Недавно в Москве состоялось совещание руководителей саморегулируемых организаций, на котором было принято решение объединиться. Новая структура получила название Российский Союз саморегулируемых организаций. Основная задача Союза создание цивилизованного рынка услуг арбитражных управляющих, формирование общественного мнения вокруг процедур банкротства, повышение государственной ответственности арбитражных управляющих при осуществлении антикризисного управления. Закон <О несостоятельности (банкротстве)> вступил в действие осенью прошлого года. Это одно из самых важных событий в российской экономике за последние несколько лет. По важности воздействия на экономику, инвестиционные процессы, пополнение бюджета многие специалисты считают его даже более значимым, чем законодательство о приватизации.
Однако мнения о нем неоднозначны. Одни экономисты полагают, что закон орудие криминала, используемое для хищнического захвата государственной собственности. Другие что это рычаг действенного прорыва в рыночную экономику. Как бы то не было, но время показало, что закон кардинальным образом меняет процедуру применения одного из основных экономических и правовых инструментов рыночной экономики - банкротства. О том, насколько он нужен и важен для развития реформ в стране - тема беседы корреспондента <ДП> с одним из разработчиков закона, заслуженным юристом РФ, председателем совета Союза арбитражных управляющих России, депутатом Государственной Думы РФ ЮРИЕМ КУРИНЫМ.
- Юрий Геннадьевич, в странах, где рыночная экономика существует давно, нет негативного отношения к понятию <банкротство>. Изменилось ли мнение о процедуре банкротства у наших соотечественников за время действия российского законодательства?
- Не надо думать, что для России это понятие ново. Дореволюционная Россия имела очень развитое законодательство о банкротстве. Закона не было, были различные уставы и положения, которые полно и прогрессивно, с точки зрения капиталистических отношений, регламентировали процедуру применения санации либо ликвидации несостоятельных предприятий. Это признавали и зарубежные ученые. Интересный факт: <ленские расстрелы> на золотых приисках в городе Бодайбо Иркутской области произошли в 1912 году по простой причине: арбитражные управляющие, которым было поручено проводить процедуру банкротства на некоторых ленских золотодобывающих предприятиях, злоупотребляли своим положением, нарушали очередность удовлетворения требований кредиторов, а самое главное - не выплачивали заработную плату рабочим. Это вызвало социальный взрыв и привело к печально знаменитым <ленским расстрелам>, ставшим провозвестниками революционных событий в царской России.
Советская система, к сожалению, не знала института банкротства, поскольку плановая экономика отрицает такой рыночный механизм. Когда в России начались реформы и стало развиваться законодательство о рыночной экономике, многие специалисты в области права, политики, не только коммунисты или сторонники левых взглядов, но и люди с умеренными взглядами на рыночную идеологию, бизнесмены выступали против института банкротства. Однако последний закон о несостоятельности и банкротстве, третий за последние 10 лет, уже не вызывал в Государственной Думе неприятия по политическим причинам. Даже коммунисты, хотя и возражали против некоторых его положений, не отрицали институт банкротства как правовой и финансовый инструмент рыночной экономики в целом.
- В каких условиях проходила его разработка?
- Работать над законом было чрезвычайно сложно. Сначала над ним трудилась группа депутатов в Комитете Госдумы по собственности, затем неформальная группа, в которую вошли специалисты Высшего арбитражного суда, Федеральной службы о несостоятельности и банкротстве, лидеры в области арбитражного управления современной России. На третьем этапе Министерство экономического развития и торговли.
В Думе его обсуждение стало событием. Такого напряжения у депутатов, специалистов и экспертов, многочисленных лоббистов я не встречал никогда. Так называемые ночные бдения, когда заседания комитетов и комиссий длятся до глубокой ночи, бывают только при обсуждении закона о бюджете. Так вот, при рассмотрении законодательства о банкротстве заседания комитетов и комиссий Госдумы продолжались далеко за отведенное для этого время. Даже в выходные дни, бывало, засиживались до 2-3 часов ночи.
В целом разработанная Госдумой концепция закона была сохранена.
- Какие изменения произошли в новом статусе арбитражных управляющих?
- Сейчас предусмотрен иной статус объединения управляющих. Раньше в саморегулируемые организации (СРО) могли входить как арбитражные управляющие, так и специалисты, имеющие какое-то отношение к процедуре банкротства: оценщики, аудиторы, риэлторы, представители банков, представители фондов имущества, ФСФО и так далее. Теперь в них могут войти только физические лица, имеющие статус арбитражных управляющих. А объединение может быть только саморегулируемым. Такие организации получают от государства значительные полномочия.
Замысел разработчиков заключался в том, чтобы повысить ответственность арбитражных управляющих. Для этого введены дополнительные требования: наличие опыта руководящей работы, отсутствие судимости за корыстные преступления, членство в организациях со статусом СРО и, главное, страхование рисков своей деятельности.
Еще недавно, например, горничная гостиницы <Космос>, окончившая институт иностранных языков, могла получить лицензию и <стать> арбитражным управляющим. В стране действовало огромное количество арбитражных управляющих, квалификация лишь незначительной части которых соответствовала высоким требованиям этой профессии. Сейчас управляющие, подтверждая квалификацию, должны обязательно повышать профессиональный уровень в течение всего периода своей деятельности.
Последние полгода деловая и политическая элита страны пристально следила за развитием событий в свете принятия закона <О несостоятельности (банкротстве)>. Наиболее значимым фактом, с точки зрения упорядочения экономических процессов, стало создание сети саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Но жизнь сложнее и противоречивее даже самого умного закона. Мы видим, что недобросовестные граждане нередко используют закон в корыстных целях. Поэтому, считаю, долг законодателей, правоохранительных органов адаптировать его к сложным российским условиям и не допустить накала страстей, способных привести к новым <ленским расстрелам>. Закон разрабатывался, чтобы созидать, а не разрушать экономику.