращению. А придумываю оправдания. Так было с Тютчевым когда-то (см. тут). У меня уже было . . .

29.08.2013
13:41

Околонаучная фантазия вокруг слова "дипластия".

    Внимание, внимание! Сенсация!!! Впервые в мире дано исчерпывающее объяснение всех элементов одного из жанров пещерной живописи, что творилась десятки тысяч лет . . .

22.08.2013
16:37

Пушкин небожитель.

    Грешен и не каюсь, я ввёл для себя когда-то такое понятие, как реалистический символизм. Для позднего Пушкина и Пришвина. Словами Пришвина это ⌠держать всегда под . . .

18.08.2013
11:19

Трагедия Просвещения и Бетховена.

    Ура! Я понял Бетховена! Впервые. Меня всегда озадачивали неожиданности в его музыке. Не психологично, думал я. Не то, чтоб не бывало неожиданности в душевной жизни . . .

16.08.2013
20:32

Вопрос, оставшийся без ответа, грызёт.

    Итак, Савадов смеётся надо всем┘ Над чем он, например, тут смеётся? http://www.afisha.ru/article/arsen-savadov/ Авиньонские девушки. 2010-2011. Я выбрал для вникания эту картину потому, . . .

13.08.2013
18:30

Лучшие ль это художники?

    Продолжение. Так. Сделаем ещё заход в интернет. ⌠Украинская Новая волна <┘> посвящена постмодернистской живописи, эволюции которого в конце 80-х более всего . . .

12.08.2013
17:12

Лучшие ль это художники?

    Лучшими названы: Дмитрий Гутов, Арсен Савадов, Дмитрий Врубель, Иван Гарунов (http://art1.ru/art/otkrytie-icons/). - Проверим? - Проблема. - Почему? - Произведение Искусства с большой . . .

09.08.2013
19:43

Бедный Чехов.

    Бедный Чехов. Что я с ним делаю. Пришёл на разборе каких-то произведений его к мысли, что он ницшеанец с самого начала творчества до конца √ и┘ Пробую и пробую одно . . .

04.08.2013
14:33

Ещё один спор с Лотманом.

    Может, удастся сказать что-то связное ещё об одном произведении Пастернака. Наткнулся на такие слова Лотмана о нём: ⌠Быть знаменитым некрасиво. Пастернак, по сути, . . .

02.08.2013
17:15

Победа и победа. Продолжение.

    (Начало тут.) Эту статью можно также читать как продолжение статьи ⌠Была ли какая-то правда в словах Познера?■ Лотман, конечно, большой человек, но┘ Можно и с ним . . .

30.07.2013
12:48

Арсений Тарковский.

    Благими намерениями, говорят, вымощена дорога в ад. Вот это, по-моему, хотел сказать Арсений Тарковский своим стихотворением ⌠Пауль Клее■ (1957). Жил да был . . .

28.07.2013
17:26

Ну! Погоди!

    ⌠Пауль Клее являлся одним из лидеров экспрессионизма, был близок к сюрреализму. В его произведениях есть ощущение гармонии, почти музыкальных созвучий.

    Особенно это чувствуется в его натюрмортах и в такой работе, как написанная в 1920 году "Оттепель в Арктике"■ (http://rupo.ru/m/2848/).

    И хрен что поймёшь. Что в словах, что в изображении.

    Ну не в том же дело, что определённость форм, резко отграниченных линиями √ это грани кристаллов, что белое и острое √ это льдины, что теплое бежевое √ это оттепель, что композиция, предполагающая во все стороны за пределами картины один и тот же, один и тот же хаос √ это бесконечные торосы Арктики при взгляде сверху вниз,

    что два круга √ это два отражения солнца в лужах, образовавшихся на льдинах. Что всё тут и тает, и никуда не течёт.

    Без словесного названия ни в жисть бы не нагородил столько словесных ассоциаций.

    То есть все они √ больше литература, чем словесный намёк на живопись.

    А тут, говорят, живопись претендует больше на музыку, чем на литературу. А в музыке, раз гармония, √ на консонанс (согласное звучание), а не на диссонанс. То есть на что-то физиолого-психическое. Ну вот так случилось с природой человека, что некоторые сочетания звуков приятны, некоторые не приятны. И чудо (его заметил Пифагор) в том, что приятны совершенно определённое соотношения звуковых частот: 1:1 (унисон), 2:1 (октава), 3:2 (квинта), 4:3 (кварта). А ещё по традиции повелось эти отношения считать относительно частоты 440 Герц (близко к ноте ля). И вот √ приятно слышать подряд или вместе, если звуки √ из этих вот унисона, октавы, квинты и т.д. Нота через октаву, - так уж оно в природе человеческой, - похожа на ту, от которой отсчитывали эту октаву. Их и называют похоже: скажем, ля первой октавы √ ля второй октавы. И в переходах от ноты к ноте как бы замыкается круг. А ведь и с цветами то же. Красный же чем-то похож на фиолетовый. Значит, есть и цветовой круг.

    В сочетании с насыщенностью (ближе к белому или к чёрному) получаем такой цветовой круг.

    И что такое гармоничное сочетание? √ Во-первых, монохромное. В пределах одного сектора цветового круга. Во-вторых, так называемое, аналогичное: в пределах трёх соседних секторов, например, синий - сине-зелёный - зелёный. В-третьих, так называемое, дополнительное: сочетание из секторов, противоположных друг другу, например, жёлтый - фиолетовый. В четвёртых, так называемое, разбитое дополнение: вместо одного из дополнительных секторов берутся два с ним соседних.

    В-пятых, сочетания из трёх равноудалённых секторов.

    Теперь, - если с цветами обстоит так же общечеловечески, как и со звуками, - то, как минимум, можем проверить, не враньё ли было в цитате про ощущение гармонии.

    У Клее там много где соседствует и , то есть (после многократных нудных проб и ошибок) насыщенный красно-оранжевый и полунасыщенный пурпурный . То есть 2-й вариант гармонии. Так как насыщенности одинаковые, то вместе со вторым вариантом гармонии это называется нюансной композицией (http://studyas.com/index.php/shag-3-oformlenie-interera/tsvet-v-interere/74-sochetanie-tsvetov-i-tsvetovoj-krug-garmonichnye-tsveta).

    Уф.

    Ну и что?

    Что нежно там всё √ и без всего этого занудного анализа было ясно с самого начала.

    Разве что анализ дал понимание какой-то физиологичности ⌠высказывания■ художника. Как у раннего Мандельштама в одном стихотворении:

     

    Ни о чем не нужно говорить,

    Ничему не следует учить,

    И печальна так и хороша

    Темная звериная душа:

    Ничему не хочет научить,

    Не умеет вовсе говорить

    И плывет дельфином молодым

    По седым пучинам мировым.

    1908 г.

    Только у Мандельштама всё какое-то такое земное, знакомое, родное и простое, а у Клее┘

    Мандельштам устал от символистских бесполезных залётов. А от чего устал Клее в 20-м году? От Первой мировой войны, на которой он участвовал писарем? ⌠Оттепель в Арктике■, наверно, означает, если перефразировать, ⌠Перемирие на планете■. Именно перемирие, а не мир. Ибо мир √ такой же, вообще-то, холодный, как Арктика. (Тогда не было ещё понятия об угрозе всемирного потепления климата.)

    Пожалуй, Клее в этой картине есть представитель ⌠потерянного поколения■, изверившегося во всём высоком. Обессиленность. Предельная обессиленность.

    И потому √ раз предельная √ экспрессионистом является Клее, как его и называют.

    Во. Сам дошёл.

    Экспрессионизм √ тот стиль, который, по моему, на грани (и часто за гранью) искусства как инструмента непосредственного и непринуждённого испытания сокровенного мироотношения. Ну такая обессиленность, такая обессиленность, что уже почти принуждает сопереживать. (Пусть я и еле-еле дошёл до понимания этого.)

    ⌠Еле-еле■ означает, вроде бы, что я это понимание вытащил из своего подсознания, и что оно и у самого Клее было в подсознании. То есть мы имеем дело с чем-то, аналогичным обращению романтиков к аурам слов вместо обращения к их главным значениям. И то, и то есть по типу выражение чем-то чего-то. Образ то есть. Только коммуникация и там, и там (и в экспрессионизме, и в романтизме) не между двумя сознаниями (как в классицизме или реализме), а между двумя подсознаниями.

    Противоречия элементов друг другу тут нет, - противоречия, достигающего сознания восприемника.

    Для такого противоречия романтики своего возвышенного героя делали злодеем. А что делает Клее? √ Он сталкивает оттепель √ с Арктикой, перемирие √ с жестоким, злым миром. Он сталкивает нежность цветовых переходов √ с грубостью определённости ледяных кристаллов √ с черными контурами их граней, гладь воды в лужах √ с остротой кромок торосов.

    Ну-с. Хорошо. Разобрался.

    Таким образом я добрался до самостоятельного осуждения фашистов, отправивших произведения Клее на выставку дегенеративного искусства: помимо прочего они, фашисты, оказались ещё и просто недотёпами, самонадеянными и неведающими, что творят, недотёпами (потому что иные произведения искусства, наоборот, они увозили из оккупированных ими территорий; в тех случаях им хватало образования знать, что то √ произведения таки искусства).

    28 июля 2013 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
307576  2013-07-29 22:56:57
соловьева лилия
- ПАУЛЬ КЛЕЕ

Жил да был художник Пауль Клее Где-то за горами, над лугами. Он сидел себе один в аллее С разноцветными карандашами, /Рисовал квадраты и крючочки, Африку, ребенка на перроне, Дьяволенка в голубой сорочке, Звезды и зверей на небосклоне. / Не хотел он, чтоб его рисунки Были честным паспортом природы, Где послушно строятся по струнке Люди, кони, города и воды, / Он хотел, чтоб линии и пятна, Как кузнечики в июльском звоне, Говорили слитно и понятно. И однажды утром на картоне / Проступили крылышки и темя: Ангел смерти стал обозначаться. Понял Клее, что настало время С музой и знакомыми прощаться. / Попрощался и скончался Клее. Ничего не может быть печальней! Если б Клее был намного злее, Ангел смерти был бы натуральней,И тогда с художником все вместе Мы бы тоже сгинули со света, Порастряс бы ангел наши кости! Но скажите мне: на что нам это?/На погосте хуже, чем в музее, Где порой вы бродите, живые, И висят рядком картины Клее - Голубые, желтые, блажные...

Арсений Тарковский

23.07.2013
16:15

Братья Тавиани.

    Вот какие были финальные слова Тавиани на обсуждении его и брата фильма ⌠Цезарь должен умереть!■ (там зэки в итальянской тюрьме ставят трагедию Шекспира), - . . .

19.07.2013
23:33

Пипл схавает, - правильно думает Навальный.

    ⌠ООО ⌠ВЛК■ оплатило приобретенные у КОГУП ⌠Кировлес■ лесоматериалы и транспортные услуги в общей сумме 13 705 599,14 руб. Оплата осуществлялась с расчетного счета . . .

11.07.2013
20:47

Гадаев. Ещё проверка.

    Всё-таки что-то скребёт совесть. Попробую её успокоить. Наращиванием доказательств. Вот эту серую массу Гадаев жалеет или презирает? Не знаю названия этой . . .

09.07.2013
16:45

Гадаев. Продолжение.

    Проверка. Если так пессимистично всё обстоит с земными перспективами для великих, с вечной памятью о них и с провальной судьбой их мечтаний о лучшем будущем не для . . .

06.07.2013
14:58

Гадаев угадал?

    ⌠Он■ смотрит на вас свысока┘ А ничего замечательного своею внешностью не представляет. Воронеж. Памятник О. Мандельштаму. Установлен 2 сентября 2008 г. в парке . . .

27.06.2013
13:48

Вред одной категории Бахтина на примере Эсхила, Еврипида и современности.

    Смысл этой категории: ⌠плодотворность временного отстояния интерпретатора от эпохи создания произведения■ (Энциклопедия культурологии). А её название √ . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100