Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
31.01.2017 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.01.2017 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23.01.2017 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22.01.2017 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18.01.2017 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.01.2017 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15.01.2017 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
08.01.2017 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
07.01.2017 |
Наблюдение. Уважаемый читатель, призываю вас к терпению. Я хочу написать статью, как пазл ребёнок складывает. Только он знает, что складывает, а я не знаю. Чувствую, что мне надо её начать писать, чтоб самому понять, что меня заставляет. Частицы, меня побуждающие разные. Вчера я прочёл в конце одной неоконченной статьи Чаадаева: "Есть один факт, который властно господствует над нашим историческим движением, который красною нитью проходит чрез всю нашу историю, который содержит в себе, так сказать, всю ее философию, который проявляется во все эпохи нашей общественной жизни и определяет их характер, который является в одно и то же время и существенным элементом нашего политического величия, и истинной причиной нашего умственного бессилия: это - факт географический” (http://www.yabloko.ru/Themes/History/Chaadaev_apologia.html). Вспоминается также давнее интервью какого-то телекорреспондента у прохожих… Он спрашивал у прохожих что-то типа, хотят ли они, чтоб Россия была маленькой. И они поголовно все отвечали отрицательно. И наоборот, как один русофоб издевался над фотографией Земли, сделанной с Луны: "Ну как? Мала Рашка?" Где-то на днях мелькнуло, что митрополит Илларион ещё задолго, за века до падения Византии, провозгласил Святой Руси миссию хранить православие вплоть до конца света. А вчера я ввязался в спор с человеком, очень красиво выразившемся о проявившейся сути народной в 3-х миллионном в Москве поклонении мощам (забыл чьим). Я же тускло возразил, что это – пока национальная идея не вписана в Конституцию. И предлагал вписать безрелигиозный традиционализм. Но это – как, а не цель. А я как-то не сказал, что имею что предложить и для цели: мессианскую задачу России своим советом отвратить человечество от смерти из-за материального прогресса – мирно, вседоговором принять коммунистический девиз: “каждому по РАЗУМНЫМ потребностям!”. И вчера же наткнулся на цитату из письма с фронта какого-то немца, дескать пленных не берём, потому что русские дерутся до последнего человека. И изумлялся он, что, например, 5 солдат напали на колонну из 800 немцев. – Явно не ради православия геройствовали люди, подумалось, а ради всечеловеческой миссии СССР открыть путь в коммунизм, как в рай на земле. Но главное (я, по крайней мере, люблю всё оформлять как разговор вокруг художественного смысла какого-нибудь произведения искусства), я заметил, что неправильно, кажется, объяснил свои неизменные слёзы и задыхание в одном месте у Чайковского в “Увертюре 1812 год” (см. тут). Я думал, что они – от чрезвычайного испытания терпения. А при недавнем переслушивании оказалось, что – от неожиданности. Название-то увертюры наводит на ожидание проявления сверхсилы России. А оказывается, что там сперва сверхдуховность русская. – Молитвой разряжается чрезвычайное испытание терпения:
Не иначе как неожиданность… Я ж атеист. Разве могло в меня как-то независимо от воли войти переживание красоты церковного пения? Или могло? Я ж его слышал? – Слышал. В фильмах, наверно. Уважительно, не иначе, оно преподносилось. А о религиозном переживании как о неком переживании Абсолюта я неоднократно читал… Вот и… Но как же Чайковский со своими специфическими переживаниями исключительности? Или надо вспомнить понятие модуля из математики… Об огромности ж величины даёт знать её модуль, а не знак (плюс или минус). Зная своё исключительное (таково ницшеанство) переживание как отрицательное, Чайковский вполне мог изживать его (или выражать) сочинением для людей музыки к такой программе, которая для них безусловно положительна. – И всё. А как же с подсознательностью? Я ж в своём экстремизме лишаю произведение названия художественного, раз не обнаруживаю в нём следа подсознательного идеала… Можно ли хоть обмануть себя внятным предположением на наличие такого следа (а это ницшеанство – для не читавшего ссылку тут) в “Увертюре 1812 год”? Моё (выше) предположение о компенсаторной (для автора) функции этого произведения не превращает разве предположение о подсознательном в ноль? Или не превращает? Вполне мыслимо, что Чайковский, создавая это вроде бы произведение прикладного искусства (усиливать переживание торжества), движим был подсознательным ницшеанством. Художники ж работают через наоборот… Я же движим был, наверно, ещё не вошедшей в сознание известной мыслью, что Россия может быть или великой, или не быть вообще. 7 января 2017 г.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
06.01.2017 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
03.01.2017 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
02.01.2017 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31.12.2016 |
Некоторые картины Вадима Киреева.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23.12.2016 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21.12.2016 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21.12.2016 |
Я живу жизнь или жизнь живёт меня?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.12.2016 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14.12.2016 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13.12.2016 |
Вдруг Михалков зря нападал на Ельцин-центр. Провери.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.12.2016 |
Дуракам полработы не показывают?
|
<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"