Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
12.08.2013 |
|
|||||||||||||||
09.08.2013 |
|
|||||||||||||||
04.08.2013 |
|
|||||||||||||||
02.08.2013 |
|
|||||||||||||||
30.07.2013 |
|
|||||||||||||||
28.07.2013 |
|
|||||||||||||||
23.07.2013 |
|
|||||||||||||||
19.07.2013 |
Пипл схавает, - правильно думает Навальный.
|
|||||||||||||||
11.07.2013 |
|
|||||||||||||||
09.07.2013 |
|
|||||||||||||||
06.07.2013 |
Гадаев угадал? ⌠Он■ смотрит на вас свысока┘ А ничего замечательного своею внешностью не представляет.
Лопоухий, слишком большой птичий нос, узенькие плечи, жест чувствительного человека, плохо сидящий пиджак и плохо поглаженные брюки┘ И в жизни ⌠низкого роста сухопарый еврей √ лысый и без зубов, в грязной, измятой одежде и дырявых шлепанцах■ (http://www.slideshare.net/leha53/ss-6574600). И в монументальном преувеличении √ рост чувствуется маленьким. Это лучше, чем в заявке на памятник, √ под ногами нечто, наверно, чтоб ⌠Он■ смотрел на вас сверху вниз. Ибо √ Поэт. Но пропорции тела √ как у человека высокого. Неустойчивость пьедестала, необходимая, наверно, для противоречия вытянутости фигуры вверх, работает хуже, чем просто отсутствие пьедестала в реальном монументе. Он же такой простой, Мандельштам, а┘ такой великий.
Когда памятник блестит полированными местами, когда он стоит не просто на земле, а на чём-то предуготованном √ как-то хуже. И сфотографирован он тут как-то снизу, вернее вблизи √ ноги удлинились, рост как бы подрос. √ Хуже. Не совсем хорошо и то, что этот памятник поставлен именно в Воронеже, месте ссылки Мандельштама, когда у него уже пошла заумь в поэзии. В том числе и в стихотворении, перекликающемся с пушкинским ⌠Памятником■ (см. тут и тут). Мандельштамовское ⌠Да, я лежу в земле, губами шевеля┘■ (1935) не идёт ни в какое сравнение с выше процитированным. √ Гадаев сделал памятник именно поэту серебряного века, а не советскому поэту Мандельштаму. И в этом памятнике, - впечатление такое (может, из-за моего неумения Гадаева постичь), - Гадаев как бы самоуничтожился. ⌠Сейчас, когда Лазаря нет с нами, я ловлю себя на мысли, что вижу в глазах гадаевского Пушкина, словно застывшего у роковой черты, пророческий, предчувствующий взгляд самого Лазаря, а в трепетном, почти молитвенном жесте Мандельштама благодарность самого скульптора за ниспосланную возможность высказаться и быть услышанным■ (Александр Рюмин http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8722.php). Я опешил, наткнувшись на вторую часть этого предложения. Это ж моё переживание раннего Мандельштама: никаких притязаний!
Ультраскромность┘
А ведь знает, что он гений!..
И тихо так┘
И тогда я бросился смотреть на Пушкина. Памятник Пушкину. 1999. Ну точно, как Рюмин пишет. Нет, я б не так сказал. Это √ взгляд Пушкина на память о себе лет через 200. Он как бы покрыт паутиной. Понимает, что подзабудут. Холодно так, трезво смотрит. Нет ничего вечного в подлунном мире. Пройдет время, и будут помнить только имя, как Гомера, не читав в жизни ни строчки. А потом и того не будет. √ Ну что ж┘ Я так и знал. Очень хорошо сказано у Григория Ревзина (там же) √ с выходом уже на самого Гадаева: ⌠Пушкин последнего поколения советской интеллигенции┘ Предмет его скульптуры ≈ очень сложный психологический рисунок человека, одновременно и внутренне смятенного, и преодолевающего эту смятенность, что-то очень из 1970-х годов. Только этого интеллигента 1970-х он сделал героем ≈ и героичной стала как раз внутренняя неустроенность, сложность личности, как бы не вполне уверенной в смысле своей жизни и мира вообще. Этому состоянию экзистенциальной потерянности┘■. В 70-х Гадаев угадал про крах СССР, а может, и про глобальную экологическую катастрофу из-за веры в неограниченный прогресс. Ну что ж. Мир √ Зол. Культуры √ не останется. Значит, смысл имеет лишь надмир. Он согласен со своим Пушкиным. Ему жаль своего Мандельштама: как ни мало тот притязает, не будет тому и того. И совсем не жаль Блока, что-то такое предполагавшего, но и всё же надеявшегося. ⌠Зря надеялся■, - как бы говорит Гадаев. Мне пришло в голову попробовать дать объяснение ТАКОМУ пессимизму Гадаева. И я предположил┘ Такой пессимизм может наступить от краха подобной же силы оптимизма. А что ж такое обнадёживающее было в истории нашей страны какое-то время до 70-х годов? Сколько-то десятков лет до того┘ Так вот же что (я цитирую воспоминания своего дяди): ⌠Приближалось 10-летие Октябрьской революции, город стали украшать лозунгами, в том числе и против Троцкого, Бухарина и восхвалением Ленина и Сталина, который проводит политику Ленина. А 7-го Ноября, я пошел на Тверскую улицу и увидел такое, о чем никогда и не мог подумать: демонстрация пела и кричала лозунги, а когда дошли до какой-то гостиницы, где на балконе стояли, как теперь говорят, оппозиционеры, среди которых был и Бухарин, стали бросать на балкон и гнилые помидоры, и старые рваные галоши, и всякие тряпки, и палки. А с балкона все призывали к коммунизму другим путем. Дойдя до Моссовета, где стоял заслон военных и милиции, пришлось отказаться от желания идти на Красную площадь посмотреть главный праздник. Через некоторое время я его видел в кино. Но даже то, что я увидел своими глазами, осталось у меня на долгие годы■ (Иткин. Воспоминания). Источник этой информации не заангажированный. Выходец из семьи ремесленника, в 20-е годы ставшего нэпманом (члены семьи которого ткали чулки). А к 27-му году НЭП уже стали зажимать. Парню пришлось податься в Москву в поисках работы. И там он устроился помощником в частной фотографии. Стал фотографом, и всю остальную жизнь не брезговал левачеством на фотографической ниве. То есть человек глубоко мещанской психологии. Плевать ему было на коммунизм. Ему, наверно, больше подходил лозунг тогдашнего Бухарина: ⌠Обогащайтесь!■ И потому, может, он был так поражён открывшимся ему зрелищем противоположного волеизъявления. И пусть оно было сорганизовано сталинистами┘ Но всё-таки люди дали себя организовать именно так, а правых уклонистов они всё же не послушали. Массы! Это ж было только 4,5 года после смерти Ленина. Сталин ещё не приобрёл тот прямо религиозный авторитет. Массы могли б и не послушать сталинцев, а послушать бухаринцев. √ Нет. Инерция Великой Октябрьской революции √ освобождение труда √ была так велика, что хотелось строить именно новый мир, а не обогащаться, как это было века и тысячелетия. Массы выбрали лозунг про строительство социализма в одной стране. Во враждебном окружении. Требовавшем не обогащаться, а затягивать пояса. Это теперь и представить трудно, что миллионы плевать хотели на обогащение┘ √ Колоссальный порыв идеализма!.. Понимаете, как глубоко нужно было разочароваться в 70-х годах, чтоб быть адекватным от поражения уже второй попытки┘ Первая была √ построить социализм. Вышел лжесоциализм, а не социализм. Вторая √ исправить этот лжесоциализм. √ И тоже ничего не вышло. Представляете?.. Всю бездну краха┘
Вот он откуда, этот глубочайший пессимизм немещанской части советской интеллигенции 70-х годов. И Гадаева. Так и оставшегося духовно жить в том времени┘ 4 июня 2013 г.
|
|||||||||||||||
27.06.2013 |
Вред одной категории Бахтина на примере Эсхила, Еврипида и современности.
|
|||||||||||||||
27.06.2013 |
|
|||||||||||||||
22.06.2013 |
|
|||||||||||||||
16.06.2013 |
Была ли какая-то правда в слова Познера?
|
|||||||||||||||
13.06.2013 |
|
|||||||||||||||
10.06.2013 |
|
|||||||||||||||
06.06.2013 |
|
|||||||||||||||
25.05.2013 |
|
|||||||||||||||
23.05.2013 |
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"