TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.08.2013
16:37

Пушкин небожитель.

    Грешен и не каюсь, я ввёл для себя когда-то такое понятие, как реалистический символизм. Для позднего Пушкина и Пришвина. Словами Пришвина это ⌠держать всегда под . . .

18.08.2013
11:19

Трагедия Просвещения и Бетховена.

    Ура! Я понял Бетховена! Впервые. Меня всегда озадачивали неожиданности в его музыке. Не психологично, думал я. Не то, чтоб не бывало неожиданности в душевной жизни . . .

16.08.2013
20:32

Вопрос, оставшийся без ответа, грызёт.

    Итак, Савадов смеётся надо всем┘ Над чем он, например, тут смеётся? http://www.afisha.ru/article/arsen-savadov/ Авиньонские девушки. 2010-2011. Я выбрал для вникания эту картину потому, . . .

13.08.2013
18:30

Лучшие ль это художники?

    Продолжение. Так. Сделаем ещё заход в интернет. ⌠Украинская Новая волна <┘> посвящена постмодернистской живописи, эволюции которого в конце 80-х более всего . . .

12.08.2013
17:12

Лучшие ль это художники?

    Лучшими названы: Дмитрий Гутов, Арсен Савадов, Дмитрий Врубель, Иван Гарунов (http://art1.ru/art/otkrytie-icons/). - Проверим? - Проблема. - Почему? - Произведение Искусства с большой . . .

09.08.2013
19:43

Бедный Чехов.

    Бедный Чехов. Что я с ним делаю. Пришёл на разборе каких-то произведений его к мысли, что он ницшеанец с самого начала творчества до конца √ и┘ Пробую и пробую одно . . .

04.08.2013
14:33

Ещё один спор с Лотманом.

    Может, удастся сказать что-то связное ещё об одном произведении Пастернака. Наткнулся на такие слова Лотмана о нём: ⌠Быть знаменитым некрасиво. Пастернак, по сути, . . .

02.08.2013
17:15

Победа и победа. Продолжение.

    (Начало тут.) Эту статью можно также читать как продолжение статьи ⌠Была ли какая-то правда в словах Познера?■ Лотман, конечно, большой человек, но┘ Можно и с ним . . .

30.07.2013
12:48

Арсений Тарковский.

    Благими намерениями, говорят, вымощена дорога в ад. Вот это, по-моему, хотел сказать Арсений Тарковский своим стихотворением ⌠Пауль Клее■ (1957). Жил да был . . .

28.07.2013
17:26

Ну! Погоди!

    ⌠Пауль Клее являлся одним из лидеров экспрессионизма, был близок к сюрреализму. В его произведениях есть ощущение гармонии, почти музыкальных созвучий . . .

23.07.2013
16:15

Братья Тавиани.

    Вот какие были финальные слова Тавиани на обсуждении его и брата фильма ⌠Цезарь должен умереть!■ (там зэки в итальянской тюрьме ставят трагедию Шекспира), - финальные слова Паоло Тавиани на ⌠Закрытом показе■ Александра Гордона, пригласившего на сторону, ругающую фильм, таких авторитетов: театрального режиссёра Константина Богомолова, члена экспертного совета гильдии киноведов и кинокритиков Давида Шнейдерова, литературоведа Льва Аннинского,

    ⌠Мы не имели намерения воспроизвести проблемы тюрьмы бесконечные. Проблемы освобождения, там, исправления┘ Очень много документальных фильмов существует. Вот. Кто-то сказал, что это есть документальный фильм. Это фильм не документальный. И я слышал, об этом фильме с этой стороны, от некоторых представителей этой стороны, как будто они говорили о другом фильме. Я могу сказать одну вещь несколько с юмором, возможно претенциозно┘ Я вспомнил, когда Бунюэль на фестивале в Венеции представил ⌠Дневную красавицу■. И он сидел, был на сцене, вокруг него были в зале критики, и один из них сказал: ⌠Послушайте, почему вот в самом начале там в вагоне персонажи находятся, в конце никого нет? Пустое┘■ И он немного был глуховат. ⌠Что вы сказали? - сказал. √ Как пустой? Я удивился. Я этого фильма не ставил!■ (http://video.yandex.ru/#!/search?text=%F2%B7%F2%B0%F2%BA%F3%80%F3%8B%F3%82%F3%8B%F2%B9%20%F2%BF%F2%BE%F2%BA%F2%B0%F2%B7%20%F3%86%F2%B5%F2%B7%F2%B0%F3%80%F3%8C%20%F2%B4%F2%BE%F2%BB%F2%B6%F2%B5%F2%BD%20%F3%83%F2%BC%F2%B5%F3%80%F2%B5%F3%82%F3%8C%20%F3%81%F2%BC%F2%BE%F3%82%F3%80%F2%B5%F3%82%F3%8C%20%F2%BE%F2%BD%F2%BB%F2%B0%F2%B9%F2%BD&where=all&filmId=qhY_FbOYPX0)

    Вот так с треском провалилось обсуждение гордоновское, поскольку он присоединялся к критиканам.

    Директор Итальянского института в Москве Адриано дель Асто чуть до Тавиани добавил (на русском языке! А я оставлю моему читателю только квинтэссенцию, по-моему):

    ⌠Есть преступники, настоящие убийцы. Не карапузы. Они играют трагедию Шекспира. Ну, какую трагедию они играют? Они играют трагедию о свободе. То есть это √ уже вызов. Преступники в тюрьме и свобода■.

    То есть: есть противоречие √ есть художественность.

    Я, смотря фильм, противоречие чувствовал (думаю я теперь, а не во время смотрения), и меня это если не потрясало, то впечатляло.

    А критиканов, именитых (!) √ нет!

    Андрей Максимов объяснил почему: они смотрели не наивно. Они смотрели, тут же думая о чём-то своём, и┘ оно с виденным не стыковалось. А так смотреть нельзя. Я же, - подозреваю, что из-за наличия противоречий, - опешиваю от них, противоречий, и┘ становлюсь рабом автора. Он может сделать со мной что захочет.

    В принципе такой же (или даже больший) итог может быть и от произведения, заражающего (непротиворечивого). И заразить можно не только образом, а и сухой логикой. То есть и проповедь может возбудить, и речь оратора, и публицистика, и живой пример, что и вовсе не искусство всё.

    Но если почему-нибудь важно после всего пережитого определить, что ж это было: неискусство, прикладное искусство (усиливающее заранее известное чувство) или то искусство, которое имеет дело с подсознательным (и в тесном смысле слова только оно и называется Искусством с большой буквы), - если почему-нибудь нужно понять, что это было, то нужен или вкус или простое знание, что художественность √ это противоречивость.

    Авторитеты-критиканы, увы, не имели ни того, ни другого. (И Аннинский! Что значит старость┘)

    Андрей Максимов, это почему-то о них зная, в самом начале хлёстко выразился:

    ⌠Если б мы хотели объяснить инопланетянам, что такое искусство, √ надо показать это кино. Вы, может быть, тоже не до конца понимаете, поэтому посмотрите■.

    Аннинский, между прочим, сказал непостижимое про противоречие: ⌠Шекспир же объяснил, что разобраться в принципе невозможно. От Шекспира исходит, что быть или не быть √ один шут■. √ Какой-то пофигист-постмодернист, мол, Шекспир┘

    С ⌠Юлия Цезаря■ у представителя эпохи гармонии высокого и низкого, эпохи Возрождения, - у Шекспира действительно начался перелом в творчестве. Он написан в 1599-м (⌠Гамлет■ √ через год). На Англию надвигался какой-то непостижимый ужас (потом его назвали капитализмом). Аникст это определил в осознаваемом Шекспиром и его современниками виде как ⌠себялюбие, господство личного интереса■ (http://lib.ru/SHAKESPEARE/shks_july.txt). Те побеждают ⌠высокую нравственную добродетель■. Но. Раз герой, Брут, олицетворяющий эту высоту, гибнет, то, согласно правилу трагедии, его идеал остаётся жить в зрителях. Когда он осуществится, по Шекспиру? √ Это вопрос: скоро, в историческом или в сверхисторическом будущем. Но в любом случае √ осуществится, и не прав Аннинский, что никогда. Можно склоняться, ориентируясь на временную близость к ⌠Юлию Цезарю■ создания ⌠Гамлета■, что идеал этот свершится в сверхбудущем. Это √ сверхисторический оптимизм Шекспира. То, что и составляло главное в том подсознательном, что вдохновляло его трагедию сочинить и ставить, и что было главное в том подсознательном, что рождалось в душах его зрителей-современников и всех последующих зрителей √ в веках.

    И вот этому-то главному (тоже, наверно, подсознательно) решили возразить братья Тавиани.

    Они дали играть шекспировскую трагедию самым принципиальным врагам Брута, насильникм-убийцам детей, - людям, наплевавшим на ⌠высокую нравственную добродетель■, - тем, для кого ⌠себялюбие, господство личного интереса■ есть бог, для которого жизни не жалко. Ведь знать, что будешь осуждён пожизненно, и, тем не менее, сделать то, что сделал, это всё равно, что покончить с собой, если не ещё круче. Ведь если привык ни в чём себе не отказывать, и не отказать, зная, что потом долгие годы будешь жить в несвободе┘ Сам капитализм, тайное знамя которого √ вседозволенность в низком, прячет таких смелых в тюрьму. И вот по фильму такие √ невероятно возвысились на время. Сами. По собственной воле. Переродились на час. √ Значит, можно-таки √ переродиться! √ Так, может, и сверхбудущего не надо, чтоб это произошло со всем человечеством?!.

    Это важно √ чтоб раньше, чем сверхбудущее. Потому что сверхубудущего у человечества нет. Оно слишком близко подошло к своей гибели. Вспомнить хоть оружие массового уничтожения или глобальную экологическую катастрофу от исповедования √ во имя себялюбия и личного интереса √ неограниченности прогресса, справящегося-де с перепроизводством и перепотреблением.

    Это ближе-чем-сверхбудущее братьями Тавиани не осознаётся вполне. Паоло и дель Асто, вон, только осознают, что на уровне Шекспира ⌠речь■ идёт, на уровне Искусства. Тогда как многие россияне, хоть и претендующие на глубину постижения, ею не обладают.

    Ужас. Итальянцы, и так утёрли нос россиянам, пусть и некоторым. Да и немцы┘ Высшую награду дали этому фильму на Берлинском кинофестивале.

    Может, мир таки движется к тому, чтоб договориться всем со всеми, а не всем погибнуть. Я надеялся на традиционалистский менталитет россиян (он не срабатывает, вижу). Американцы и англичане, - сказал Паоло, - говорили, что не читали титры, а слушали мелодию неаполитанского жаргона. И те оказались чутки к чему-то традиционному. А Аннинский, наоборот, жаловался, что вот если б заросшие бандитские морды были русскими, а не итальянскими, он бы, может, что-то по ним разобрал. Я надеялся на россиян┘ Но ладно. Какая разница, если договориться нужно всем. Отказываться от капитализма нужно всем. Иначе √ конец всем.

    23 июня 2013 г.

19.07.2013
23:33

Пипл схавает, - правильно думает Навальный.

    ⌠ООО ⌠ВЛК■ оплатило приобретенные у КОГУП ⌠Кировлес■ лесоматериалы и транспортные услуги в общей сумме 13 705 599,14 руб. Оплата осуществлялась с расчетного счета . . .

11.07.2013
20:47

Гадаев. Ещё проверка.

    Всё-таки что-то скребёт совесть. Попробую её успокоить. Наращиванием доказательств. Вот эту серую массу Гадаев жалеет или презирает? Не знаю названия этой . . .

09.07.2013
16:45

Гадаев. Продолжение.

    Проверка. Если так пессимистично всё обстоит с земными перспективами для великих, с вечной памятью о них и с провальной судьбой их мечтаний о лучшем будущем не для . . .

06.07.2013
14:58

Гадаев угадал?

    ⌠Он■ смотрит на вас свысока┘ А ничего замечательного своею внешностью не представляет. Воронеж. Памятник О. Мандельштаму. Установлен 2 сентября 2008 г. в парке . . .

27.06.2013
13:48

Вред одной категории Бахтина на примере Эсхила, Еврипида и современности.

    Смысл этой категории: ⌠плодотворность временного отстояния интерпретатора от эпохи создания произведения■ (Энциклопедия культурологии). А её название √ . . .

27.06.2013
12:03

Апофегей.

    Как тихой сапой подкапываются под традиционализм, под коллективизм, ментальную специфику россиян┘ Случилось, что фильм Митина ⌠Апофегей■ (2013), снятый по . . .

22.06.2013
13:37

Ловлю себя.

    Вы читали последний сценарий Балабанова ⌠Мой брат умер■ (2013) (http://seance.ru/blog/balabanov-script)? Он явно перекликается с его же фильмом ⌠Про уродов и людей■ (1998). А тому я (см . . .

16.06.2013
16:02

Была ли какая-то правда в слова Познера?

    Вот эти слова: ⌠┘когда я их увидел в первый раз [иконы севера России и того периода┘ ну, скажем, с 14 даже 13 века], я понял, что √ или так мне показалось √ Россия . . .

13.06.2013
14:04

Слонов в посудной лавке.

    Выставка красноярского карикатуриста Василия Слонова ⌠Welcome to Sochi 2014■. Давайте я притворюсь (а может, я им являюсь) дурачком. Почему название выставки на . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100