В своем Послании Федеральному Собранию РФ В. Путин особое место уделил процессу глобализации экономики в мире. <Сегодня ни одна страна, какой бы богатой она ни была, не может развиваться успешно, если она изолирована от остального мира>, - сказал он. О том, как России интегрироваться в мировую экономику корреспондент <ДП> беседует с заместителем председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию, членом фракции СПС КОНСТАНТИНОМ РЕМЧУКОВЫМ.
- Интернационализация экономики - явление, которому более ста лет. Об этом процессе, когда капитал перерастает национальные границы и уходит в другие страны, писали еще классики марксизма, - напомнил К. Ремчуков. - Что нового в этом процессе? То, что сегодня он характеризуется бурным развитием информационных технологий. То есть изменились технические условия. Интернет сократил расстояния, границы приобрели символические очертания. При нынешних системах связи осуществляется бесперебойная круглосуточная работа фондовых рынков, денежных рынков, банковских систем. Закрылась с завершением дня биржа в Токио, эстафету продолжила биржа в Нью-Йорке
Нажатием одной кнопки вы в состоянии покупать акции компаний, которые котируются на биржах всего мира, передавать любой объем информации, на основе которого принимается решение. Процесс удешевления связи и увеличения зависимости стран от мировой экономики объединяет мир в одну хозяйственную систему. Сочетание новых технических возможностей и потребностей капитала представляет собой новый этап глобализации.
- Наряду с этим процессом наблюдается рост крупных транснациональных корпораций. Их число в мире варьируется от 200 до 40 тысяч, в зависимости от критериев оценки масштаба их экспансии. Эти крупные хозяйственные объединения осуществляют свою экспансию путем создания в других странах широкой сети производственных предприятий, подразделений в сфере услуг и т.д. Как они проникают в страны, в том числе в Россию?
- Их роль за последние двадцать лет чрезвычайно усилилась. Особенно влияние корпораций возросло в мире после распада социалистического блока. Когда существовала социалистическая система, ряд стран, ориентированных на экономику СССР, был огражден от влияния корпораций жестким законодательным щитом. Иностранный капитал назывался не иначе как <экономической формой неоколониализма>.
С распадом социалистической системы в мире стал властвовать частный капитал. Для привлечения частного капитала, чтобы выжить в этих условиях, бывшим странам социализма пришлось создавать новую законодательную базу, способную поощрять инвесторов. Активную роль в изменении законодательства стали играть транснациональные компании. Они лоббируют пакеты законов по экономической политике. За последние годы 1085 актов законодательства в мире было принято в направлении создания благоприятных условий для иностранного капитала.
Инициаторами являются международные организации типа Международного валютного фонда, Всемирного банка реконструкции и развития и Всемирной торговой организации. Фактически они создают для ТНК <режим наибольшего благоприятствования>. Поэтому все страны мира в попытке привлечь иностранный капитал, поскольку он стал мобилен, заманивают его всеми способами. Россия тоже вынуждена жить по правилам цивилизованного мира.
- Так что же такое ТНК благо для экономики или, как говорили советские обществоведы, <экономическая форма колониализма>?
- В организационном отношении ТНК чаще всего выступают в виде холдингов, финансово-промышленных групп, появление которых обусловлено процессом гигантской концентрации и централизации производства и капитала и потребностями в управлении этим процессом. При этом в странах, где нет специального законодательства по холдингам и финансово-промышленным группам, эти виды организации бизнеса, существующие де-факто, легко вписываются в действующую нормативную базу по акционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью.
Попытки международных специалистов поставить деятельность ТНК в жесткие правовые рамки пока не увенчались успехом: к началу ХХI века разработано 11 кодексов поведения ТНК, но они не имеют юридической силы.
В то же время ТНК как олицетворение крупного бизнеса имеют и положительные стороны: в частности, обеспечивают снижение затрат на производственные издержки, дают возможность поддерживать цены на более низком уровне, стимулируют процесс интернационализации капитала и финансовых потоков. Вместе с капиталом ТНК приходят новые технологии, новый управленческий опыт, новые доступы к рынку. Многие национальные компании, в том числе и российские, стремятся войти в международный клуб ТНК, чтобы приобрести доступ к международным кредитам.
- Какие российские компании близки к ТНК?
- По степени транснационализации российские компании условно можно разделить на две группы. Компании, которые практически отвечают классическому статусу ТНК, и те, которые стремятся к приобретению этого статуса, то есть в состоянии решать отдельные вопросы выхода на международную арену. К первой группе специалисты однозначно относят нефтяную компанию ЛУКойл, которая помимо мощной производственной базы в России имеет нефтеперерабатывающие заводы или сбытовую сеть в Восточной Европе и даже сеть бензоколонок на территории США. В эту группу можно включить Газпром, нефтехимическую компанию СИБУР По охвату стран и объемам экспорта алюминия транснациональный характер носит деятельность холдинга <Русский алюминий>. Частью признаков ТНК обладает ГМК <Норильский никель>. Претендуют на статус ТНК <Аэрофлот>, группа МДМ, ЮКОС и другие.
Ряд компаний решает задачу выхода на транснациональный уровень путем присоединения к известным крупным зарубежным компаниям при условии сохранения статуса российской компании. Создаются ТНК и по схеме франчайзинга, когда компания разворачивает деятельность под маркой своего бренда. Например, <Макдональдс> платит нашему государству два процента от выручки за использование бренда и обязуется полностью соответствовать местному стандарту качества и нанимать на работу в компанию российский персонал.
- Однако бывает и так, что интересы ТНК противоречат национальным интересам государства.
- Действительно, модернизация национальных экономик сталкивается с политическими и социальными противоречиями в той или иной стране. Интересы транснациональных корпораций и национальные интересы государства часто не совпадают. Свою прибыль ТНК обеспечивают за счет национальных интересов того или иного государства. В своих же материнских компаниях или странах, где они зарегистрированы, их амбиции сдерживаются политическими причинами. Любые непопулярные меры эти компании проводят на чужой, а не на своей территории.
Политическая составляющая западного бизнеса очень высокая, поскольку там демократия является такой же ценностью, как и рыночные достижения.
- Что привлекает ТНК в России и готова ли сама Россия вступить на новый этап экономической интеграции?
- Россия представляет огромный интерес своими необъятными рынками. Но ТНК настораживает непредсказуемость политической ситуации в России. Другое дело Китай. Средняя доходность от инвестиций в эту страну за последние десять лет не превышает 3-5 процентов. Это очень низкий процент. Но тем не менее, иностранные инвесторы вкладывают в свой бизнес в этой стране 40-50 миллиардов долларов в год. Их привлекает предсказуемость политического режима. Именно она дает возможность за 10 лет пяти процентам превратиться в 50 процентов прибыли в возврате на капитал. Капиталу в данном случае безразлично, какой это режим, диктаторский или демократический. Его интересует предсказуемость. У нас же, хотя доходность может быть и выше, политическая непредсказуемость отпугивает иностранных инвесторов. Совокупный накопленный объем прямых инвестиций в нашей стране за все время демократических реформ не превышает 12-14 миллиардов долларов.
В России необходимо создать экономический, политический, налоговый и бюджетный климат, который бы стимулировал инвестиции. В этом плане перед нами, законодателями, непочатый край работы. Мы посылаем сигналы инвесторам, что Россия может быть предсказуемой страной. Что же касается самобытности национальной экономики, то ее спасет и вытянет малый и средний бизнес, который работает на внутренний рынок и создает продукцию и рабочие места. Никакая ТНК не сможет производить товары народного потребления лучше, чем национальные малые предприятия.
- Одной из причин создания ВТО была попытка менее развитых стран обеспечить равные конкурентные условия под угрозой полного захвата рынков со стороны ТНК. Как обстоит дело со вступлением России в эту организацию?
- В конце мая будет заслушан доклад рабочей группы, в котором изложены обязательства России по вступлению в ВТО. Затем состоится 20-я встреча рабочей группы в конце июня. Как говорится, процесс идет. Конечно, возникают трудности на переговорах. Западные партнеры требуют, чтобы Россия свой страховой рынок услуг в области финансов и связи сократила до минимума. Они хотят иметь доступ своих страховых компаний в сферу страхования жизни. Мне кажется, отдавать этот рынок на откуп западных фирм еще преждевременно. Наш страховой рынок динамично развивается, и только в прошлом году капитал страховых компаний вырос на 74 процента. Это феноменальный рост, и надо дать возможность российским компаниям сформироваться и укрепиться. В свое время дали возможность сформироваться нефтяным компаниям. Если бы в 1997 году российское правительство открыло нефтяной рынок для иностранных компаний, то сегодня никаких ЮКОСов, ЛУКойлов не было бы. Сейчас же мы имеем прекрасные отечественные компании, ни в чем не уступающие мировым. Надо дать возможность и страховым компаниям встать на ноги.
Также не дает покоя нашим партнерам по переговорам стабильно действующий Сбербанк. Они требуют его приватизации, расчленения, демонополизации, реструктуризации на манер энергетики или МПС. Для них Сбербанк - это лакомый кусочек. Ведь на его депозитах лежит сумма свыше 30 миллиардов долларов.
Вторая группа спорных вопросов связана с сельским хозяйством. Новая Зеландия, Австралия, где не существует госсубсидий сельскому хозяйству, добиваются того, чтобы Россия также отказалась от государственной поддержки сельского хозяйства. В то время как субсидии в развитых странах ЕС на нужды аграрного сектора составили в прошлом году порядка 300 млрд. долларов. Также партнеры по переговорам добиваются того, чтобы наша страна отказалась от экспорта сельхозпродукции. В то время как в США на поощрение экспорта идет 4-5 миллиардов долларов в год.
Причем эти требования преподносятся жестко, в стиле диктата. Кто-то даже высказался, что идут не переговоры, а диктуются цены на входной билет в ВТО. Если Кудрин пойдет на эти уступки, сдаст сектор услуг и сельское хозяйство, то Россия может форсированным образом вступить в ВТО уже в 2004 году. Если нет, переговоры могут затянуться. Но нам надо исходить из интересов собственной демократии и национальной экономики.
* * *
WWW. DUMA.GOV.RU
Самые актуальные и объективные новости из Государственной Думы в Интернете.
Планы работы палаты на сегодня, завтра и на перспективу.
Точные сведения о депутатах, статистика законодательной деятельности,
банк правовых актов (около 12 тысяч документов).