Малому бизнесу в России, можно сказать, уже 15 лет (закон о кооперации появился в 1988 году). Однако, как показывает практика, его положение за это время не только не улучшилось, но, скорее, ухудшилось. Как живется сегодня малым предпринимателям, какие проблемы приходится решать? Об этом в интервью корреспондента <ДП> с заместителем председателя Комитета по бюджету и налогам, лидером партии <Развитие предпринимательства> Оксаной Дмитриевой.
- Оксана Дмитриевна, вы знаете проблемы малого бизнеса России изнутри. Можно ли его сравнивать с малым бизнесом развитых европейских стран?
- Сравнивать можно, только, к сожалению, не в нашу пользу. Если судить по количеству, то 99 процентов всех предприятий в Германии предприятия малого бизнеса. Если по их количеству на тысячу жителей то в США, например, их 74,2, а у нас 5,65. В 13 раз меньше. В странах Европейского союза на 1000 жителей 45-49 предприятий, в Германии 37, Великобритании 46, США 74,2, Японии 49,6, Италии 68. Доля занятых на малых предприятиях от общей численности работающих в Германии, Великобритании, Франции, США порядка 50 процентов. В Италии 73, Японии 78. У нас 13 процентов.
Несмотря на то, что за 15 лет малое предпринимательство уже могло бы развиться, ситуация ухудшается. Численность занятых в этой сфере за последние 10 лет сократилась в два раза и не растет. Сохраняются, в основном, те, что были созданы в начале 90-х годов. Причина в неблагоприятном налоговом климате и административных барьерах, огромном количестве взяток, требуемых для сохранения бизнеса, поборах криминальных структур. На фоне многочисленных деклараций о поддержке малого бизнеса реально ничего не делается. Поэтому ситуация в этой сфере в целом неблагоприятная.
- Какова ее структура?
- Большинство предприятий занимается торговлей и общественным питанием. За ними следуют 14 процентов строительные, 15 промышленные, 3 научные предприятия и структуры, занимающиеся обслуживанием последних. К сожалению, очень мало развиты наукоемкие предприятия, а ведь могли бы развиваться: наука, по сути, инновационное предприятие, и форма малого бизнеса к нему хорошо подходит. Любая идея рождается в отдельной голове. Научные коллективы бывшие лаборатории, сектора легко могли бы превратиться в малые предприятия, если бы государство отдало им хотя бы ту собственность, которая за ними числилась: офисные помещения, лабораторные, испытательные стенды. Однако этого не произошло. В результате большинство научно-исследовательских институтов отдано или перепрофилировано.
Так что развиваются, в основном, торговля и общественное питание. Там хоть как-то действуют специальные налоговые режимы. В остальных отраслях они в принципе действовать не могут, поскольку не решены налоговые проблемы. Из-за этого строительные и промышленные предприятия, реализующие свою продукцию юридическим лицам, практически не могут пользоваться упрощенным режимом налогообложения.
- А как живется в России семейному бизнесу?
- Так же плохо, как и остальным видам малого бизнеса. Семейный бизнес очень хорошо приспособлен для предприятий торговли, общественного питания, но в России вы практически не найдете семейных ресторанчиков, кафе, гостиниц, Потому что семейный бизнес это небольшое количество занятых. А у нас одна бухгалтерия у малого бизнеса такая, что ей обязательно должен кто-то заниматься. Кто-то должен околачиваться в бесконечных структурах, вышибать разрешения, улаживать нескончаемые вопросы и так далее. Реально малым и мельчайшим предприятиям а семейный бизнес именно такое предприятие очень плохо. Мы во всем стараемся копировать Запад, хотим жить, как на Западе. Но ничего для этого не делаем.
Что касается бухгалтерии, то там масса вариантов упрощенных режимов. Во всех странах для индивидуальных предприятий без образования юридического лица создана вообще очень легкая бухгалтерская отчетность. Они в этой системе и развиваются.
- Повысилась ли деловая культура предпринимателей?
- Безусловно, хотя высокий уровень налогообложения и заставляет их уходить в тень и скрывать часть оборотов. На этом развивается своеобразная деловая культура, когда все держится на честном слове. Когда огромные деньги выдаются наличными без расписок. Если раньше приводили в пример честное слово купца, то сегодня то же самое можно сказать и о слове нынешних предпринимателей, на честном слове которых держится половина финансового оборота страны. Без суда, чиновников, налогов Нужно объективно смотреть на вещи. Я считаю, что этика у нашего бизнеса очень высокая, если учесть, что половина его в тени.
- Что сегодня влияет на развитие и банкротство малого предпринимательства?
- Что угодно. Например, очень большая проблема для МП аренда. Ты арендовал помещение и вложил в бизнес много средств. Вдруг повышается ставка арендной платы, либо по каким-то причинам тебе ее не продлевают, и ты автоматически становишься банкротом. Если говорить о требованиях вообще, то они у нас везде настолько завышены, что по нормам ни жить, ни выжить невозможно. Обязательно что-то нарушишь. Объективные причины объективные характеристики рынка тоже могут быть причиной банкротства.
- Чиновник по-прежнему <душитель> или стал другом предпринимателя?
- Думаю, можно привести поименный список чиновников друзей предпринимателей. Потому что таковых не так много. А ведь от чиновников очень много зависит. Для сравнения: Санкт-Петербург и Ленинградская область. В Санкт-Петербурге всегда очень плохо работал департамент, занимающийся вопросами малого бизнеса. Не отстаивал интересы малых предпринимателей и не пытался решать проблемы, с которыми они сталкиваются. Хотя, в целом, город больше приспособлен для развития малого бизнеса, чем село: наличием спроса, квалифицированными кадрами и так далее. Однако в Ленинградской области человек, стоящий во главе Комитета по поддержке МП, привержен идее развития малого предпринимательства, поэтому вопросы, которые можно решить, решаются. В этом чиновнике предприниматели действительно видят своего друга и защитника. Так что очень многое зависит от политической воли. Но в целом, к сожалению, ее нет.
- Госдума приняла закон о системе госслужбы. Готовятся еще несколько законов. На ваш взгляд, они смогут уменьшить <аппетиты> чиновников и избавить предпринимателей от излишней <опеки>?
- Не берусь судить о действенности нормативных актов о государственной службе. Считаю, что прежде всего это может сделать разумная налоговая политика, при которой предприятию не будет смысла прятать обороты. Затем прозрачность отношений предприятия и чиновников всех рангов и структур. Необходимо проследить цепочку взаимоотношений, выявить все звенья, мешающие развитию МП: пожарники, Спецэнергонадзор, арендодатели и так далее, <выдавливать> их и решать проблему за проблемой.
Что касается чиновников, то чиновничество в России сверху донизу хуже некуда. Оно вообще не нацелено на решение вопросов. Не только на решение проблем малого бизнеса. Меня это удивляет безмерно. Если вопрос можно решить, почему бы этого не сделать? Иногда я с удивлением смотрю, когда кто-то из чиновников, министров вдруг начинает решать вопрос, а не отфутболивать его. Ведь проблемы оказываются решаемыми, если начать это делать.
У них нет установки на решение вопроса и нет установки на оценку чиновника по позитивному результату. Допустим, кто-то отвечал за поддержку малого предпринимательства или за реформу упрощенной системы регистрации. И то и другое провалилось в полном объеме. Все признают, что затраты времени, средств и сил у предпринимателей возросли при переходе регистрации в Министерство по налогам и сборам. Следовательно, <авторы> должны ответить за отрицательный результат, уйти в отставку.
Чиновников следует оценивать по конечным результатам. Сделайте мониторинг по регионам, посмотрите, где малый бизнес развивается, проанализируйте, почему. Разберитесь и в том, что мешает его развитию в других регионах. И сделайте правильные выводы. У нас же оценка работы подменяется характером личных отношений: лояльный не лояльный, друг не друг, земляк не земляк, угодный не угодный и так далее. О каком хорошем чиновничестве может идти речь, если не работает система объективных критериев? А надо сделать, чтобы заработала. Это заставит чиновников вести себя совершенно по-другому.