TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.11.2013
15:07

Эх, Буслов!

    - Мне стыдно. - А кто ты такой, чтоб публично каяться? - Ну┘ Какой-то круг людей меня знает. Вдруг полезно будет им, если на это наткнутся┘ - И в чём польза? - Одна из . . .

20.10.2013
15:03

Наталья Гончарова, но не та.

    + Я воспользуюсь самоцитатой из другой своей статьи об абстрактной живописи (см. тут): "абстракционизм √ это человеконенавистничество". Гончарова. Испанка. Около . . .

12.10.2013
17:00

Внимательность первооткрывателя.

    В этой заметке я пользуюсь достижениями, записанными тут. Раз я считаю, что большой художник выражает подсознательное, то могу думать, что эта таинственная . . .

10.10.2013
14:27

Бедный, всё потерявший, Кундера.

    Я, наверно, где-то слышал звон, что Кундера √ постмодернист. А постомдернист, по-моему, и одним словом, √ это пофигист. Нет, мол, больше на свете того, что можно было б . . .

06.10.2013
11:29

Рассчётливый фокус или вдохновенное искусство?

    Не исключено, что удастся сказать что-то внятное о поразительном художнике Алекперове. Он рисует┘ тенями. И мне посчастливилось услышать из его уст пару слов об . . .

04.10.2013
18:36

Цветущая сложность.

    Есть так называемые инактуальные чувства. Скажем, знаешь, что Репин гений, и┘ нисколько он тебя не волнует. Где-то висят его картины, а ты к ним не стремишься. И к . . .

03.10.2013
12:26

Подвох Веласкеса.

    Про Веласкеса пишут, что он так рисовал портреты, что иным портретируемым было страшно смотреть: он-де душу портретируемого напоказ выставлял, и если та была не . . .

21.09.2013
21:43

Аввакум и вседоговор.

    Отталкивание от бесчеловечных сторон современной мировой цивилизации заставляет подчас встать на ограниченную точку зрения отсталой, косной массы. Кожинов . . .

14.09.2013
15:18

Непонятый Клузо.

    В кинематографе Клузо сочетается несочетаемое. Алексей Гусев. Не важно, кто меня навёл на фильм 1943 года √ Клузо, ⌠Ворон■. Не важно, что я не смог его смотреть . . .

09.09.2013
09:32

Может ли состояться несостоявшийся человек.

    Дело не главное в жизни, главное ≈ настроение сердца. Феофан Затворник. Любое настроение? Я. Слушаем тут. А будет это так: заплачет ночь дискантом, И ржавый . . .

08.09.2013
12:26

Выбор Визбора.

    Возможно я смогу себя опять поймать на ошибке. У меня было вышло (см. тут и тут), что Визбор не последовал примеру Окуджавы, который сдал идеал спасения социализма . . .

05.09.2013
13:52

Почему гениально "Слово о полку Игореве".

    - Ну что, соседка, будете голосовать за нэжалэжнисть? - Ой, да конечно! Это ж Украина станет такая, как Франция! - Блестящая? - Ну да! Разговор на лестничной площадке . . .

02.09.2013
13:14

Гений Тютчева.

    Меня часто заносит. Я замечаю это, но не предпринимаю мер по предотвращению. А придумываю оправдания. Так было с Тютчевым когда-то (см. тут). У меня уже было . . .

29.08.2013
13:41

Околонаучная фантазия вокруг слова "дипластия".

    Внимание, внимание! Сенсация!!! Впервые в мире дано исчерпывающее объяснение всех элементов одного из жанров пещерной живописи, что творилась десятки тысяч лет . . .

22.08.2013
16:37

Пушкин небожитель.

    Грешен и не каюсь, я ввёл для себя когда-то такое понятие, как реалистический символизм. Для позднего Пушкина и Пришвина. Словами Пришвина это ⌠держать всегда под . . .

18.08.2013
11:19

Трагедия Просвещения и Бетховена.

    Ура! Я понял Бетховена! Впервые. Меня всегда озадачивали неожиданности в его музыке. Не психологично, думал я. Не то, чтоб не бывало неожиданности в душевной жизни . . .

16.08.2013
20:32

Вопрос, оставшийся без ответа, грызёт.

    Итак, Савадов смеётся надо всем┘ Над чем он, например, тут смеётся? http://www.afisha.ru/article/arsen-savadov/ Авиньонские девушки. 2010-2011. Я выбрал для вникания эту картину потому, . . .

13.08.2013
18:30

Лучшие ль это художники?

    Продолжение. Так. Сделаем ещё заход в интернет. ⌠Украинская Новая волна <┘> посвящена постмодернистской живописи, эволюции которого в конце 80-х более всего . . .

12.08.2013
17:12

Лучшие ль это художники?

    Лучшими названы: Дмитрий Гутов, Арсен Савадов, Дмитрий Врубель, Иван Гарунов (http://art1.ru/art/otkrytie-icons/). - Проверим? - Проблема. - Почему? - Произведение Искусства с большой . . .

09.08.2013
19:43

Бедный Чехов.

    Бедный Чехов. Что я с ним делаю. Пришёл на разборе каких-то произведений его к мысли, что он ницшеанец с самого начала творчества до конца √ и┘ Пробую и пробую одно за другим его произведения примерить на этот аршин.

    Вот и ⌠Пассажир первого класса■ (1886) попался.

    Кстати, в тот же вечер попался на глаза и документальный (так теперь их называют) фильм ⌠Большая провокация √ Повелитель мозга■.

    ⌠Учёный утверждает, что наш мозг совершенно "не заточен" на интеллектуальные усилия. Он не хочет работать! Ведь когда мозг активно действует, он расходует до 25% всей энергии организма! Вот он и хочет её экономить, сопротивляется тому, что мы заставляем его трудиться. Но талантливые люди и гении есть √ в этом уверен Савельев■ (http://dok-one.ru/nayka/1147-bolshaya-provokaciya-2-povelitel-mozga-19032013.html).

    Так если это правда, и талантливые выделяются, то ницшеанцу, мечтающему улететь вообще в метафизическое пространство, в Вечность, где нет смерти, в апричинность и т.п., куда-то над Добром и Злом, - ницшеанцу интересно посадить в лужу именно талантливого. Что Чехов и делает в упомянутом рассказе. Он на такое мастак. ⌠Чехов написал очень много маленьких трагедий о людях, проглядевших жизнь■, метко заметил Горький.

    Что значит художник! Идёт по пути наибольшего сопротивления.

    Ну, казалось бы, какой он проглядевший жизнь, этот пассажир?

    ⌠Пока живу, я построил на Руси десятка два великолепных мостов, соорудил в трех городах водопроводы, работал в России, в Англии, в Бельгии... Во-вторых, я написал много специальных статей по своей части. В-третьих, сударь мой, я с самого детства был подвержен слабости к химии; занимаясь на досуге этой наукой, я нашел способы добывания некоторых органических кислот, так что имя мое вы найдете во всех заграничных учебниках химии. Всё время я находился на службе, дослужился до чина действительного статского советника и формуляр имею не замаранный. Не стану утруждать вашего внимания перечислением своих заслуг и работ, скажу только, что я сделал гораздо больше, чем иной┘■

    Я цитату оборвал. Дальше там одно только слово: ⌠известный■.

    Проглядел он свою жизнь. Его-то тянуло в сверхчеловеческое, а он думал √ что в простую мимолётную, эфемерную человеческую известность. Пусть даже и долговременная она (⌠имя мое вы найдете во всех заграничных учебниках химии■), но √ человеческая. Всё равно эфемерная. Сменятся учебники (а они сменятся обязательно, ибо открытое сегодня завтра оказывается пустяком по сравнению с новыми открытиями) √ и не станет его имени в учебниках. Дольше других живут произведения искусства. Имена их авторов знают, не читав, до нескольких тысяч лет. Известности Гомера, например, пошла четвёртая тысяча лет... Так знание Гомера стало уже почти равным нулю √ из-за нечитабельности его ⌠Илиады■ и ⌠Одиссеи■ для нынешних людей. √ Ну что она такое, межчеловеческая известность, по сравнению с вневременностью┘

    Так вот завидует наш пассажир, наоборот, самой низменной известности. Известности среди тех, кого √ если сказать резко √ околоживотными можно назвать за незаточенность ⌠на интеллектуальные усилия■. √ Вот до какой степени проглядел жизнь пассажир. (Я околоживотных вспомнил из-за того же фильма с его жгучим вопросом: ⌠Почему человеческое общество так похоже на обезьянью стаю?■ Ещё я вспомнил наблюдение какого-то этнографа за какими-то туземцами. Они европейцев считали сумасшедшими, потому что те днём всё про что-то думают, тогда как они, туземцы, большую часть дня проводят в дремоте, как наши солдаты спят в походном строю с открытыми глазами. Туземцы ошибались насчёт европейцев: европейцы тоже по большей чести не производят ⌠интеллектуальные усилия■, не думают, когда даже новое говорят, новое читают, новое пишут, новое переживают: всё √ по шаблону, всё повторяется. Мозг, - говорил этот Савельев из фильма, - создан для быстрого решения насущной задачи, и потом √ отдыхать, на автоматическое пускать: чтоб энергия не тратилась.)

    Кончается рассказ хохотом этого пассажира и его слушателя, такого же значительного человека, тоже лишённого этой низменной известности, какой достигают ⌠актеры или микроскопические газетчики■, мининицшеанцы, преуспевшие в этой жизни. А за этим хохотом сквозит трагедия настоящего ницшеанца, не только так и не прорвавшегося к сверхжизни, но и почти не осознавшего этого.

    ⌠Меня, сударь, занимает теперь вопрос, что собственно нужно разуметь под словом слава или известность? Как по-вашему-с? Пушкин называл славу яркой заплатой на рубище, все мы понимаем ее по-пушкински, то есть более или менее субъективно, но никто еще не дал ясного, логического определения этому слову. Дорого бы я дал за такое определение!■

    Пассажир явно до какой-то страшной глубины почти прорвался.

    Уж у кого известность, как не у Пушкина┘ А ведь и она в чеховском тексте низводится (⌠все мы понимаем┘ субъективно■; ⌠все■ и ⌠по-пушкински■). За желанием ⌠логического определения■ персонажа брезжит иррациональное подсознательное чеховское ⌠определение■ (если можно такое слово применять для подсознательного и иррационального).

    На самом деле эта заплата √ из стихотворения ⌠Разговор книгопродавца с поэтом■ (1824), из слов книгопродавца. Пушкин тогда продирался к открытию реализма, как далеко-не-подвластности жизни благой человеческой воле. Реализм √ стиль выражения очень сурового мироотношения. Так если Чехов отдал персонажу так принизить Пушкина, то сам он, Чехов, √ нет, не превозносил Пушкина √ сам он открывал ещё более жестокий стиль, стиль выражения ещё более сурового мироотношения: ницшеанского. И Пушкин, и Чехов стояли на пороге громаднейшего √ у каждого своё √ открытия в литературе. Вот потому подсознание Чехова и привлекло сюда Пушкина в переломный для пушкинского творчества момент. Для Пушкина жизнь оказывалась довольно зла (но ничего всё же). А для Чехова жизнь открылась как безусловно злая. Даже с большой буквы Зло, поскольку в метафизику Чехова влекло (в Бога он давно не верил). И, конечно, пушкинский реализм был дитятей по сравнению с такой метафизикой. Потому Чехов и позволил персонажу всё же снизить Пушкина (⌠все мы понимаем ее по-пушкински, то есть более или менее субъективно■).

    В этом месте чеховского рассказа наиболее чувствуется мироотношение автора. Оно настолько необычное, что Чехов в будущем давал аж прямые, - но всегда ограниченные (художник всё-таки), - образы вневременности, апричинности и т.п. √ И всё равно публика Чехова при жизни так и не поняла. (Его до сих пор многие так и не поняли.) Лотман, например.

    Чехов для Лотмана гуманист.

    ⌠Рассказчик жалуется на несправедливость. Однако корни явления, схваченного Чеховым, лежат более глубоко. Не только поверхностность и некультурность общества является причиной подмеченной Чеховым несправедливости. Дело в том, что творчество даже плохой певички ≈ личное по своей природе, творчество даже хорошего инженера как бы растворяется в общем анонимном прогрессе техники■ (http://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman_semiosphera.htm).

    Во-первых, там не творчество √ у певички. ⌠Ее считали кокоткой■. Она ⌠не конфузилась, когда к ней входили в уборную■. Во-вторых, ⌠прекрасная┘ наружность■. ⌠Водевили выбирала она обыкновенно┘ такие, где можно было щегольнуть в мужском костюме в обтяжку■. Фигура, видно, хорошая.

    Что такое гуманист? √ Это снисходительный к грешности, к низменности. Человек не ангел.

    Сквозь набор сплошь негативных слов пассажира об этой своей любовнице Лотман чувствует гуманиста Чехова.

    Лотман в чём-то прав. Чехов действительно был не злобен к таким своим персонажам-певичкам. Но не более. Если Чехов в жизни, в новом для себя городе в первую очередь узнавал, где публичный дом, то шёл он туда, наверно, чтоб ощутить Зло этого мира, чтоб потом, в рассказах, улететь душою туда, где нет ни Добра, ни Зла. А негативизм к своей любовнице пассажира дана, наверно, как симптом пробуждения от погони за низменной известностью. Как крыловская лиса ругала недосягаемый виноград за того, мол, незрелость. Пассажиру полуподсознательно досадно за неправильно прожитую жизнь (добродетельную, в общем, жизнь инженера и химика), вот ему певичка и плоха всем, кроме фигуры. √ И Чехов √ высоко-высоко над ним. (А если ⌠высоко-высоко■ занято Божественным и благодетелью, то Чехов √ далеко-далеко от своего персонажа. Не в этом мире. Потому к певичке и не злобен.)

    Понять такое Лотману трудно, ибо он отрицательно отнёсся к художественности по Выготскому, когда художественный смысл нецитируем. Он, художественный смысл, в этом рассказе есть результат столкновения, например, объективности пассажира к певичке (в чём чувствуется и голос автора, к ней не злобного): ⌠это была обыкновенная, дюжинная натуришка, каких много■, - с субъективной злобностью обманувшегося в жизни человека (всего лишь человека), смешной.

    И мы смеёмся. С автором смеёмся. Только доходит ли до нас вся глубина авторского смеха над, - по Горькому, - ещё одной из ⌠маленьких трагедий■.

    9 августа 2013 г.

<< 91|92|93|94|95|96|97|98

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100