Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
03.02.2017 |
|
|||||
31.01.2017 |
|
|||||
25.01.2017 |
|
|||||
23.01.2017 |
|
|||||
22.01.2017 |
|
|||||
18.01.2017 |
|
|||||
16.01.2017 |
Очертя голову. А что? Вдруг кривая вывезет? Вдруг мысль, что идеал – штука инерционная и долго пребывает в душе художника, правильная. И вдруг слова мои, написанные в связи с картиной Крамского “Христос в пустыне” (1872), годятся и для “Неизвестной” (1883)? Что это за слова? – Вот: “Мне б очень хотелось как-то продемонстрировать, что вся громада российского тупика, в которую упирался интеллигент касательно народа, была настолько неохватна и невыразима, что на какой-то элемент картины можно с уверенностью указать, как на родившийся из подсознания художника”. И ещё, как итоговая формула: “(Тяжёлые мысли от социального тупика с теперешними угнетенными и слабыми людьми) + (Далёкие дали природы) = (Сверхисторический оптимизм о социуме)”. Что можно притянуть подобного в “Неизвестной”? Я думаю, что вместо далёких далей природы можно взять тёплый колорит всей картины, изображающий… зимний день. А вместо тяжёлых мыслей от социального тупика с теперешними угнетенными можно взять траурность одежды этой куртизанки для высшего света. Почему это куртизанка? – Она как-то делано горда. Демонстрация хорошего вида при плохой игре. Она слишком высоко залетела, чтоб не понимать весь ужас своего настоящего положения. Страусиное перо – как бы символ её бывших, девических, романтических мечтаний. А похожесть цвета пера на цвет всех здешних “далей”, как бы сообщает об удалённости от свершения собственного идеала художника. Хоть “дали” - вот они, рядом, досягаемы. "Другие находят сходство с Настасьей Филипповной из романа Ф. Достоевского “Идиот”” (http://www.kulturologia.ru/blogs/220815/25927/). Я б присоединился. Потому что идеал Достоевского оказался б идентичным идеалу Крамского в картине “Христос в пустыне”: благое для всех сверхбудущее. Мне кажется, что я впервые читаю такое: "…накрашенные губы, модная дорогая одежда выдают в женщине богатую содержанку. Критик В. Стасов называл эту картину “Кокотка в коляске”, другие критики писали, что Крамской изобразил “дорогую камелию”, “одно из исчадий больших городов”” (Там же). Но, боюсь, что что-то такое я уже читал о персонаже этой картины. Или слышал мимолётно. Есть одна загвоздка в моей версии: не сравнить дали в картине “Христос в пустыне” со здешними далями. Там – десятки километров, тут – нет и сотни метров. А всё-таки хочу настаивать на аналогии. Смотрите, какая дымка! Что если это туман не оттепели, а здоровенного мороза, который необходим для выражения идеала Добра (тёплого), достижимого лишь в сверхбудущем, раз сейчас ТАК морозно. Смотрите, каково было на днях при страшенных морозах в России. http://www.pravoslavie.ru/89318.html Скажете, щёки не раскраснелись у красавицы Крамского, ресницы и воротник не заиндевел от дыхания. А я скажу, что не натурализм же у Крамского, а символистский реализм. Остаётся одно сомнение: мыслимо ль, чтоб и через двенадцать лет после своего зарождения в душе Крамского (в “Русалках” 1871 года, см. тут) экстремистский идеал бы его так и сохранился как подсознательный, если он его за это время ни разу не выразил в своих картинах? Для сравнения. Крамской. Лесная тропинка. Начало 1870-х. До 1971 года Крамской не был экстремистом. Но Крамской. Автопротрет. 1867. готовился. Готовился. 16 января 2016 г.
|
|||||
15.01.2017 |
|
|||||
08.01.2017 |
|
|||||
07.01.2017 |
|
|||||
06.01.2017 |
|
|||||
03.01.2017 |
|
|||||
02.01.2017 |
|
|||||
31.12.2016 |
Некоторые картины Вадима Киреева.
|
|||||
23.12.2016 |
|
|||||
21.12.2016 |
|
|||||
21.12.2016 |
Я живу жизнь или жизнь живёт меня?
|
|||||
16.12.2016 |
|
|||||
14.12.2016 |
|
|||||
13.12.2016 |
Вдруг Михалков зря нападал на Ельцин-центр. Провери.
|
<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"