TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.07.2020
12:43

Не дикость

    Я уже давно живу на свете и помню, - это было в середине 50-х годов, - как джаз стал проникать в жизнь нашего провинциального города, как джаз считали аморальным и как . . .

01.07.2020
09:12

Абракадабра

    Вот, как ругали в СССР такую гравюру. Фаворский. Ф.М. Достоевский. 1929. "Как сентиментально-бытовую картинку воспринимали они, например, монументально-суровый . . .

30.06.2020
08:43

В порядке исключения

    Вообще-то я боготворю разборы художественных произведений, отталкивающиеся от элементов этих произведений. Но в случае с символистом Сапуновым я сделаю . . .

29.06.2020
20:35

У меня проблема

    У меня проблема. Две проблемы. – Одна – я взялся за очень тонкое дело, толкование произведений искусства, и хочу это донести до довольно далёких от искусства . . .

27.06.2020
18:46

А ведь я ошибся

    А ведь я ошибся с Юоном и тут, и тут. Благо, ошибки – учат, если в них признаваться. – Ни он авангардист, злящийся на крестьян, принявшихся восставать против . . .

26.06.2020
15:42

Это начётничество?

    Когда спрашиваешь поисковик: “начётничество”, - открывается такая запись: "Начётничество — в старообрядческой среде — начитанность, учёность, любовь к . . .

25.06.2020
09:50

Я начинаю читать...

    Бывают странные сближенья. Пушкин. Я начинаю читать исторический роман “Генерал и его семья” (2017) Тимура Кибирова что из большого списка кандидатов на премию . . .

24.06.2020
16:09

Грусть-тоска меня съедает

    Я несвободный человек. И это грустно. Свободным я б был, если б брался писать только о тех картинах, которые мне невольно бросились глаза. Я бывал свободным, посещая . . .

23.06.2020
10:06

Прочтение

    Всё будет по-старому. Чехов. Дядя Ваня. Ну вот зачем, давая панораму сада в телевизионной версии спектакля 1986 года “Дядя Ваня” БДТ в постановке режиссера . . .

21.06.2020
10:51

Революционная эволюция

    Знаете, что такое готтентотская мораль? "Миссионер: Ты знаешь, в чём разница между добром и злом? Готтентот: Конечно. Добро — это когда я украду чужой скот и чужих . . .

20.06.2020
15:24

Господи, я ни с чем не могу согласиться!

    Что ни пишут о Павле Кузнецове – меня не устраивает. Вот слова Эфроса: "Изучение кузнецовских образов на самом деле обнаруживает в них надтреснутость, или . . .

17.06.2020
15:15

Беззаконная комета

    Тяжело быть не таким, как все, даже если давно инакость эту в себе чувствуешь. Одна надежда – что все когда-нибудь станут такими. А пока – тяжело. Одна из таких . . .

16.06.2020
17:25

Что меня злит

    Что меня злит у большинства пишущих об искусстве? – Лялякание. Общие слова, не привязанные к “тексту” произведения. Вот, например, что пишет один о знаменитом . . .

14.06.2020
20:44

Пашинин пашет

    Именно пашет, а не летает, как поэт. Я пишу о басне Пашинина “О биологическом детерминизме" (2020). Я б не писал, да меня попросили. Почему я б не писал? Потому что моё . . .

13.06.2020
09:48

Земля плоская, непосредственно глядя. Но это не доказательство.

    Это – продолжение сочинённого тут. Я там, сославшись на принципы, дал их мало. Больше козырял непосредственностью переживания. Вот и результат получился неполным: . . .

12.06.2020
17:12

Дню России посвящается

    . Русская исключительность. Но я люблю - за что, не знаю сам – Ее степей холодное молчанье… Лермонтов. Я пишу только то, что могу назвать новизной, даже не будучи . . .

11.06.2020
13:29

Останавливает внимание

    По-моему, такая картина останавливает внимание. Чехонин. Иллюстрация к „Фауст и Город“ А. В. Луначарского. 1918. Чем? Какой-то симфонией, торжествующей . . .

10.06.2020
10:19

Битэ-дриттэ, фрау-мадам

    За какими-то непостижимыми ассоциациями я влекусь… Заглавие – от фамилии Бритов. Художник такой. Почти непримечательный. Я его картины рассматривал в интернете под завывания первого канала российского телевидения по поводу всегдашней украинской несостоятельности (до второго тура выборов Порошенко-Зеленский оставалось 5 дней). Гнобили Мазепу, украинские причитания о сожжении Батурина, вечное предательство Украины, Хмельницким – Польши, Мазепой – России. Второсортным выглядел народ, которого и впрямь второсортным считали все, владевшие им на западе – румыны, австро-венгры, поляки. Что довело, по-моему, крайних украинских националистов до исключительной жестокости и моральной низости по отношению к чужим народам.

    А Бритову “на таком фоне” можно было почти ничего особого в живописи не делать, а слава России – сло`ва не нахожу… Гремит… Ну какое же гремит, когда едва ли не тишина воспевается.

    Бритов. Ранняя весна. 1963.

    Там, вон, ручей журчит – какая тишина. И вообще не про тишину думать, когда весна дышит. Не знаю. Невыразимо. А потому – сверхтонко. Что-то громадное чуется. Просыпается аж Природа. На заглавные буквы тянет. Благо – в слове Россия можно не стесняясь заглавную применять. – Надо же… Такая тусклятина, а такое ЧТО-ТО где-то в груди…

    Я такое пережил раз как раз на Украине. Я жил в маленьком городе Ромны, Сумской области. Это в 80-ти километрах от злосчастного Батурина, который сжёг Меньшиков (правда, вместе с украинцем Иваном Носом). И было мне лет 8. Я был, вообще-то послушным мальчиком, маменькиным сыночком меня называли (я был полусиротой и не хотел маму удручать плохим поведением). Но один раз весна, видно, во мне взыграла, и я удрал из школы и пошёл домой кружным путём, спустившись к речке, Суле. На ней лёд ещё не начал вскрываться. Но льдины косо торчащие у берега я почему-то помню. И никакими словами не передать то чувство свободы, которое я переживал.

    Горе Украине, что её история так сложилась, что я (правда, где-то с 10 лет ставший чувствовать себя русским, тогда же перестав на Украине жить) не ассоциирую теперь журчание ручья в снегу с Украиной, а ассоциирую это с великой Россией, когда смотрю на картину русского художника.

    Меня 10-летнего перевезли жить в Литву. И там я озорничал покрепче – ходил по здорово широкому Неману, по потрескавшемуся льду. Но родиной Литву я не чувствовал. Родиной, как оказалось – по запаху осоки – я чувствовал Украину. Но – как такую часть СССР. Ну и того чувства свободы я больше как-то не пережил вне Украины. В общем, при рассматривании нарочито напритязательной картины Бритова я переживаю – парадокс – величие России, не Украины.

    Сделаем эксперимент. Посмотрим на картину украинского художника, тоже нарисовавшего раннюю весну.

    Васильковский. Ранняя весна. 1900-е.

    Совершенно не то! Где та безмерная свобода, ассоциирующаяся с Россией (да свобода, воля, связанная с легендарной бескрайностью России; где-то читал про молчаливый договор народа и власти: кто из крепостных удрал – его не ищут, потому что не найдут в такой шири; про великие сибирские стройки вспомните, кто может; я – подумывал было уехать). – У Васильковского, наоборот, заземлённость на хозяйство, а не вольный полёт. Что и соответствует, кстати, разнице менталитетов русского и украинского. Русский я обозначаю сокращённой мною цитатой из Феофана Затворника: “Дело не главное в жизни. Главное - настроение сердца”. А у украинца обратно: дело – главное.

    Возьмём другое полотно.

    Горобец. Ранняя весна. 1968.

    Похоже на моё удирание из школы и поход домой кружным путём – Но не то. Тут какой-то уют. Хотя бы потому, что девочек двое. Нет переживания огромности происходящего. Соразмерного такой стране, как Россия. Тут – проза, хоть неба много. А у Бритова – полёт, хоть неба совсем нет.

    И, кажется, понятно, в чём дело. – В невнятности живописуемого у Бритова. Чуть не беспредметности. Оттого – свобода и великое. Самодовлеющее. Но – со вкусом.

    А украинское у русского шовинизма – это образ безвкусия. И оттого, наверно, я – а я человек интуиции – назвал статью, пусть и звукоподражательно фамилии художника, но - цитатой из “Свадьбы в Малиновке”. В которой русские, авторы оперетты и фильма, ласково унижают украинское. При том, что и в самом деле Германия по-украински - Німеччина – от праславянского "němъ “немой, неспособный говорить на понятном языке”” (Википедия). Россия-де, всё-таки ушла от древности в именовании страны, а Украина нет. Что перекликалось с унижающим Украину упомянутым телевизионным “фоном” рассматривания картин Бритова.

     

    Кажется объяснимым, что Бритов не удержался на скромности и невнятности изображаемого.

    Бритов. Март. Гости приехали. 1996.

    Он же живописец. Почему духоподъёмность красками не прокричать.

    Но когда!?. Когда страна так называеморго коммуниста Зюганова в президенты чуть не выбрала от отчаяния из-за радикала Ельцина…

    Но "Опыт истории говорит, что гитлеры приходят и уходят, а народ германский, а государство германское остается” (Сталин. https://petroleks.ru/stalin/15-64.php).

    То же и с Ельциным по Бритову. – Гимн санно-лошадной России как символу традиционализма, то и дело выступающему на передний фронт Истории.

    И тут Украину жалко. Не чует она, порываясь теперь в принципе к Комфорту-Западу (по пути провал в нищету – не в счёт), что это – к смерти человечества порываться. Смерти из-за перепроизводства и перепотребления.

    16 апреля 2019 г.

09.06.2020
09:01

Пленительно

    Я читаю книгу, которая есть как бы насмешка надо мной. Это “Крук” (2016) Бердичевской. Я аж вспоминаю… стыдно сказать… как я наткнулся на опус моей дочки-школьницы . . .

08.06.2020
12:19

Принципиальность

    Принципиальным быть трудно и легко. Трудно – потому что надо беспрерывно отстаивать свои принципы, а жизнь их с неиссякаемым упрямством пытается опровергнуть. А . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100