В Государственной Думе, по итогам парламентских слушаний <О законодательном обеспечении государственной материальной поддержки семей с детьми>, состоялась пресс-конференция председателя Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи СВЕТЛАНЫ ГОРЯЧЕВОЙ. Проблема, поднятая комитетом, который она возглавляет, архиважная. Законопроект Президента <О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон <Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации> разграничивает полномочия совместного ведения Федерации и субъектов. Однако, наряду с положительными, документ содержит и отрицательные моменты, которые могут существенно ухудшить демографическое положение в стране.
Статья 72 Конституции относит вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства к совместному ведению Федерации и субъектов, напомнила Светлана Горячева. Однако предлагаемый законопроект ответственность за социальную поддержку детей-сирот, беспризорных детей, семей, имеющих детей, в том числе одиноких и многодетных, полностью возлагает на субъекты Федерации. Хотя сопутствующие законопроекты о финансовом обеспечении передаваемых полномочий не внесены. Значит, субъекты не смогут найти средства на эти цели. Еще в 2001 году, когда регионы сами выплачивали детские пособия, задолженности не было только в девяти из 89 субъектов (она составляла 30 миллиардов рублей). Сегодня 34 субъекта Федерации до сих пор еще не погасили задолженность по заработной плате и справиться с этой проблемой пока не в состоянии.
Расходы на поддержку семей с детьми, организацию отдыха и оздоровления, финансирование программы <Дети России>, частичное содержание детско-юношеских спортивных школ обходятся государству в 59 миллиардов рублей, или чуть больше двух процентов от суммы расходов федерального бюджета и бюджета Фонда соцстраха, отметила С.Горячева. Для сравнения: на содержание чиновничьего аппарата в год тратится на 6 миллиардов больше, а на выплату внешних долгов почти в 4 раза больше. Крайне низким остается размер ежемесячного пособия. Если в 1999 году он был равен 6 процентам прожиточного минимума ребенка, то сегодня 3,7 процента, или 70 рублей в месяц. В Норвегии, например, ежемесячное пособие на <домашнего> ребенка 500 долларов в месяц, и это при средней заработной плате 3500 долларов США. В странах ЕС оно составляет 10 процентов от средней заработной платы. В России менее 1,5.
Как видно из этих примеров, федеральный центр не обременяет себя финансовой поддержкой семей с детьми. И если 59 миллиардов для него мизер, то для большинства регионов финансовая нагрузка может оказаться непосильной ношей и разрушить с трудом созданную, вполне жизнеспособную систему поддержки семей с детьми.
Заранее ясно, что, возложив заботу о материнстве и детстве на регионы, федеральная власть получит отрицательный результат: увеличится задолженность по выплате ежемесячных пособий на детей, возрастет количество обращений родителей в судебные инстанции, а и без того низкий уровень рождаемости снизится еще больше, убеждена председатель думского комитета.
Профицит бюджета в 2003 году 72 миллиарда рублей. При таком положении стыдно экономить на поддержке материнства и детства. Кстати, мы предлагали правительству с помощью <детского> налога привлечь в бюджет дополнительные средства. Для этого создать Национальную кассу, в которой аккумулировать деньги на поддержку семьи, материнства и детства. В качестве одного из источников финансирования предлагали ввести дополнительное налогообложение лиц, имеющих так называемые сверхдоходы. Для цивилизованных стран это нормальное явление. Если, например, 10 процентов самых богатых отдадут еще хотя бы один процент своих доходов, бюджет пополнится почти на 20 миллиардов рублей. Это позволит увеличить размер детских пособий в два раза. Еще один источник пополнения доходной части бюджета изъятие части сверхприбыли с естественных монополий.
Однако правительство сочло наши предложения нецелесообразными, констатировала парламентарий. Более того, предложило усилить адресность выделяемых пособий, еще больше сократив численность получателей. Попросту говоря, увеличить пособия <самым> бедным за счет <просто> бедных, действуя в рамках тех же 22 миллиардов рублей. По статистике, бедной в России является каждая вторая однодетная семья. Если детей двое бедных семей 65 процентов, трое 85. У кого отбирать?
Государственная материальная поддержка материнства и детства для семьи, начиная с беременности матери и до достижения ребенком 16-летнего возраста, составляет 260 рублей в месяц. Это чуть больше 51 тысячи рублей, или 1700 долларов за 16 лет. Это меньше, чем месячная зарплата федерального министра.
В заключение председатель Комитета напомнила. что в странах ЕС, известных высоким уровнем благосостояния народа, есть девять универсальных видов поддержки семей с детьми. В Бельгии, Германии, Люксембурге, Франции сумма пособия возрастает с рождением каждого последующего ребенка, либо начиная с третьего. В Австрии и Германии пособия выплачиваются до 27 лет на тех, кто продолжает обучение. Даже наши ближайшие соседи, бывшие республики СССР, живущие не в лучших, чем Россия, экономических условиях, намного больше заботятся об охране материнства и детства. В Белоруссии, например, пособие по уходу за ребенком выплачивается не полтора года, а три. Помощь получают и неработающие женщины, ухаживающие за детьми. В Эстонии размер пособия семьям с детьми устанавливается ежегодно при формировании государственного бюджета и не может быть ниже действующего. На ребенка военнослужащего пособие выплачивается в пятикратном размере.
Вопросы увеличения государственной социальной поддержки не были бы так остры, если бы Россия не обладала огромной территорией, ежегодно не теряла до 800 тысяч человек и не лидировала в группе стран с самой низкой рождаемостью. Обеспечивая государственную поддержку семей с детьми, мы решаем стратегические задачи национальной безопасности, подчеркнула Светлана Горячева.