Президент Российской Федерации Владимир Путин обратился с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию. "Думская панорама" публикует отзывы депутатов о выступлении главы государства.
Геннадий ЗЮГАНОВ, руководитель фракции КПРФ :
ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ СПРАВИЛОСЬ С ПОСТАВЛЕННЫМИ ЗАДАЧАМИ
Глава государства не сказал о своем отношении к правительству, которое явно не справилось с поставленными задачами. Я считаю, что необходимо либо формировать президентскую республику, при которой Президент возглавляет Кабинет министров и отвечает за все, либо формировать правительственное большинство в Думе, которое бы вместе с депутатами отвечало за все происходящее в стране.
Кроме того, до сих пор нет системы надежного управления. Судебная реформа отмечена как позитивный шаг, но вся судебная система коррумпирована донельзя. Самый слабый раздел Послания - отсутствие слов о борьбе с коррупцией и бандитизмом, которые задушили страну.
Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, заместитель Председателя Государственной Думы (ЛДПР):
БОЛЬШЕ КОНКРЕТИКИ, БОЛЬШЕ ЖЕСТКОСТИ
Более зрелое Послание, чем в предыдущие годы. За один час Президент дал оценку почти всем проблемам, остро стоящим перед нашим обществом.
В разделе по социальной сфере Президент дал понять, что в стране принято слишком много законов, которые мы не в состоянии обеспечить. То есть не надо обманывать людей, дурить им головы своими громкими законопроектами. Не надо обещать невыполнимого: -появятся деньги, примем новые законы, направленные на улучшение социальной сферы, а пока хватит тех законов, что уже есть.
Мне понравился раздел по армии. Но если об армии было сказано вполне ясно, то почему не было сказано ни слова про ФСБ? Необходимо усиление ФСБ, и об этом обязательно надо было сказать. Можно было четче сказать о проблемах границы: с кем мы закроем границы, с кем, напротив, улучшим отношения, облегчим режим сообщения.
В Послании Президента я не услышал ничего о русском народе и православии. Все мы ждали, что вслед за обезличенной критикой Президент назовет имена плохих министров. Нужно больше конкретики, больше жесткости. Нужен кнут. Если Президент намекнул, что прирост населения осуществляется только за счет прибывших к нам в страну, то он должен был сказать, почему у нас сокращается население коренное, сколько мы потеряли граждан за эти годы.
Не было критики олигархов. Разве у Президента нет к ним вопросов? То есть в Послании Президента явно просматривается петербургский, мягкий стиль, а нужен кнут: не журить КПРФ, СПС, "Яблоко", министров и банкиров, а принародно отстегать их, отправить, кого надо, в отставку. Мы, как оппозиция, ждали именно таких действий Президента.
Григорий ЯВЛИНСКИЙ, руководитель фракции "ЯБЛОКО":
ГЛАВНОЕ СМЕНИТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО
В своем Послании Президент России заявил о намерении сменить нынешнее Правительство. Для меня это одно из важнейших положений в нынешнем Послании. Пока непонятно, на каких принципах будет реализовываться это положение, но главное, что оно все таки прозвучало.
Сергей АПАТЕНКО, заместитель председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками ("Единство"):
РОССИЯ СПОСОБНА ВНОВЬ СТАТЬ ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВОЙ
На мой взгляд, это было лучшее ежегодное Послание главы государства за все предшествующие годы. Я это говорю не потому, что являюсь представителем пропрезидентской фракции в Государственной Думе. Это была речь не только масштабно мыслящего политического деятеля, но и искреннего человека. Владимир Владимирович останавливался на очень серьезных вещах, говорил и о достижениях, и о задачах, которые необходимо решать не только в оперативном порядке, но и в перспективе.
Вот одна из новинок. Все заметили, что Президент очень часто сравнивал нынешние показатели развития страны с предшествующими годами. С одной стороны, вроде бы своеобразный отчет. Но это еще стиль главы государства: ему мало назвать проблему, продекларировать цели, обратить внимание на какие-то детали, он должен убедить людей, что мы идем по правильному пути. Убедить и тем самым привлечь к себе больше союзников. Потому что, судя по тому, о чем говорил Владимир Владимирович, впереди у нас много работы, и ее хватит на всех.
В частности, Президент поставил очень высокую цель: вдвое увеличить за десять лет объем валового внутреннего продукта. Назвал пути и средства ее достижения. Действительно, путь к этому будет непростым. Но, во-первых, без постановки высоких целей невозможно достижение высоких результатов. Во-вторых, то, что уже сделано и о чем сказал Президент, настраивает на оптимизм. В-третьих, у страны есть хороший финансовый задел - государственная казна не пуста: цифра, названная Владимиром Владимировичем, впечатляет. Наконец, несмотря на приближающиеся выборы, в стране существует, пусть хрупкое, но все же согласие всех ветвей государственной власти и многих политических сил. Его необходимо укреплять, без согласия в обществе трудно осуществить задуманное.
Для меня как заместителя председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками особенно важно, что глава государства указал на необходимость решения проблем, касающихся Содружества Независимых Государств. Я с особым пристрастием следил за ходом мысли Президента, когда он говорил о взаимоотношениях стран - бывших республик СССР. Абсолютно согласен с Владимиром Владимировичем: сильная Россия, здоровая Россия не может состояться без согласия и сотрудничества с ближайшими соседями.
И здесь многое могут сделать парламентарии. Я один из создателей межпарламентского депутатского объединения "ЗУБР", сплачивающего законодателей Украины, Белоруссии и России в деле интеграции. На постсоветском пространстве это, на мой взгляд, то ядро, из которого может вызреть та экономическая, политическая и оборонная мощь, которая позволит России вновь стать великой державой. В ближайшее время мы обсудим с белорусскими и украинскими коллегами, что можно сделать для еще более тесного сотрудничества наших государств в свете того, о чем сказал Владимир Владимирович.
Еще один важный момент - по поводу закона о гражданстве. Позиция Президента ясна: он - за то, чтобы бывшие наши соотечественники получали российское гражданство без особых хлопот. Действующий закон, на мой взгляд, далек от надежд и чаяний этих людей. Для меня это сигнал к тому, чтобы более активно добиваться упрощенного порядка получения паспорта гражданина Российской Федерации лицами, проживающими в бывших советских республиках. У меня готов законопроект по внесению изменений в действующий порядок получения российского гражданства. Теперь его еще раз посмотрят наши специалисты, и буду вносить законопроект на рассмотрение Думы. Я думаю, четкая и очень гуманная позиция Владимира Владимировича по этому вопросу поможет добиться справедливого решения проблемы гражданства.
Павел БУРДУКОВ, заместитель председателя Комитета по безопасности (АПГ):
ЕСТЬ ИДЕИ, НЕТ МЕХАНИЗМОВ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
О том, что неэффективность государственной машины сводит на нет все благие реформы, Путин говорит не в первый раз. Хотелось бы, чтобы это были не только умные слова. К сожалению, я не нашел в Послании реальных механизмов, которые способны реализовать эти слова в конкретные дела. Особенно это касается дел в аграрном секторе. Там накопилось очень много проблем, которые требуют государственных решений, а не общих рассуждений.
Василий ВОЛКОВСКИЙ, член Комитета по безопасности (ОВР):
ПРЕДСТАВЛЕНА ЧЕТКАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
В Послании Президента четко была очерчена стратегия развития страны до 2010 года. Наряду с экономическими ориентирами особое внимание было уделено реформе российской армии и укреплению обороноспособности страны. Были конкретно озвучены принципы этого реформирования, в частности, подтверждены существенные социальные льготы, которые будут предоставлены юношам, отслужившим в армии на контрактной основе. Это и гарантированная возможность поступить в любой вуз страны, получить российское гражданство, для тех, кто проживает в странах СНГ, и многое другое.
Кроме того, я бы особо отметил тезис о том, что с учетом итогов предстоящих выборов, возможно, будет сформировано профессиональное, эффективное правительство, опирающееся на парламентское большинство. Эти слова означают большое доверие лидера нашей страны к Федеральному Собранию как к профессиональному органу власти, который вправе участвовать в формировании Кабинета министров.
Николай ГОНЧАР, член Комитета по бюджету и налогам (независимый депутат):
НУЖНЫ ПРИОРИТЕТЫ БЕЗ "ОТКАТОВ" И ПОСРЕДНИКОВ
В президентском послании много правильных слов о неиспользованных шансах трех последних лет, когда Владимир Путин приступил к исполнению своих президентских обязанностей. И не случайно он говорил об этом, потому что те последефолтовские факторы роста экономики (неконкуретность импорта и высокие цены на нефть на мировом рынке) сегодня, что называется, на излете. Да, новое руководство страны использовало факторы, позитивно влияющие на экономику. Однако обвинять правительство, как это делают сегодня в Думе, в том, что оно не способно само себя реформировать, считаю глупым. Само оно никогда не будет этого делать. Это как закон Ньютона тело стремится к состоянию покоя. То же самое касается любой системы управления. И для того, чтобы ее поменять, нужна просто воля Президента. А он поставил задачу удвоить ВВП за 10 лет, поэтому, думаю, это придется делать.
Другое дело, что по закону само правительство обязано было многое делать из того, что оно вправе делать согласно законодательству. Вот у меня на столе закон о финансово-промышленных группах N 190-ФЗ от 30 ноября 1995 года, который мне пришлось принимать еще в составе первой Думы. И в нем в статье 15 записано, что правительство РФ должно разрабатывать порядок поддержки финансово-промышленных групп в соответствии с приоритетами промышленной и социальной политики. Но где у нынешнего правительства приоритеты? За прошедшие с принятия закона 8 лет ни один кабинет, к сожалению, никаких направлений прорыва не определял. И сей факт, по моему мнению, повод для В.Путина спросить у правительства со всей строгостью, как оно собирается реализовать задачу удвоения ВВП?
Никто не говорит, что надо собрать со всей страны деньги и ухнуть их в болото очередной великой стройки. У правительства должны быть другие способы. Оно должно сформулировать ответ на вопрос, "как это сделать". Сегодня в стране масса точек роста во всех отраслях экономики. Динамичнее всех в процентном отношении растет строительство. Только опять пора задаться вопросом: что строим? Гостиницы, офисы, коттеджи? Но это же не здоровый экономический рост, это сродни раковой опухоли, которая тоже растет. И прежде всего, за это, считаю необходимо спросить правительство, почему оно, вопреки упомянутому мной закону, принятому еще в 1995 году, идет поперек движения, не определяя никаких точек роста.
Говорю с болью об этом, и прежде всего потому, чтобы не случалось абсурдных ситуаций в экономике, когда Кабинет декларирует все, что угодно, а потом разводит руками, что вот, например, крепко стоящую на ногах нефтяную компанию "Славнефть" продали на торгах всего за полтора миллиарда долларов. А потом вдруг выясняется, что всего половину аналогичной по капитализации компании ТНК сбыли аж за 8 миллиардов! Не хочется, чтобы посредники, а не производители оказывались в приоритете. А именно так случилось после рекордного в России урожая, когда перепродавцы за бесценок скупили у крестьян весь урожай и поставили на колени всю экономику села. А ведь все может повториться, как в день сурка, когда тот же посредник снова пустит селян по миру. И что тогда будем делать? Опять лицемерить на всяческих высоких заседаниях и опять с "откатами" заряжать посредников? Считаю, не такие приоритеты сегодня нужны стране.
Флюра ЗИЯТДИНОВА, заместитель председателя Комитета по международным делам (ОВР):
ДЛЯ НАС ЭТО ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ
На мой взгляд, это программа действий и для нашего правительства, и для обеих палат парламента до 2010 года. Я была на прошлогоднем Послании, но таких жестких аналитических оценок действий правительства, Федерального Собрания не слышала. Впечатляет акцент, сделанный на увеличении роста экономики, удвоении внутреннего валового продукта.
Президент отметил недостаточное использование природных ресурсов для пополнения бюджета Российской Федерации и решения проблем социальной сферы. Это очень хорошая посылка к тому, чтобы и бюджет 2004 года, и законодательные акты, регламентирующие действия монополий, контролирующих сегодня цены на энергоносители, исходили из потребностей государства.
Если сегодня такие задачи ставит перед нами руководитель страны, то мы, законодатели, должны пресекать попытки Правительства Российской Федерации монополизировать ее богатства.
Можно ли назвать сегодняшнее Послание социально ориентированным? Думаю, да, потому что в первой части Президент дал четкий анализ того, что было сделано именно в социальной сфере: рост заработной платы, увеличение пенсий до минимального прожиточного уровня. Обозначил нерешенные задачи: главная из них низкая заработная плата, из-за чего уровень жизни j населения России ниже прожиточного минимума. Промышленное производство в 2002 году росло только 6 месяцев, а это провоцирует рост безработицы. Было отмечено и снижение темпов развития. А без поступательного развития мы не сможем решить ни одну социальную проблему.
Президент подчеркнул, что правительству удается как-то балансировать на грани благодаря высоким ценам на топливо на мировом рынке и подчеркнул, что на этом мы долго не сможем удержаться. Ситуация может измениться.
Мне показалось, что очень серьезный блок вопросов был обозначен в сфере внешних контактов, международных связей. Президент подчеркнул, что умение эффективно вести дипломатическую работу, устанавливать дипломатические контакты, рост оборонного потенциала страны позволят России вновь занять достойное место на международной арене. Владимир Путин сказал, что мы должны поддерживать функции ООН, Совета безопасности как уникальных инструментов сохранения стабильности в мире и механизмов регулирования спорных конфликтных вопросов.
Взаимоотношениям России со странами СНГ отдается безусловный приоритет, более того, наша профессиональная армия будет комплектоваться не только из граждан Российской Федерации, но и стран СНГ, а после трех лет службы эти люди смогут стать гражданами Российской Федерации. Это очень хорошее начало для усиления интеграционных процессов с бывшими союзными республиками. Президент высказался и о необходимости более тесных связей с Европейскими государствами, Евросоюзом и Советом Европы. Очень важно сегодня войти в европейское сообщество, без чего мы не сможем достойно конкурировать на внешнем рынке.
Юрий КУРИН, заместитель председателя Комитета по безопасности (СПС):
СПОСОБНА ЛИ БЮРОКРАТИЯ ВОСПРИНИМАТЬ НОВОЕ?
В Послании подвергнута жесткой критике российская бюрократия. Намечен сценарий качественного обновления власти. Но готова ли наша бюрократия самореформироваться? Вот в чем вопрос.
Сергей РЕШУЛЬСКИЙ, член Комитета по делам Федерации и региональной политике (КПРФ):
ЗАЧЕМ ПРОИЗНОСИТЬ ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ?
Как и у многих, у меня были большие ожидания накануне выступления Президента. К сожалению, у меня большие разочарования от услышанного. Непонятно, почему и в связи с чем Послание откладывалось. Все, что сказал Путин - это прописные истины. Например, Путин твердо говорит о своей уверенности, что экономические преобразования необходимы для поднятия жизненного уровня населения. Зачем нам говорить то, что хорошо известно? В очередной раз ясно и четко не сказано о том, что волнует большинство населения страны. Как мы будем выкарабкиваться из той ямы, в которую попали? Что будет предпринимать страна, общество, власть в ближайшие полгода? Еще раз повторю, сам доклад на две трети составлен из правильных и всеми понятных фраз. К 2010 году удвоить валовой национальный доход. Ну, кто будет выступать против роста экономики? Но надо было бы крупными, широкими мазками очертить, как это делать. Вот, чего ждали от доклада. Говорилось о переходе армии на контрактную основу, о засилье бюрократии. Но мы об этом уже не раз слышали. Было несколько пассажей в отношении правительства. Но о том, что ему делать, Президент не сказал. Обмолвился о налоговой системе, о том, что слишком часто ее меняем. На днях внесены очередные законопроекты по изменению налоговой системы. Вроде бы внимания к этой проблеме много, а результатов особых не видно. Потому что нет четкой экономической стратегии у Президента.
Так что все или почти все было сказано правильно. Непонятно лишь, как конкретно действовать всем ветвям власти. А ведь Послание не декларация о намерениях, а конкретная программа действий.
Ярослав ШВЫРЯЕВ, заместитель председателя Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям ("Регионы России") :
БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ГРАДООБРАЗУЮЩИМ ПРЕДПРИЯТИЯМ!
Меня как представителя региона, в частности Читинской области, волнует прежде всего проблема целостности государства. Регионы, особенно пограничные, по сути своей являющиеся естественной преградой на пути экспансии наших более активно развивающихся соседей, сегодня переживают далеко не лучшие времена. Одна из причин - недооценка роли градообразующих предприятий в развитии территорий, тех, что несут основную социальную нагрузку и являются опорными точками государства на приграничных рубежах. Хочется надеяться, что намеченный в Послании курс экономического развития поможет решить проблему градообразующих предприятий в глубинке страны.
Петр ШЕЛИЩ, заместитель председателя Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям ("ЯБЛОКО"):
ПОВЫСИТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА!
Считаю, что конкретная постановка задачи перед государством, всеми его органами намного важнее многих страниц в общем и целом правильных, но не конкретных положений. В этом смысле предложенная Президентом задача до 2010 года увеличить валовый внутренний продукт вдвое очень непростая, но, благодаря своей конкретности ,позволяет разрабатывать четкие программы решения. Убежден: очень быстро мы все, все общество, увидим, что решить такую задачу нельзя без кардинального реформирования многих сфер нашей жизни и прежде всего отношений между гражданами и государством. Это, на мой взгляд, самое существенное в сегодняшнем Послании.
Второе, на что хотел бы обратить внимание: почему Президент так много говорил о конкурентоспособности не только государства в целом, но и всех его элементов? Считаю, ему удалось сформулировать понятие конкурентной ситуации для ныне действующего правительства, когда он сказал о том, что надо переходить к правительству, формируемому парламентским большинством. Это принципиально и, думаю, заставит правительство более энергично ставить и решать задачи роста экономики. Причем решения должны идти не сами по себе, как это делается сейчас. Должно быть установлено теснейшее взаимодействие с ведущими политическими силами партиями и фракциями.