TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.03.2017
16:44

Всё возвращается.

    Когда-то, - и помню, что взял это у Луначарского, - я высшим в искусстве считал идеологическое искусство. И потом к нему, как более низкое, пристроилось в моём . . .

11.03.2017
14:48

Загадка.

    Признаюсь, хотела набежать слеза, когда я прочёл в “Макаре Чудре” (1892) Горького: "А мы смотрели. Лежала Радда, прижав к груди руку с прядью волос…”. Столкновение . . .

09.03.2017
12:13

Как понимать непонимаемое.

    Я читаю “Двойника” (1846) Достоевского и недоумеваю: что б могла означать эта несусветная выдумка – до натурализма описывать то ли сумасшедшего, то ли не знаю, что . . .

01.03.2017
12:00

Я в восторге.

    Я в восторге от чтения. Читаю Минаева. “Мягкая ткань” (2015). И вот в этом месте: "Люди стояли порой в ожидании чего-то целыми часами. Конечно же, это было ожидание . . .

26.02.2017
21:59

Антигомбрих 1.

    Начну с признания. Мне показалось скучным просто читать книгу Гомбриха “История искусства” (1950). И я решил, читая, с ним спорить, если захочется. А захотелось с . . .

20.02.2017
15:01

2-я премия "Большой книги" 2016 года.

    ,Казалось бы, ого что, а я боюсь об этой книге, "Авиатор", писать. – Почему? – Потому что недавно я написал о книге, получившей 1-ю премию, не признав книгу . . .

06.02.2017
14:44

Безнадёжно?

    С такого названия (но без вопросительного знака) я начал писать заметку о художнике Криволапе, решив попробовать с ним разобраться, когда впервые наткнулся на . . .

05.02.2017
22:45

Оно?

    Всё познаётся в сравнении, говорят. С другой стороны, аналогия относится к индуктивным методам познания… А я пишу попытку познать. И индукция "не гарантирует… . . .

03.02.2017
16:02

Опять.

    Кому что болит, тот о том и говорит. Мне – скучно. Я даже часто вспоминаю об отце школьного соученика. Тому больше 100 лет, и он жалуется, что у него нет денег поехать в . . .

31.01.2017
18:45

Ошибки учат.

    Я столько написал о Булгакове, что не уверен, стоит ли ещё о нём писать. Великий (для меня, по крайней мере) Гуковский считал, что все частности произведения . . .

25.01.2017
12:16

Напропалую...

    Почему Апухтин – не второй Пушкин? День ли царит, тишина ли ночная, В снах ли тревожных, в житейской борьбе, Всюду со мной, мою жизнь наполняя, Дума все та же, одна, . . .

23.01.2017
15:50

Когда сразу всё понятно.

    Я как-то открыл роман “Новь” Тургенева, стал читать и тут же бросил. Не из подсознания писано. Тенденциозно. Почему я так решил? Пожалуйста: "…лет двадцати семи, . . .

22.01.2017
12:36

Фантазия.

    Со временем я стал себя пугать чаще. Своим якобы могуществом. Да. Представьте себе. Хилый такой человечек – и… Первый раз, помню, это случилось… После двадцати . . .

18.01.2017
14:24

За Исаакий обидно!

    Âсё начиналось безобидно. У меня прорезалась склонность рассказывать пацанам, что я прочёл. Раз. Два – это в школе плохо преподавали литературу и хорошо – физику. И совсем немыслим был урок образности. Из-за восторга от естественной науки, умеющей открывать скрытые законы природы, мне пришло в голову так же доподлинно узнать когда-нибудь самостоятельно, почему именно гений, скажем, художник Леонардо да Винчи. – Я стал читать трудные книги. Мне повезло. Я наткнулся на две, копавшие очень глубоко. Они открыли и секрет, почему преподавали литературу плохо. Впоследствии (не без вмешательства привычки копать глубоко) до меня дошло, что и государственная политика в СССР была тоже виновата. Воспитывали физиков, а не лириков. От первых зависело, существовать государству и народу или не существовать под дамокловым мечом ядерной войны. Впрочем, эта проблема была и с самого начала образования государства, образованного под влиянием ошибки Маркса, победившего в XIX веке в споре с Прудоном, говорившим, что к коммунизму надо идти, в общем, мирно, а не силой. Дальше во мне сработало чутьё, что человечеству грозит смерть от неограниченного материального прогресса из-за перепроизводства и перепотребления. Я Маркса и в том виню (раз он гений), что он не сообразил про такую перспективу. Но то стало потом. А до того я подучился эстетике и принялся рассказывать (писать, сперва для знакомых и в стол, тем паче, что тоталитаризм не давал размахнуться), - стал рассказывать вещи типа, почему именно художник имярек – гений. Одна из двух упомянутых книг совершенно не применялась, хоть она и была революционная, в науке об искусстве ("Психология искусства" Выготского). Оттого я, получалось, пахал целину и получал столько положительных эмоций, что это меня навело на мысль, что жизнь в искусстве (автором или восприемником) может стать содержанием существования человечества в будущем. То будет коммунизм. Потому что только его лозунг "каждому – по РАЗУМНЫМ потребностям!" способен спасти человечество от упомянутой смерти. Ну и кажется очевидным, что такое спасение возможно только в конце эры Потребления. Это будет в этом веке, наверно, ибо уже сейчас в Швейцарии провели референдум, нужен ли гарантированный доход. Они ответили: НЕТ. Они ещё под чарами Потребления. Но чары продлятся недолго, хоть им затопление территории от изменения климата не грозит. Под всеобщим страхом мыслим мирный переход к коммунизму. А сто лет назад была сделана ошибка.

    Обидно – ладно. Но и ошибившись можно было в СССР догадаться, что делать нового человека можно только акцентируя гуманитарную сферу, пусть и живя в режиме осаждённой крепости. Мало было гнобить религию. Надо было взамен повышать культуру. Я б хотел, чтоб в программу максимум включили то, до чего позже додумался я: что будущие люди смысл существования будут видеть в жизни в искусстве. Оно потрясает всего человека, вплоть до подсознания. Никакой спорт, увеселение или наркотик не сравнятся по сладости переживания.

    В том же Исаакиевском соборе повесили маятник Фуко. Это было, конечно, здорово. Ненароком намекалось на разницу скрытостей: законов природы и существования Бога. Верность первых подтверждалась проверкой (как вращение Земли вокруг оси доказывалось поворотом плоскости качания маятника Фуко из-за закона, что плоскость качания маятника в абсолютном пространстве не изменяется), а верность второго предлагалось просто не подвергать сомнению, что плохо выглядело рядом с опытом Фуко.

    Но то был акцент на материальное. Из-за него (ну и из-за менталитета: "Дело не главное в жизни. Главное – настроение сердца") и произошла реставрация капитализма. Работать не хотелось, а жить, как на Западе, хотелось. Вот и…

    А нужен же был – в том же Исаакиевском соборе – ещё и гуманитарный акцент.

    Собор же полон произведений религиозного искусства, призванного усиливать религиозное переживание. А как это достигается? Поучением. Что скучно для современников, уже более 200 лет живущих в так называемой художественной эре. Она характерна испытанием сокровенного, а не поучением. Поучение достигается образами. Иносказанием. Например, сверхценность потусторонней жизни на небе – золотым цветом неба (а не голубым) в той же фреске, скажем, "Святой Дмитрий, царевич Угличский" (безгрешным мальчиком же покинул он этот свет, зарезанный людьми Годунова, и на небо попал). А испытание достигается иначе: дразнением, противоречиями. В "Явлении Христа народу", например, какое ни почтение оказывают персонажи Иоанну Крестителю, указывающему на Христа, никто Христа не видит! Александр Иванов хотел сказать этим противоречием, что сомнительна вера в Бога, когда забрезжил сенсимонизм как спасение человечества. Представляете, какое воздействие – при соответствующей наводке – оказывает Александр Иванов при намёке, что правее были Сен-Симон и Прудон, чем Маркс, как пойти к коммунизму. И пусть-де мы ошиблись и теперь надо ежедневно физически, так сказать, драться за само существование государства, но зато мы знаем об ошибке и спасаем дело хоть тем, что переделываем человеческую душу в неспособную к реставрации капитализма, который манит своими материальными благами. И поэтому фрески Исаакия – ерунда, прикладное искусство по сравнению с бОльшим искусством, неприкладным, общающим подсознание автора (Ал. Иванов хоть и интересовался сенсимонизмом, хоть и ездил к Герцену, теоретику крестьянского социализма, но не осознавал, какой идеал вдохновляет его рисовать свою картину) с подсознанием восприемника (у того тоже никакой мысли о коммунизм не возникает в голове, когда он смотрит на неявление Христа нарду).

    Обидно стало за Исаакия советских времён за потерянные возможности по созданию новых людей. Тем более обидно, что нынешняя передача его РПЦ символизирует движение по пути игнорирования отделения церкви от государства, записанного в конституции. Написано – одно, а делается – другое, мол. И всё больше вмешивается церковь в светскую жизнь.

    И на что нацеливает?

    Что на традиционные ценности, в том числе и на отказ от перепотребления, то хорошо. То спасёт человечество не в той жизни, бестелесной, а в этой – от смерти, упомянутой выше. Но можно ж в Конституцию РФ внести национальную идею-максимум (мессианскую, что и подстать менталитету народа): подача идеи человечеству, что спасение – в коммунизме. Безрелигиозная национальная идея. Религиозная не может служить призывом многоконфессиональному человечеству. И даже самой России, многоконфессиональной и, в большинстве, атеистической по большому счёту. Клерикализация России – шаг назад.

    Потому Исаакий надо РПЦ отдать, но в Конституцию РФ внести безрелигиозную национальную идею.

    Иначе обидно за Исаакий.

    17 января 2017 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
337948  2017-01-18 14:35:26
Константин
-

16.01.2017
21:30

Очертя голову.

    А что? Вдруг кривая вывезет? Вдруг мысль, что идеал – штука инерционная и долго пребывает в душе художника, правильная. И вдруг слова мои, написанные в связи с . . .

15.01.2017
15:46

Не пiддамся, хоч...

    Это я лезу на рожон: ницшеанец, мол, Суриков всегда, раз до того (см. тут) и после того (см. тут и тут) был он ницшеанцем. Подталкивает меня некий Алексей Васин, . . .

08.01.2017
12:38

Домысел о замысле.

    "Мистерии” (1892) – это второй роман писателя после “Голода” (1890), где Гамсун уже (см. тут) проявил себя ницшеанцем. – Спрашивается, зачем выражать такой идеал . . .

07.01.2017
20:44

Наблюдение.

    Уважаемый читатель, призываю вас к терпению. Я хочу написать статью, как пазл ребёнок складывает. Только он знает, что складывает, а я не знаю. Чувствую, что мне надо . . .

06.01.2017
12:30

Беда. - Беда?

    Беда: не знаю, что внятного сказать о художнике Ващенко. Ващенко. Возера Свіцядзь. 2009. Х. м. Сказать, что с рыжими волосами женщина в старинном плаще со свечёй в руке . . .

03.01.2017
16:56

Новый реализм!

    Нетребо, - своим рассказом “Закрывай” (2017), - заставил меня пересмотреть для себя определение реализма. Каким оно было до сегодняшнего дня? – Реализм – это . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100