TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.11.2013
11:13

Ай да Быков! Ай не молодец!

    ⌠Поистине, бывают странные сближения■, так заканчивает Дмитрий Быков свою статью ⌠Странные сближения■, якобы перекликаясь с Пушкиным: ⌠В конце 1825 года . . .

03.11.2013
14:16

Всё проходит. А унижение народа?..

    Дню всенародного единства посвящается. Начинает выкристаллизовываться у меня новый жанр искусствоведческого разбора √ объяснять самому себе, почему мне стыдно . . .

01.11.2013
15:07

Эх, Буслов!

    - Мне стыдно. - А кто ты такой, чтоб публично каяться? - Ну┘ Какой-то круг людей меня знает. Вдруг полезно будет им, если на это наткнутся┘ - И в чём польза? - Одна из . . .

20.10.2013
15:03

Наталья Гончарова, но не та.

    + Я воспользуюсь самоцитатой из другой своей статьи об абстрактной живописи (см. тут): "абстракционизм √ это человеконенавистничество". Гончарова. Испанка. Около . . .

12.10.2013
17:00

Внимательность первооткрывателя.

    В этой заметке я пользуюсь достижениями, записанными тут. Раз я считаю, что большой художник выражает подсознательное, то могу думать, что эта таинственная . . .

10.10.2013
14:27

Бедный, всё потерявший, Кундера.

    Я, наверно, где-то слышал звон, что Кундера √ постмодернист. А постомдернист, по-моему, и одним словом, √ это пофигист. Нет, мол, больше на свете того, что можно было б . . .

06.10.2013
11:29

Рассчётливый фокус или вдохновенное искусство?

    Не исключено, что удастся сказать что-то внятное о поразительном художнике Алекперове. Он рисует┘ тенями. И мне посчастливилось услышать из его уст пару слов об . . .

04.10.2013
18:36

Цветущая сложность.

    Есть так называемые инактуальные чувства. Скажем, знаешь, что Репин гений, и┘ нисколько он тебя не волнует. Где-то висят его картины, а ты к ним не стремишься. И к . . .

03.10.2013
12:26

Подвох Веласкеса.

    Про Веласкеса пишут, что он так рисовал портреты, что иным портретируемым было страшно смотреть: он-де душу портретируемого напоказ выставлял, и если та была не . . .

21.09.2013
21:43

Аввакум и вседоговор.

    Отталкивание от бесчеловечных сторон современной мировой цивилизации заставляет подчас встать на ограниченную точку зрения отсталой, косной массы. Кожинов . . .

14.09.2013
15:18

Непонятый Клузо.

    В кинематографе Клузо сочетается несочетаемое. Алексей Гусев. Не важно, кто меня навёл на фильм 1943 года √ Клузо, ⌠Ворон■. Не важно, что я не смог его смотреть . . .

09.09.2013
09:32

Может ли состояться несостоявшийся человек.

    Дело не главное в жизни, главное ≈ настроение сердца. Феофан Затворник. Любое настроение? Я. Слушаем тут. А будет это так: заплачет ночь дискантом, И ржавый . . .

08.09.2013
12:26

Выбор Визбора.

    Возможно я смогу себя опять поймать на ошибке. У меня было вышло (см. тут и тут), что Визбор не последовал примеру Окуджавы, который сдал идеал спасения социализма . . .

05.09.2013
13:52

Почему гениально "Слово о полку Игореве".

    - Ну что, соседка, будете голосовать за нэжалэжнисть? - Ой, да конечно! Это ж Украина станет такая, как Франция! - Блестящая? - Ну да! Разговор на лестничной площадке . . .

02.09.2013
13:14

Гений Тютчева.

    Меня часто заносит. Я замечаю это, но не предпринимаю мер по предотвращению. А придумываю оправдания. Так было с Тютчевым когда-то (см. тут). У меня уже было . . .

29.08.2013
13:41

Околонаучная фантазия вокруг слова "дипластия".

    Внимание, внимание! Сенсация!!! Впервые в мире дано исчерпывающее объяснение всех элементов одного из жанров пещерной живописи, что творилась десятки тысяч лет . . .

22.08.2013
16:37

Пушкин небожитель.

    Грешен и не каюсь, я ввёл для себя когда-то такое понятие, как реалистический символизм. Для позднего Пушкина и Пришвина. Словами Пришвина это ⌠держать всегда под . . .

18.08.2013
11:19

Трагедия Просвещения и Бетховена.

    Ура! Я понял Бетховена! Впервые. Меня всегда озадачивали неожиданности в его музыке. Не психологично, думал я. Не то, чтоб не бывало неожиданности в душевной жизни . . .

16.08.2013
20:32

Вопрос, оставшийся без ответа, грызёт.

    Итак, Савадов смеётся надо всем┘ Над чем он, например, тут смеётся? http://www.afisha.ru/article/arsen-savadov/ Авиньонские девушки. 2010-2011. Я выбрал для вникания эту картину потому, . . .

13.08.2013
18:30

Лучшие ль это художники?

    Продолжение.

    Так. Сделаем ещё заход в интернет.

    ⌠Украинская Новая волна <┘> посвящена постмодернистской живописи, эволюции которого в конце 80-х более всего была присуща провокация, мимикрия под "будто бы живопись" <┘> ироническое переосмысление культурных кодов и литературных сюжетов <┘> С именами художников, которые работали в актуальном для 1980-х - 1990-х годов направлении, сегодня связывается понятие современного искусства, они представляют Украину на международных выставках: <┘> Арсен Савадов■ (http://www.galerka.com/ex/2120/0/).

    А среди картин Савадова есть одна со словесным указанием на что-то совершенно определённое √ ⌠Strana Chu (по мотивам Примаченко)■: Примаченко (на транслит не обращаю внимания, хотя, помня про ⌠ироническое переосмысление■, можно уже понимать, что Савадов будет насмехаться над народной художницей Примаченко). Она ж народная √ ну так нате вам иронию над народностью: транслит. У Примаченко серьёзное отношение к чуду, как у детей:

    ⌠Несправедливо думать [говорит Фрейд] что ребенок смотрит на созданный им мир несерьезно; наоборот, он относится к игре очень серьезно, вносит в нее много одушевления. Противоположение игре не серьезность, но √ действительность <┘> Когда ребенок перестает играть, он не может, однако, отказаться от того наслаждения, которое ему прежде доставляла игра. Он не может найти в действительности источник для этого удовольствия, и тогда игру ему начинают заменять сны наяву или те фантазии, которым предается большинство людей в мечтах┘■ (http://vygotsky.narod.ru/vygotsky_psy_iskustav_4.htm).

    Эта несчастная Примаченко (с полиомиэлитом с детства) спасается якобы искусством √ перенесением на вышивки и холсты своих фантазий:

    http://www.ukrkolo.com/prymachenko/mpwg42.htm

    Примаченко. Гороховый зверь. 1977.

    И вот Савадов, - ожидаю, что издевки ради (нет же святого! Нет сочувствия к больной женщине, к способу её спасения проживания страшной для неё жизни), - помещает этого горохового зверя у себя на картине:

    Впрочем, наверно, все причиндалы, что в картине Савадова есть перепевы или повторения поделок Примаченко.

    Ну да, у Примаченко это не Искусство с большой буквы. Оно не выражает глубоких идей. У неё √ прикладное искусство. Приложено оно к ней, больной. Оно предназначено компенсировать ей её лишенство. Оно, как любовная или колыбельная песни, может применяться и для облегчения участи и других несчастных. Будут смотреть на эти нарисованные сны наяву, и станет им легче. Да и здоровые могут дать себе волю. У всех же есть свои скелеты в шкафу.

    Ну да, прав Савадов, издеваясь с высоты своего постмодернизма. Это таки идея √ что нет сто`ящих идей. Не он, правда, первый до такого додумался. Но для Искусства с большой буквы и не первенство важно. А важна большая неожиданность.

    И она достигнута: позволить себе насмехаться над ТАКОЙ убогой, как Примаченко!.. √ Это надо ж додуматься (до того, как разрешить себе). А ведь ещё и разрешил же.

    Картина входит в цикл (или как это называется?) ⌠От первого лица■, демонстрировавшаяся в 2011 году. А в 2009-м отмечали столетие со дня рождения Примаченко. Савадова, возможно, задела такая слава. И он решил посмеяться над славящими. Украинским националистам же льстит любая слава страны, только-только впервые обретшей государственность. Нахватились и на Примаченко, которая ⌠досягла свЁтового визнання■ в качестве художника-примитивиста наряду ⌠з АнрЁ Руссо, НЁко ПЁросманЁшвЁлЁ■. Ну так нате вам: я её вам нарисую в виде Золушки Шарля Перро:

    С соответствующим чепчиком.

    Украинка и сельская жительница, Примаченко в платке ходила:

    Но главное, изобразить, как играют в сны наяву вполне здоровые люди. Заметьте, не впадают в сны наяву (в них впадают несчастные). А играют.

    Это в то время, как нэзалэжна Украина ⌠┘заняла 73 место в глобальном рейтинге качества жизни 2011 года, проведенном изданием International Living. Рядом - Намибия, Ботсвана, Тунис, Марокко, Тринидад и Тобаго■ (http://mignews.com.ua/ru/articles/59679.html). Страна √ несчастных, а Савадов смеётся.

    Таков постмодернизм. Нет святого (и, наоброт, ужасного) на свете. Есть только смешное.

    Я редко когда натыкался на значительное произведение постмодернизма. Всё-таки, думал, безыдеалье даёт себя знать. Чем вдохновляться, если нечем? Откуда получиться произведению Искусства с большой буквы? √ Ан вот, пожалуйста: Савадов.

    Мало, что мне очень и очень не симпатична постмодернистская философия пофигизма. Но она же спрятана! Это ж не сатира (самый нехудожественный род искусства). Значит, эта картина √ наоборот: художественна. Играют в сны наяву┘ самые сытые, здоровые и вольные. У них рай, понимаешь (вон, и ходят голые), а они над ним смеются. Мало что над Украиной смеются.

    Или Савадов, всё это вполне осознавая, рисовал сие с холодным сердцем, как делают иллюстрацию заранее известного? И нет тогда тут Искусства с большой буквы. А есть околоискусство √ иллюстрация. И, как правило, не способен всё же постмодернист создать Искусство┘

    Вопрос.

    13 августа 2013 г.

     

<< 91|92|93|94|95|96|97|98

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100