TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.03.2017
16:44

Всё возвращается.

    Когда-то, - и помню, что взял это у Луначарского, - я высшим в искусстве считал идеологическое искусство. И потом к нему, как более низкое, пристроилось в моём . . .

11.03.2017
14:48

Загадка.

    Признаюсь, хотела набежать слеза, когда я прочёл в “Макаре Чудре” (1892) Горького: "А мы смотрели. Лежала Радда, прижав к груди руку с прядью волос…”. Столкновение . . .

09.03.2017
12:13

Как понимать непонимаемое.

    Я читаю “Двойника” (1846) Достоевского и недоумеваю: что б могла означать эта несусветная выдумка – до натурализма описывать то ли сумасшедшего, то ли не знаю, что . . .

01.03.2017
12:00

Я в восторге.

    Я в восторге от чтения. Читаю Минаева. “Мягкая ткань” (2015). И вот в этом месте: "Люди стояли порой в ожидании чего-то целыми часами. Конечно же, это было ожидание . . .

26.02.2017
21:59

Антигомбрих 1.

    Начну с признания. Мне показалось скучным просто читать книгу Гомбриха “История искусства” (1950). И я решил, читая, с ним спорить, если захочется. А захотелось с . . .

20.02.2017
15:01

2-я премия "Большой книги" 2016 года.

    ,Казалось бы, ого что, а я боюсь об этой книге, "Авиатор", писать. – Почему? – Потому что недавно я написал о книге, получившей 1-ю премию, не признав книгу . . .

06.02.2017
14:44

Безнадёжно?

    С такого названия (но без вопросительного знака) я начал писать заметку о художнике Криволапе, решив попробовать с ним разобраться, когда впервые наткнулся на . . .

05.02.2017
22:45

Оно?

    Всё познаётся в сравнении, говорят. С другой стороны, аналогия относится к индуктивным методам познания… А я пишу попытку познать. И индукция "не гарантирует… . . .

03.02.2017
16:02

Опять.

    Кому что болит, тот о том и говорит. Мне – скучно. Я даже часто вспоминаю об отце школьного соученика. Тому больше 100 лет, и он жалуется, что у него нет денег поехать в . . .

31.01.2017
18:45

Ошибки учат.

    Я столько написал о Булгакове, что не уверен, стоит ли ещё о нём писать. Великий (для меня, по крайней мере) Гуковский считал, что все частности произведения . . .

25.01.2017
12:16

Напропалую...

    Почему Апухтин – не второй Пушкин? День ли царит, тишина ли ночная, В снах ли тревожных, в житейской борьбе, Всюду со мной, мою жизнь наполняя, Дума все та же, одна, . . .

23.01.2017
15:50

Когда сразу всё понятно.

    Я как-то открыл роман “Новь” Тургенева, стал читать и тут же бросил. Не из подсознания писано. Тенденциозно. Почему я так решил? Пожалуйста: "…лет двадцати семи, . . .

22.01.2017
12:36

Фантазия.

    Со временем я стал себя пугать чаще. Своим якобы могуществом. Да. Представьте себе. Хилый такой человечек – и… Первый раз, помню, это случилось… После двадцати . . .

18.01.2017
14:24

За Исаакий обидно!

    Âсё начиналось безобидно. У меня прорезалась склонность рассказывать пацанам, что я прочёл. Раз. Два – это в школе плохо преподавали литературу и хорошо – . . .

16.01.2017
21:30

Очертя голову.

    А что? Вдруг кривая вывезет? Вдруг мысль, что идеал – штука инерционная и долго пребывает в душе художника, правильная. И вдруг слова мои, написанные в связи с . . .

15.01.2017
15:46

Не пiддамся, хоч...

    Это я лезу на рожон: ницшеанец, мол, Суриков всегда, раз до того (см. тут) и после того (см. тут и тут) был он ницшеанцем. Подталкивает меня некий Алексей Васин, . . .

08.01.2017
12:38

Домысел о замысле.

    "Мистерии” (1892) – это второй роман писателя после “Голода” (1890), где Гамсун уже (см. тут) проявил себя ницшеанцем. – Спрашивается, зачем выражать такой идеал . . .

07.01.2017
20:44

Наблюдение.

    Уважаемый читатель, призываю вас к терпению. Я хочу написать статью, как пазл ребёнок складывает. Только он знает, что складывает, а я не знаю. Чувствую, что мне надо . . .

06.01.2017
12:30

Беда. - Беда?

    Беда: не знаю, что внятного сказать о художнике Ващенко.

    Ващенко. Возера Свіцядзь. 2009. Х. м.

    Сказать, что с рыжими волосами женщина в старинном плаще со свечёй в руке и с диадемой на голове подошла к озеру – это ничего не сказать. Озёр Свитязь есть два: в Белоруссии и на Украине. Про украинское есть легенда. "Колись в цій місцевості були розкішні поля та луки, десятки сіл і величезний замок, яким правила молода княгиня. Однак, прийшла війна, і фортеця була оточена ворогами. Не бажаючи здаватися в тяжку неволю, княгиня звернулася з молитвою до Бога, щоб той захистив її і вірних людей. Як тільки вона вимовила останні слова, замок пішов під землю, а навколо нього розлилися води, потопивши військо агресорів. З тих пір тут і з’явилося озеро, а величні дерева острова нагадують фортечні вежі. Це всього лише одна з десятків легенд, записана Адамом Міцкевичем під час його перебування в цьому чудовому краю” (http://nester-house.com.ua/legenda-pro-poyavu-ostrova-posered-svityazya/). Про белорусское озеро – такая же легенда: "Стоял на этом месте город, прекрасный, как мечта. Но однажды напали эту землю иностранцы. И стар и млад, опоясавшись мечом, пошли драться, остались в городе лишь беззащитные дочери и жены. Уже трещат кованные медью ворота, уже гордые свитязянки готовятся умереть в пламени, чтобы не склониться перед врагом. И тут произошло чудо. Разверзлась земля и поглотила город, не отдали его врагу на поругание. На месте города разлилось озеро невиданной красоты, а на его прозрачной поверхности появились “царь-цветы” - таких больше нет нигде” (http://svityaz-centr.com/ru_info_pub_legend.html). Или такая: "на том месте, где сейчас находится озеро, стоял когда-то город Свитязь. Князь, владевший им, был в союзе с новогрудским князем Миндовгом. Однажды на Новогрудок напали враги. Князь с дружиной поехал на помощь Миндовгу, в городе остались старики, женщины и дети. Среди них была и красавица-девушка, дочь князя. Войска Миндовга и князя были разбиты, неприятельское войско подошло и к городу Свитязь. Тогда перед дочерью князя появился старик и сказал, что превратит город в озеро, а людей в цветы. И город стал исчезать, на месте его появилось озеро с чудесными цветами, которые в народе называют “царями”. С тех пор каждой весной расцветают на озере эти цветы” (http://vodablog.livejournal.com/329239.html). Или такая: "Еще одна легенда гласит, что есть церковь посреди озера, и порой, в тихий день, слышен звон ее колоколов. Располагается церковь по центру озера. Поговаривают, что смельчак один заплыл туда, да и поцарапал свой живот о крест церковный” (http://posmotrim.by/article/ozero-svityaz-mify-i-legendy.html).

    Вот и Ващенко нарисовал какую-то свою легенду. Явно иную, не трагическую. И, возможно, не важно, какую именно. Важно – что что-то скромное. Хоть и сказочное. Но отличающееся от броских сказок соседних народов. Как отличается таинственной непритязательностью сама Белоруссия. – А? Объяснит это бледнопись Ващенко?

    Если я что-то угадал, то такими же должны быть и другие картины художника.

    Ващенко. Вясну сарока прынесла. 2008. Х. м.

    Угадал. Причём на теме весны, казалось бы, уж можно было б размахнуться яркостью. – Нет. Не хочет.

    А повторится такое?

    Ващенко. Тайна ночи. 1991. Х. м.

    Ващенко. Последний луч. 1995. Х. м.

    Мне вспоминается, как меня впечатлил один художник (мы оба задержались перед абстракционистской картиной), когда сказал (в ответ на моё недоумение), что нарисована последняя теплота в Этом мире.

    Так у Ващенко в "Тайне ночи" даже жёлтые и оранжевые тона отдают холодом (уж и не пойму, как он это сделал). А несмотря на сплошь, казалось бы, теплоту во всей картине "Последний луч", в ней ощущается этот всемирный холод. - Вот что написал в связи с нею Олег Курашов: ""Последний луч”. Он вспоминал, что в его серой послевоенной деревне новые ворота в лучах заходящего солнца смотрелись настоящим порталом в неизвестность" (http://artkurator.com/articles/vaschenko_ru.html).

    С некоторой натяжкой можно принять, что тусклятина повторилась.

    Без натяжки повторяется и во многих других вещах, но они в интернете то не датированы, то без названия. Похоже, что в XXI веке художник особенно расковался на ниве блеклого письма. Однако зародыш можно заметить и гораздо ранее.

    Ващенко. Балада пра мужнасць. 1974.

    О тусклости этой картины можно поспорить. Зато сдержанности – нет. А меня особенно тронула какая-то завёрнутость макушек сосен. Лес укрывает. Вспомните ту же легенду про озеро Свитязь. Оно тоже укрыло от врага. – Скромное такое сопротивление. Вглубь идут женщины и скот, на нас – вооружённые люди на конях. Не бой показан. Не феноменальные, всем известные, военные успехи белорусских партизан. А – сама скромность.

    Я задал себе вопрос: а зачем художник так выпятил смолосборные надрезы на стволах? Оказалось, что смола – "настоящая находка для выживальщика” (http://nepropadu.ru/blog/guestroom/9222.html). Как только народ ни использует смолу! Из неё делают клей, добавляя на треть растолчённые в порошок угольки из костра. Ею исцеляют волдыри, нарывы, ожоги. Они имеет кровоостанавливающее и ранозаживляющее свойство. Сжигая смолу, и вдыхая получившийся дым, лечится хронический кашель, насморк, и заболевания верхних дыхательных путей. Ещё рекомендуется использовать дым от сосновой смолы для улучшения зрения в темное время суток (лечение так называемой куриной слепоты). Можно ею герметизировать швы в обуви, заделывать дыры в лодках, сапогах. Сжигаемая, она используется для каганцов и факелов. Щепки, обмазанные смолой будут гореть, даже если они влажные. И времени их горения вам хватит, чтобы высушить более крупные сырые ветки, а затем и нормальный хворост. Наконец, жуя смолу, вы также укрепляете десна. Также она благотворно сказывается на здоровье зубов.

    Но я буду не я, если не отнесу живописца национального характера белорусов к… ницшеанству. Почему? По аналогии со многими художниками других стран, писавшими внеисторические произведения о незаметном, не обращающем на себя внимания и как бы не существующем – о вечном менталитете своих народов (он аж социологическими опросами не выявляется). По аналогии с Левитаном, Бакшеевым, Рыловым, С. Жуковским, Бялыницким-Бирулей, Грабарем...

    Но почему именно ницшеанство у них? – Описано там, где я о них писал. Повторю лишь, что ницшеанство – это тяга к вечности. А вечно что? – Природа страны и менталитет её народа. – Вот и ницшеанство. И никакие политические передряги и иные катастрофы на таких художников не влияют. И потому иные из них иным властям, претендующим на руководство слишком многим, не нравятся. Как тот же Ващенко – светской власти в Белоруссии.

    19 декабря 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
337860  2017-01-06 13:47:58
Константин
-

337861  2017-01-06 14:05:57
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- Посмотришь картины Ващенко, -

И СМЕЛО отправляйся в клинику Кащенко ...

Или я не прав ?!

337862  2017-01-06 17:14:00
читатель
- зачем в Кащенко, надо в психбольницу им. Павлова в Киеве, там их всех выпустили 2 года назад

337863  2017-01-06 17:17:43
читатель
- приходят студенты медики на практику в психбольницу. там пациентка, которая думала что у ней в крови рыбки плавают. Ну её как то вылечили, состояние купировали.

и одна студентка у больной спрашивает, а если рыбки икру отложили?

Пациентке стало еще хуже

337866  2017-01-06 21:17:43
Воложин
- И опять Лисинкер не пгав.

337868  2017-01-06 23:26:16
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- На "... и опять ..он... не пгав..." //

- Пгав, батенька, пгав. Это я - Вам точно говог-г-гю. Доводилось с таковыми кон_тактиГовать.

337869  2017-01-06 23:35:04
Воложин
- Гавкун

03.01.2017
16:56

Новый реализм!

    Нетребо, - своим рассказом “Закрывай” (2017), - заставил меня пересмотреть для себя определение реализма. Каким оно было до сегодняшнего дня? – Реализм – это . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100