Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
04.08.2013 |
|
|||||||
02.08.2013 |
|
|||||||
30.07.2013 |
|
|||||||
28.07.2013 |
Ну! Погоди! ⌠Пауль Клее являлся одним из лидеров экспрессионизма, был близок к сюрреализму. В его произведениях есть ощущение гармонии, почти музыкальных созвучий. Особенно это чувствуется в его натюрмортах и в такой работе, как написанная в 1920 году "Оттепель в Арктике"■ (http://rupo.ru/m/2848/). И хрен что поймёшь. Что в словах, что в изображении. Ну не в том же дело, что определённость форм, резко отграниченных линиями √ это грани кристаллов, что белое и острое √ это льдины, что теплое бежевое √ это оттепель, что композиция, предполагающая во все стороны за пределами картины один и тот же, один и тот же хаос √ это бесконечные торосы Арктики при взгляде сверху вниз, что два круга √ это два отражения солнца в лужах, образовавшихся на льдинах. Что всё тут и тает, и никуда не течёт. Без словесного названия ни в жисть бы не нагородил столько словесных ассоциаций. То есть все они √ больше литература, чем словесный намёк на живопись. А тут, говорят, живопись претендует больше на музыку, чем на литературу. А в музыке, раз гармония, √ на консонанс (согласное звучание), а не на диссонанс. То есть на что-то физиолого-психическое. Ну вот так случилось с природой человека, что некоторые сочетания звуков приятны, некоторые не приятны. И чудо (его заметил Пифагор) в том, что приятны совершенно определённое соотношения звуковых частот: 1:1 (унисон), 2:1 (октава), 3:2 (квинта), 4:3 (кварта). А ещё по традиции повелось эти отношения считать относительно частоты 440 Герц (близко к ноте ля). И вот √ приятно слышать подряд или вместе, если звуки √ из этих вот унисона, октавы, квинты и т.д. Нота через октаву, - так уж оно в природе человеческой, - похожа на ту, от которой отсчитывали эту октаву. Их и называют похоже: скажем, ля первой октавы √ ля второй октавы. И в переходах от ноты к ноте как бы замыкается круг. А ведь и с цветами то же. Красный же чем-то похож на фиолетовый. Значит, есть и цветовой круг. В сочетании с насыщенностью (ближе к белому или к чёрному) получаем такой цветовой круг. И что такое гармоничное сочетание? √ Во-первых, монохромное. В пределах одного сектора цветового круга. Во-вторых, так называемое, аналогичное: в пределах трёх соседних секторов, например, синий - сине-зелёный - зелёный. В-третьих, так называемое, дополнительное: сочетание из секторов, противоположных друг другу, например, жёлтый - фиолетовый. В четвёртых, так называемое, разбитое дополнение: вместо одного из дополнительных секторов берутся два с ним соседних. В-пятых, сочетания из трёх равноудалённых секторов. Теперь, - если с цветами обстоит так же общечеловечески, как и со звуками, - то, как минимум, можем проверить, не враньё ли было в цитате про ощущение гармонии. У Клее там много где соседствует и , то есть (после многократных нудных проб и ошибок) насыщенный красно-оранжевый и полунасыщенный пурпурный . То есть 2-й вариант гармонии. Так как насыщенности одинаковые, то вместе со вторым вариантом гармонии это называется нюансной композицией (http://studyas.com/index.php/shag-3-oformlenie-interera/tsvet-v-interere/74-sochetanie-tsvetov-i-tsvetovoj-krug-garmonichnye-tsveta). Уф. Ну и что? Что нежно там всё √ и без всего этого занудного анализа было ясно с самого начала. Разве что анализ дал понимание какой-то физиологичности ⌠высказывания■ художника. Как у раннего Мандельштама в одном стихотворении:
Только у Мандельштама всё какое-то такое земное, знакомое, родное и простое, а у Клее┘ Мандельштам устал от символистских бесполезных залётов. А от чего устал Клее в 20-м году? От Первой мировой войны, на которой он участвовал писарем? ⌠Оттепель в Арктике■, наверно, означает, если перефразировать, ⌠Перемирие на планете■. Именно перемирие, а не мир. Ибо мир √ такой же, вообще-то, холодный, как Арктика. (Тогда не было ещё понятия об угрозе всемирного потепления климата.) Пожалуй, Клее в этой картине есть представитель ⌠потерянного поколения■, изверившегося во всём высоком. Обессиленность. Предельная обессиленность. И потому √ раз предельная √ экспрессионистом является Клее, как его и называют. Во. Сам дошёл. Экспрессионизм √ тот стиль, который, по моему, на грани (и часто за гранью) искусства как инструмента непосредственного и непринуждённого испытания сокровенного мироотношения. Ну такая обессиленность, такая обессиленность, что уже почти принуждает сопереживать. (Пусть я и еле-еле дошёл до понимания этого.) ⌠Еле-еле■ означает, вроде бы, что я это понимание вытащил из своего подсознания, и что оно и у самого Клее было в подсознании. То есть мы имеем дело с чем-то, аналогичным обращению романтиков к аурам слов вместо обращения к их главным значениям. И то, и то есть по типу выражение чем-то чего-то. Образ то есть. Только коммуникация и там, и там (и в экспрессионизме, и в романтизме) не между двумя сознаниями (как в классицизме или реализме), а между двумя подсознаниями. Противоречия элементов друг другу тут нет, - противоречия, достигающего сознания восприемника. Для такого противоречия романтики своего возвышенного героя делали злодеем. А что делает Клее? √ Он сталкивает оттепель √ с Арктикой, перемирие √ с жестоким, злым миром. Он сталкивает нежность цветовых переходов √ с грубостью определённости ледяных кристаллов √ с черными контурами их граней, гладь воды в лужах √ с остротой кромок торосов. Ну-с. Хорошо. Разобрался. Таким образом я добрался до самостоятельного осуждения фашистов, отправивших произведения Клее на выставку дегенеративного искусства: помимо прочего они, фашисты, оказались ещё и просто недотёпами, самонадеянными и неведающими, что творят, недотёпами (потому что иные произведения искусства, наоборот, они увозили из оккупированных ими территорий; в тех случаях им хватало образования знать, что то √ произведения таки искусства). 28 июля 2013 г.
|
|||||||
23.07.2013 |
|
|||||||
19.07.2013 |
Пипл схавает, - правильно думает Навальный.
|
|||||||
11.07.2013 |
|
|||||||
09.07.2013 |
|
|||||||
06.07.2013 |
|
|||||||
27.06.2013 |
Вред одной категории Бахтина на примере Эсхила, Еврипида и современности.
|
|||||||
27.06.2013 |
|
|||||||
22.06.2013 |
|
|||||||
16.06.2013 |
Была ли какая-то правда в слова Познера?
|
|||||||
13.06.2013 |
|
|||||||
10.06.2013 |
|
|||||||
06.06.2013 |
|
|||||||
25.05.2013 |
|
|||||||
23.05.2013 |
|
|||||||
15.05.2013 |
|
|||||||
08.05.2013 |
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"