TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


23.04.2016
14:01

Анти-Гамлет.

    Сначала надо рассказать, что такое “Гамлет”. Надо, хотя бы потому, что настоящий художественный смысл пьесы может быть понят только при отнесении её к стилю . . .

22.04.2016
10:40

Бунин-реалист.

    По какой-то странной причине мне не было скучно читать рассказ Бунина “Танька” (1892)… Впрочем, надо читателя ввести в курс дела: почему я называю странным то, что . . .

17.04.2016
16:27

Бунин-толстовец.

    Я решил сделать эксперимент над собой. Но сначала надо ввести вас, читатель, в курс дела. Я испытываю озарение, когда мне вдруг открывается принцип, который . . .

14.04.2016
17:08

Страдания по истине.

    Честный критик, выступая перед аудиторией, обязан честно признаться: “Господа! Сегодня по случаю юбилея Шекспира я хочу поговорить о себе...” Фридесберт Туглас . . .

13.04.2016
15:06

Кранах Старший.

    Тихий такой вопрос: почему в книге знаменитого искусствоведа Макса Дворжака “История искусства как история духа” 1924-го года (С.Пб., 2001) нет Кранаха Старшего? . . .

11.04.2016
20:33

Раб автора.

    Это я – раб автора. Войтинского. Когда смотрел его фильм “Призрак” (2015). И даже после. Ну полная невероятица там нагромождена. Абсурд, можно сказать. Или я плохие . . .

08.04.2016
12:58

Хм.

    Вы прочли название и хмыкнули, наверно… Я вам объясню. Это я в качестве затравки к повествованию. И лучшая затравка для меня – поговорить о себе. И моё “Хм” в . . .

31.03.2016
11:37

Гомеопатия для Захаровой, анти-Псаки МИД РФ

    или Искусство – что недопонятно С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. Матусовский. На . . .

30.03.2016
11:45

Джорджио Кирико и Карло Карра.

    Начну с себя, как это часто я делаю. Отсутствие признания заставляет меня радоваться любым текстам, в которых я нахожу подтверждения тому, до чего я дошёл своим . . .

29.03.2016
10:59

Сколько-то ненужных слов?

    Оттолкнуться хочется от таких слов доктора филологических наук Владимира Новикова: "…многосерийной эпопее "Освобождение", которую народ окрестит . . .

24.03.2016
21:19

На волнах истории.

    Разрешите, читатель (я часто так делаю), начать с себя. Мне грустно. Я слишком отличаюсь от других людей. Например, вся область искусства мне представляется . . .

21.03.2016
12:17

Ницшеанец Владимир Абрамов.

    B> Обожаю загонять себя в тупик. А загнать – запросто, потому что у меня выработалась масса догм, скажем так. А догма – это ж нечто негибкое. Время же – идёт. И . . .

14.03.2016
11:26

Прикладное искусство Соколкина.

    На днях я позволил себе отказать в принадлежности к искусству (околоискусство я им выделил) целой группе художников с выставки “Трудности перевода” 2013 года в Москве (см. тут). Отказал за слишком легко раскрывающуюся первоначальную непонятность их “текста”.

    А с Соколкиным почему-то не хочется этого же делать. И что-то не понятно, почему…

     

    Потому что я русский,

    взлюбивший отчаянно землю,

    где бесплодные бабы

    налившийся колос растят,

    я фамильный погост

    как последний окоп свой приемлю

    и, ступив на колени,

    расту на державных костях.

    Явная же какая-то непонятность… Ну что буквально значит "расту… потому что я русский”? Понимать, что ли “фамильный погост" историей России, изучение которой заставляет русского гордиться своею родиной? – Ну нельзя именно так понимать. Так – не сказано. Так… как-то ассоциируется (из-за слова "державных”, наверно), не больше.

    Ну так ли сяк – ассоциации какие-то высокие начинают распирать грудь.

    Причём, не без того, чтоб – из-за уже знакомой противоположности: “бесплодные бабы"…

    С какой стати они бесплодные? – По наитию, наверно: ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь.

    Написано 10 апреля 1994 года… (С иным разбиением на строки по адресу http://www.stihi.ru/2009/06/14/4267.)

     

    Потому что я русский, взлюбивший отчаянно землю,

    где бесплодные бабы налившийся колос растят,

    я фамильный погост как последний окоп свой приемлю

    и, ступив на колени, расту на державных костях.

    (И с иным посвящением. Было: А.А. Проханову, Н.И. Тряпкину, стало: А.А. Проханову…)

    Не День ли Космонавтики 10 апреля? – Нет. 12-го. Значит, гордость поглубже происходит, чем 30 лет… А повод – близкий в 1994-м году: русский крест – превышение смертности в России над рождаемостью, стрясшееся в стране сразу после смены общественного строя. Помню, от передач Караулова у меня каждый раз чуть не инфаркт становился – конец России виделся. И не только надвигающаяся в 1994-м провальная Чеченская война угрожала.

    Поднаторевший в пейзажах Союза русских художников (см. тут), я сразу понимаю, что перец – в исключительности русской, происходящей и из чего-то удручающего, типа "бесплодные бабы”. Набеги степняков, бедные почвы, суровый климат, затянувшееся крепостничество и т.д. и т.п. А – тем не менее – самая большая и подчас сильная страна…

    То есть передо мною стих ницшеанца, певца исключительности народа (а народ – это ж нечто вечное, без чего немыслим ницшеанец; и – пахнет метафизикой некой).

    И я же питаю слабость к метафизике… И такой я не в состоянии произведение отправить по разряду околоискусство.

    Я уверен почему-то, что если б кто сказал Соколкину, что он – ницшеанец, он бы был ошарашен (не без брезгливости к этому нерусскому по происхождению слову). И это непонятно откуда взявшаяся уверенность питает другое соображение: что образы для прославления русскости родились в подсознании Соколкина. И такое на счёт умствования относить нельзя (тогда как творения Проханова, что-то мне шепчет, - можно).

    "Зимнее, белесое солнце, чуть заметное сверкание инея. И под этим холодным светилом — выступы и ромбы брони, башни танков с длинными черными пушками, поротно стоящие “бэтээры”, колонны заостренных боевых машин пехоты, грузовые фургоны и кунги, решетчатые тарелки антенн, штыри, перекрестья и мачты, брезентовые палатки с дымами из железных труб, артиллерийские тягачи, санитарные машины с крестами, черная рытвина дороги, в которой рвется, буксует, не в силах вырваться, наливник” (Проханов. Чеченский блюз. 1998).

    Ты и могучая, ты и бессильная…

     

    И смотрю в небеса,

    и с поющей душой бездорожий

    принимаю всю грязь,

    что монголо-татарин месил,

    и люблю я народ,

    что, не выйдя ни кожей, ни рожей,

    в мировой океан

    лапоть свой против ветра пустил.

    Подумалось на миг: а не мазохизм это – любить такую землю, такую страну, такой народ?.. "бездорожий”, “грязь”, “ни кожей, ни рожей”, “лапоть”

    Нет! В том – особость! Полюбите нас чёрненькими…

    Или всё же надо вздрогнуть: тут-то уж ничего недопонятного нет… Просто инерция переживания несёт… А на самом деле Соколкин быстро сближается с умствующим Прохановым.

     

    Потому что я русский, живущий под Божеским небом,

    потому что есть мать, что приветит больного врага,

    поделюсь я с ним, грешным, – блокадным, но выжившим хлебом.

    И пусть жрет нашу землю, с нее отправляясь в бега.

    (Этот вариант более чёток по пунктуации.)

    Тут непонятность – полная. О ком речь? О пленном, больном немецком захватчике в блокадном Ленинграде? – Что-то немыслимое… - Что значит "пусть жрет нашу землю”?

    Брали немцев в плен в осаждённом Ленинграде? Или не важно. А важно, что взяв, кормили бы…

    Нет. Не понятно. Тут видно, что не враждебно отнеслись блокадники к пленным (только одна плюнула в них). Но чтоб "мать, что приветит”… Или она в госпитале привечала?

    Или нельзя так прозаически? А Соколкин просто выводит идеализированный образ великодушного блокадника к блокаднику, впоследствии эмигрировавшему из России.

    Что-то… не то. Как-то неуютно-непонятно.

     

    Пусть вопит на весь мир, что живу и люблю я, умея

    лишь мечами махать, помирая, водяру глушу…

    Но казаха, тунгуса и вечно скитальца еврея

    к океанам-морям, словно твой Моисей вывожу.

    Тут уже сплошное умствование: кто – хулит за грехи тяжкие, кто – наоборот, мессианизм ощущает. Не хо-ро-шо. Хоть сам-то я тоже мессианизм в русскости вижу: может показать человечеству, как (каждому – по разумным потребностям) спастись человечеству от смерти из-за перепотребления. Но не плести же строки в ритм и рифму на эту тему? Пусть даже и не называя, в чём теперь состоит земля обетованная.

     

    Потому что я русский, я знаю безбожные годы:

    как простой мужичок, что коряв, хитроват и бескрыл,

    глядя Богу в глаза, создавая Империи своды,

    по колено в кровище величие духа творил.

    Здесь, в общем, та же, знакомая, парадоксальность русской души и истории: бросание себя в крайности. Иллюстрация знаемого. – Просто плохо.

     

    И свои семена сею я уже в наших потемках.

    По ночам умирая, с утра возвожу русский Храм.

    И по крови моей, заливающей землю потомков,

    корабли уплывают к неведомым материкам.

    То же, собственно.

    Начал я за здравие, кончил за упокой…

    Сомнительнейшему – во-первых, за иллюстративность я его не почитаю – Илье Глазунову Соколкин симпатизирует.

    Глазунов. Русский Икар. 1964. Холст, масло.

    Чем неприятна эта картина? – Во-первых, как написала его первый критик, Чегодаева: "картины производили впечатление не написанных, а нарисованных и раскрашенных” (http://www.cogita.ru/a.n.-alekseev/publikacii-a.n.alekseeva/erlena-lure-gluhoe-vremya-samizdata-1-papki-s-mashinopisyu-vokrug-zhivopisi). В смысле – ребёнком. – Ну в самом деле, эти многочисленные выписанные волоски, эти многочисленные пенные вершинки волн на реке, эти одинаковые позы у людей внизу, у двух одинаково подняты правые руки, как под стиль детей притворяются, рисуют взрослые примитивисты. Контуры под пятна какого-нибудь цвета выполнены другим цветом: для красной рубахи контур коричневый (то же и у крошечных людей, что внизу), для волос – чёрный, для радужки глаз, для век, для носа – тоже чёрный, для пятен снега на земле – бурый, для планок от крыльев – серый, для льдин – тёмно-синий. Во-вторых, неприятна неуместная стилизация под иконопись (удлинённый нос, безэмоциональные глаза).

     

    Впрочем, если вспомнить, что Глазунов – националист без тормозов, а

    "Сразу после войны появилась книжка Данилевского, который утверждал, что все изобретения мира сделаны русскими. Крепостной крестьянин Артамонов изобрел велосипед. До братьев Монгольфье на воздушном шаре полетел Крякутный…” (http://pora-valit.livejournal.com/3662370.html).

    То ясно, что и славу полёта на самодельных крыльях тоже нужно было прославить. – Как? – Освятить. Сделать изображение чем-то похожим на икону. Святая Русь, мол. И это мгновенно понятно всем, для кого всё русское слепо священно.

    Что "Позже выяснилось, что рукопись о Крякутном поддельная” (Там же), - то уже для без тормозов в выспренности иллюстратору значения не имеет, ибо не существует для него. Тем более что для националистов же русские в СССР были угнетённой нацией, и надо было гнёт преодолевать. А на фронду власти появилась же мода в хрущёвскую оттепель.

    Ещё высказывание, годное для Глазунова: "Масса искреннего… чувства – и никакой художественной культуры” (http://dmitrij-sergeev.livejournal.com/406533.html). Думаю, что последнее – инобытие выше процитированных слов о раскраске. А вместе с массой искреннего чувства оно ж очень доходчиво. Оно развращает зрителя, делает его неспособным к восприятию скрытого смысла, каким всегда бывает художественное.

    Там же: "Сладкие псевдоиконописные лица, туманные глаза в пол-лица, воздетые руки… то ли плакаты, то ли комиксы, то ли хоругви. Вся эта клюква при том чрезвычайно многозначительна и патетична. Тут тебе и религиозная символика, и славное прошлое России…”.

    Кошмар, короче. Китч – другими словами. "…“китч” – антоним хорошего вкуса и искусства, халтура, дешевая массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект” (http://sias.ru/upload/2012_3-4_564-591-musankova.pdf).

    Китч "ориентирует художника не на “хорошую” работу, а на работу “красивую”, поэтому столь важен для него эффект красивости” (Там же). И вы посмотрите на эти лучащиеся глаза… Да и сам цвет рубашки как таковой: красный – красивый то бишь. "…удовлетворение исключительно эмоциональной сферы человеческой психики, и не дающей пищи для интеллектуальных размышлений” (Там же).

    Отмечают, что китч расцветает там и тогда, где и когда "происходит распад ценностей” (Там же). Конец хрущёвской оттепели как раз и был таким временем.

    Китч "слишком прямолинеен” (Там же).

    И вот Соколкин на него клюнул.

    "РУССКИЙ ИКАР” ИЛЬИ ГЛАЗУНОВА

     

    Не бывает тягостней минуты…

    Падая в глухую высоту,

    полный восхищения и смуты,

    прикасаюсь к тёплому холсту,

    где художник кистию упорной,

    в сотый раз, познав величья миг,

    затирает в небе рукотворном

    проступивший выщербленный лик.

    И ложатся краски оголтело.

    И над миром горбится гроза.

    И встают, живущие вне тела,

    очень самостийные глаза.

    И тебя находят среди многих,

    сея в душу первобытный страх.

    Так, старея, умирают боги,

    воскресая в русских мужиках.

    (Жаль, нет даты при этом произведении.)

    Но самое замечательное, что эта ж вот некоторая непонятность, с которой я начал, разлита в стихотворении. И не хочется её описывать грамматически или ещё как. Потому что и так всё ясно – Святая Русь и в отсутствие воцерковлённых православных, раз "умирают боги”.

    Или надо всё же быть принципиальным: просто здесь произведение прикладного искусства. Оно ж что? – Оно ж призвано усиливать знаемое чувство. Здесь – любовь к своему менталитету, не меняющемуся веками. Как прикладным искусством является любовное стихотворение.

    Вспомнился эпизод из какого-то сериала… Учительница проникновенным тоном читает стихотворение Пушкина:

     

    Я вас люблю, - хоть я бешусь,

    Хоть это труд и стыд напрасный,

    И в этой глупости несчастной

    У ваших ног я признаюсь!

    И говорит: какой любовью дышит каждая строка.

    А одна ученица перебивает, дескать, что вы нам лапшу на уши вешаете? Какая любовь? Это Пушкин написал в альбом Александре Ивановне Осиповой, совсем её не любя, из озорства. А вы… Лучше б на себя посмотрели. Вам вон сколько уже лет, а вы не замужем и нам про любовь рассказываете.

    Звучит очень хлёстко. И похоже на правду, если вспомнить по Краваль, что Пушкин не чувствовал себя свободным до 1827 года (а процитированное стихотворение написано самое позднее – в 1826-м).

    И пусть девушка из фильма не права фактически, и стихотворение не было написано в альбом, и таилось адресатом ото всех, и до смерти Пушкина никому не было известно… Но очень похоже, что это – произведение прикладного искусства, т.е. призванное усилить чувство к себе Александры, колебавшейся между ним, Пушкиным, и сводным братом – она в обоих была влюблена.

    А мы (в лице той же учительницы) просто привыкли всё у Пушкина оценивать высшей мерой. Тогда как…

    Или всё-таки более права Мария Волконская (Раевская): "Как поэт, он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел” (http://www.hrono.ru/biograf/bio_we/volkonska_mn.php)?

    13 марта 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
333993  2016-03-14 15:01:37
sweetheart
-

339280  2017-07-11 18:42:20
Воложин http://art-otkrytie.narod.ru
- Захотелось перечитать, а что я писал когда-то о Глазунове...

08.03.2016
09:08

В пику Г. Королёву.

    Мою давешнюю фразу (см. тут) с противительным союзом: “А Зайцев, тяготеющий к российскому менталитету, к традиционализму, не к прогрессу и материальному, увидел у . . .

06.03.2016
17:15

В пику Лисинкеру.

    Уж давно это было (см. тут), что я открыл ницшеанство у Чехова, самым художественным образом, т.е. нецитируемо и без образов, выразившееся в рассказе “Студент”. И . . .

01.03.2016
16:44

Интересно.

    Интересно, чем это меня зацепил фильм Зайцева “14+” (2015)? Я аж пожалел, что прожил свою раннюю юность так, как прожил, и хорошо б её пережить, если б было можно… . . .

26.02.2016
11:50

Почему из слона сделали муху.

    Убейте, если я могу словами передать, что хотела "сказать" Мухина. Мухина. Ветер. 1926-1927. Но если всё-таки попробовать, то вот: она, купеческая дочь, поверила-таки . . .

23.02.2016
12:47

Почему анархия - мать порядка.

    Посвящается дню защитника отечества. Именно его личная инициатива рождала в Великую Отечественную войну массовый героизм, без которого не было б победы. И как . . .

21.02.2016
16:02

Ай да я... Айги...

    Есть шанс что-то понять в удивительнейшем поэте Айги. Согласившись, что он, как пишут, – авангардист. Что я мыслю под словом “понять”? – Введение в систему моих . . .

20.02.2016
11:45

Почему я побаиваюсь современных безвестных поэтов.

    Начну издалека, с рассказа, как меня озадачил один кандидат филологических наук вскоре после того, как я с ним познакомился. Я ему всунул читать одну мою изданную . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100