Член Комитета по бюджету и налогам АЛЕКСЕЙ МЕЛЬНИКОВ (фракция <Яблоко>) рассуждает о необходимости восстановления специфической ставки акциза на табачные изделия.
На одном из последних заседаний правительства обсуждался законопроект, предусматривающий внесение изменений в Налоговый кодекс, в частности, в главу 22 - <Акцизы> и 26 - <Налог на добычу полезных ископаемых> (НДПИ). Этот документ, вероятно, будет рассмотрен уже в ходе нынешней сессии парламента.
Суть предложений правительства сводится к тому, чтобы наряду с ежегодной индексацией специфических ставок акцизов отменить акциз на природный газ с одновременным увеличением ставки НДПИ и ростом экспортной пошлины на природный газ. Кроме того, предлагается продлить срок действия специфической ставки НДПИ при добыче нефти и газового конденсата до 2011 года.
В пояснительной записке к законопроекту правительство приводит ряд доводов в пользу своей позиции. Справедливо говорится о том, что <в отличие от других видов подакцизных товаров, ставка акциза на газ установлена не в виде конкретной зафиксированной законом суммы средств, взимаемой с определённого количества реализуемого товара, а в процентах от стоимости реализованного газа... Фактически это позволяет приравнять акциз к специфическому <оборотному налогу>. Отсюда логичный вывод: отменить адвалорную ставку (фиксированный процент от общей стоимости) акциза на газ. Логика решения соответствует основному направлению развития налоговой реформы в 2003-2005 годах и, я уверен, несомненно сыграет положительную роль в отмене <оборотных налогов> и упрощении налоговой системы.
Однако возникает немало вопросов. В частности, вызывают недоумения предложения по поводу акцизов на табак.
Напомню, что в прошлом году, под давлением международной компании British American Tobacco (выпускающей в России сигареты <Ява>) правительство провело через Госдуму предложение о введении комбинированной ставки акциза на табачную продукцию. Эффективно работавшая специфическая система была <выброшена в корзину>, табачный акциз разделён на две части: специфическую (в рублях за тысячу штук) и адвалорную. Сегодня правительство предлагает сохранить комбинированную ставку акциза на табачные изделия. Самое интересное, что она применяется не ко всем видам <курительных изделий>. На сигары и трубочный табак действует специфическая ставка (эти виды табачной продукции British American Tobacco в России не выпускает, поэтому, вероятно, их обошли стороной в ходе сомнительного акцизного <реформаторства> 2002 года).
Между тем, 5-процентная составляющая комбинированной ставки на сигареты точно такой же <оборотный налог>, как и акциз на газ. А уж введение этой ставки с 1 января 2003 года никак не способствовало <упрощению налоговой системы и уменьшению числа налогов>. К слову сказать, об этом пресса писала ещё год назад. Сегодня эти аргументы правительством услышаны, но только <вполуха>, применительно к акцизу на природный газ.
Если взять предложение правительства о продлении действия специфической ставки НДПИ на нефть, то его аргументацию можно признать основательной. Учитывая, что внесённые в Государственную Думу ещё в апреле 2001 года поправки в статьи 20 и 40 Налогового кодекса Российской Федерации в части порядка определения рыночных цен для целей налогообложения до настоящего времени не приняты, говорится в разъяснении правительства, то при введении с 1 января 2005 года адвалорной ставки НДПИ при добыче нефти вновь возникнет проблема применения вертикально-интегрированными компаниями внутрикорпоративных цен для целей исчисления данного налога, что, в свою очередь, приведёт к резкому сокращению поступлений в бюджет.
Но ведь похожая ситуация и в табачной промышленности. Табачные компании тоже имеют возможность продавать свою продукцию не напрямую дистрибьютеру, а собственному торговому дому. Поскольку базой для исчисления налога служит отпускная цена предприятия, то путём её занижения можно минимизировать налоговые отчисления в бюджет. Разница, по сравнению с нефтяной промышленностью, лишь в масштабах недоплаты налогов в федеральный бюджет. Ее механизм сегодня уже узаконен в виде комбинированной ставки акциза. Но мы, вероятно, не настолько богатая страна, чтобы из запланированных на 2003 год 20 млрд. рублей акцизных поступлений от табачной промышленности отдавать примерно 1 млрд. рублей в карман <капитанам> табачного бизнеса.
Когда Государственная Дума обсуждает проект федерального бюджета на очередной финансовый год, правительство с жаром бьётся за экономию государственных денег. В данном же случае нас просто удивляет беспредельная щедрость!
Надо быть последовательными и отменить комбинированную ставку акциза на сигареты, установив исключительно специфические ставки. Мы, законодатели, поможем правительству принять верное решение.