TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.05.2016
10:19

Замилова.

    Представьте себе начётчкика, у которого с теорией не сходится практика. Например, древнего астронома, теория которого говорит, что во имя Совершенства центром . . .

06.05.2016
21:02

Прокоммунист Никонов и антикоммунист Хрущёв.

    Ну что хорошего в этой картине? Никонов. Геологи. 1962. Правильно пишут: плоскостное решение пространственной композиции, силуэтная трактовка фигур, монотонность . . .

01.05.2016
16:21

Казала Настя: "Як вдасться..."

    Ну, Боже правый, выручай! Это ж Ты на меня, атеиста, нагоняешь озарения?.. – Давай, про “Настю” (1993) Данелия озаряй. Впрочем, я буду заниматься подгонкой под идеал . . .

30.04.2016
12:45

Против безвкусицы.

    Я обещал больше не читать посты Королёва. Но. Грешен… Пост 334611 показателен: эстетическое безвкусие выдаётся за русскость. И это есть больное место всего РП. (Я, . . .

28.04.2016
16:02

Говорухин, наконец...

    Говорухин, наконец, создал нечто художественное – “Конец прекрасной эпохи” (2015). Раздумывая, как писать дальше, я вспомнил своего давнего знакомого… Он что-то . . .

23.04.2016
14:01

Анти-Гамлет.

    Сначала надо рассказать, что такое “Гамлет”. Надо, хотя бы потому, что настоящий художественный смысл пьесы может быть понят только при отнесении её к стилю маньеризма (что не принято; например, откройте Википедию о “Гамлете” и спросите Find-ом “маньер” и “возрожд” - первое не найдётся, а второе найдётся; или откройте текст трагедии http://lib.ru/SHAKESPEARE/hamlet5.txt с комментариями Смирнова и проделайте те же операции – первое не найдётся, а второе найдётся в количестве 24 раза: тот же результат на сайте “Издательство “ЛИЦЕЙ”" и т.д. и т.д.). Маньеризм “Гамлета” открыт Аникстом давно, не позже 1977 года, но мне кажется, что большого распространения идея не получила.

    А что такое маньеристский “Гамлет”? – Это произведение на переломе от средневековья к новому времени. Надеюсь, согласитесь, что в средневековье, при феодализме, на высоте была честь, а при капитализме – выгода. И с точки зрения чести выгода была презренна. А в Англии наступал капитализм (но слова такого тогда ещё не знали). Зато хорошо видели, что идёт нечто ужасное, сопряжённое с мерзостями и унижениями, каких до того не бывало. Отторжение Шекспира III периода творчества, - когда и был создан “Гамлет”, - было ТАК велико (“пропала связь времён”), что выход виделся (и то – подсознанию) не в скором будущем, не в далёком будущем, а прямо в каком-то сверхбудущем. Наподобие христианского выхода, но не христианский всё же; религиозного очень мало в трагедии – только лёгкая дань традиции ("Богом клянусь!”, “Храни вас бог!”, “как перед богом!”, “Видит бог”, “и да будет бог На помощь вам” и т.д.).

    Что-то, по идее, должно было в мире измениться после поражения капитализма в 1917 году в России. Но. Ничего хорошего, - по крайней мере с некоторой точки зрения, - не получилось, и реакция (у некоторых, опять же) получилась ещё страшнее, чем маньеристская реакция. – Это – постмодернизм: нет-де вообще ничего, достойного быть идеалом.

    Вот этот постмодернизм я и усмотрел в фильме Пускепалиса “Клинч” (2015).

    Тут прямо сумасшедший дом какой-то на экране. Но это – обострённая реакция на утрату социалистических, так называемых, прелестей. Пускепалис больше 20 лет прожил при этом так называемом социализме и успел-таки что-то в нём оценить положительно, раз ТАК ужасно теперь изображает капиталистическую жизнь, с братками.

    Это было б произведение маньеристского типа, если б не конец, особенно – самый конец. – В конце главный герой героически, как Гамлет, идёт на смерть, чтоб только не жить в этом гадком мире (а за ним – по инерции, правда – и главная героиня). И в нецитируемом идеале только-только замаячило полагающееся для маньеризма благое сверхбудущее… Как вдруг детская дворовая горка-ракета (в которой бандит застрелил обоих главных героев) стартанула… в космос. Чем уже подверглось насмешке это мыслимое благое сверхбудущее… А потом… Действие перенеслось почти в начало фильма, где на скамейку к перекусывающему учителю подсела диво-девица (похожая на только что виденную учителем, как та под охраной двух амбалов села в шикарное авто). Только теперь, в финале, учитель доел-допил, выбросил кулёк в урну и ушёл. А в начале фильма девица увязалась за ним и сотворила массу унижений ему и его семье. Унижений, мыслимых только в стране, какой была Россия в 90-х, и какой (ещё безбашенней) стала Украина после переворота, где монополия государства на насилие исчезла. И наступил дикий капитализм. То есть, понимай, учитель, бывший на взводе от осточертевшей суеты учительских будней и только что (впервые и вдруг) нагрубивший директорше школы за ничтожные придирки, осмысляя весь ужас всей-всей своей серой жизни, сочинил мысленно (а нам это показали в виде фильма), ЧТО натворила с ним и его семьёй сидящая рядом диво-девица-почему-то-пока-без-амбалов…

    То есть Пускепалис осмеял маньеристский идеал. И “сказал”, что не осталось на свете ничего, достойного быть идеалом.

    Я далеко не сразу дошёл до этой мысли. Поэтому у меня создалось впечатление, что Пускепалис вполне мог не знать концепции Аникста о “Гамлете”. Тогда перед нами произведение, рождённое в большой степени из подсознания. Потому что только оно способно чуять повторяемость типов идеалов и из глубины души (а не из-за недавней модности постмодернизма) “крикнуть”, что всё: не осталось больше ничего, что могло б стать теперь идеалом.

    23 апреля 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
334568  2016-04-28 13:43:48
Константин Бучельников
-

22.04.2016
10:40

Бунин-реалист.

    По какой-то странной причине мне не было скучно читать рассказ Бунина “Танька” (1892)… Впрочем, надо читателя ввести в курс дела: почему я называю странным то, что . . .

17.04.2016
16:27

Бунин-толстовец.

    Я решил сделать эксперимент над собой. Но сначала надо ввести вас, читатель, в курс дела. Я испытываю озарение, когда мне вдруг открывается принцип, который . . .

14.04.2016
17:08

Страдания по истине.

    Честный критик, выступая перед аудиторией, обязан честно признаться: “Господа! Сегодня по случаю юбилея Шекспира я хочу поговорить о себе...” Фридесберт Туглас . . .

13.04.2016
15:06

Кранах Старший.

    Тихий такой вопрос: почему в книге знаменитого искусствоведа Макса Дворжака “История искусства как история духа” 1924-го года (С.Пб., 2001) нет Кранаха Старшего? . . .

11.04.2016
20:33

Раб автора.

    Это я – раб автора. Войтинского. Когда смотрел его фильм “Призрак” (2015). И даже после. Ну полная невероятица там нагромождена. Абсурд, можно сказать. Или я плохие . . .

08.04.2016
12:58

Хм.

    Вы прочли название и хмыкнули, наверно… Я вам объясню. Это я в качестве затравки к повествованию. И лучшая затравка для меня – поговорить о себе. И моё “Хм” в . . .

31.03.2016
11:37

Гомеопатия для Захаровой, анти-Псаки МИД РФ

    или Искусство – что недопонятно С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. Матусовский. На . . .

30.03.2016
11:45

Джорджио Кирико и Карло Карра.

    Начну с себя, как это часто я делаю. Отсутствие признания заставляет меня радоваться любым текстам, в которых я нахожу подтверждения тому, до чего я дошёл своим . . .

29.03.2016
10:59

Сколько-то ненужных слов?

    Оттолкнуться хочется от таких слов доктора филологических наук Владимира Новикова: "…многосерийной эпопее "Освобождение", которую народ окрестит . . .

24.03.2016
21:19

На волнах истории.

    Разрешите, читатель (я часто так делаю), начать с себя. Мне грустно. Я слишком отличаюсь от других людей. Например, вся область искусства мне представляется . . .

21.03.2016
12:17

Ницшеанец Владимир Абрамов.

    B> Обожаю загонять себя в тупик. А загнать – запросто, потому что у меня выработалась масса догм, скажем так. А догма – это ж нечто негибкое. Время же – идёт. И . . .

14.03.2016
11:26

Прикладное искусство Соколкина.

    На днях я позволил себе отказать в принадлежности к искусству (околоискусство я им выделил) целой группе художников с выставки “Трудности перевода” 2013 года в . . .

08.03.2016
09:08

В пику Г. Королёву.

    Мою давешнюю фразу (см. тут) с противительным союзом: “А Зайцев, тяготеющий к российскому менталитету, к традиционализму, не к прогрессу и материальному, увидел у . . .

06.03.2016
17:15

В пику Лисинкеру.

    Уж давно это было (см. тут), что я открыл ницшеанство у Чехова, самым художественным образом, т.е. нецитируемо и без образов, выразившееся в рассказе “Студент”. И . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100