TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.06.2016
10:04

Победа в поражении.

    М, какая прелесть: "Давно Лаврецкий не слышал ничего подобного: сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась . . .

10.06.2016
14:43

"Фэ" креативному классу.

    Кто бы меня пожалел?.. Я до какого-то извращения дошёл в своём общении с искусством… Своего лучшего товарища давно огорчал тем, что разделяю искусство на . . .

03.06.2016
16:35

Кто он, Питер Брук?

    Что делать со скукой? Почему мне и нравится ницшеанство – оно взрывает скуку. А ведь его исповедующие художники, похоже, осознают своё ницшеанство. И где тогда . . .

30.05.2016
14:04

Про Алексея Курганова.

    Любопытно… Пишу о статье якобы культуролога Сергея Коновалова об интервью с Алексеем Кургановым. Что-то меня насторожило (я и не могу себе отдать отчёта, что), и я . . .

28.05.2016
13:02

Ещё одна авантюра.

    Критики Вячеслава Иванова… склонны были усматривать в его поэзии бездушный и бессмысленный “филологический бред”. Аверинцев Эпиграф я приписал после . . .

23.05.2016
16:43

Повторяемость идеостилей в веках.

    Хочется поплакаться в жилетку… Тысячи (наверно, тысячи) озарений, причём разнообразно подтверждающихся, не оценены по достоинству. Вспоминается одна . . .

21.05.2016
17:51

Нарываюсь...

    1) Имеем стихотворение Ахматовой. Пустых небес прозрачное стекло, Большой тюрьмы белесое строенье И хода крестного торжественное пенье Над Волховом, синеющим . . .

20.05.2016
13:28

Про "Белеет парус одинокий".

    Мог ли отчаянный чуть не белогвардеец в 20-м году Валентин Катаев прорезаться в повести (от 1936-го) о революции 1905 года? Я буду натягивать на него упоительную . . .

16.05.2016
12:45

Торжество идеи значимости подсознательного.

    "Искусства”, т. е. сознательной преднамеренности, недостаточно; необходимо “неистовство”, участие подсознательного; более того, одно оно и придает . . .

13.05.2016
12:21

Опять хитрящий Говоружин.

    Когда я начал работать инженером, меня удивил мой мозг. Я мог утром проснуться с осознанием сделанной вчера ошибки в таком-то месте. Приходил на работу и исправлял. . . .

12.05.2016
10:19

Замилова.

    Представьте себе начётчкика, у которого с теорией не сходится практика. Например, древнего астронома, теория которого говорит, что во имя Совершенства центром . . .

06.05.2016
21:02

Прокоммунист Никонов и антикоммунист Хрущёв.

    Ну что хорошего в этой картине? Никонов. Геологи. 1962. Правильно пишут: плоскостное решение пространственной композиции, силуэтная трактовка фигур, монотонность . . .

01.05.2016
16:21

Казала Настя: "Як вдасться..."

    Ну, Боже правый, выручай! Это ж Ты на меня, атеиста, нагоняешь озарения?.. – Давай, про “Настю” (1993) Данелия озаряй. Впрочем, я буду заниматься подгонкой под идеал . . .

30.04.2016
12:45

Против безвкусицы.

    Я обещал больше не читать посты Королёва. Но. Грешен… Пост 334611 показателен: эстетическое безвкусие выдаётся за русскость. И это есть больное место всего РП. (Я, . . .

28.04.2016
16:02

Говорухин, наконец...

    Говорухин, наконец, создал нечто художественное – “Конец прекрасной эпохи” (2015). Раздумывая, как писать дальше, я вспомнил своего давнего знакомого… Он что-то . . .

23.04.2016
14:01

Анти-Гамлет.

    Сначала надо рассказать, что такое “Гамлет”. Надо, хотя бы потому, что настоящий художественный смысл пьесы может быть понят только при отнесении её к стилю . . .

22.04.2016
10:40

Бунин-реалист.

    По какой-то странной причине мне не было скучно читать рассказ Бунина “Танька” (1892)… Впрочем, надо читателя ввести в курс дела: почему я называю странным то, что . . .

17.04.2016
16:27

Бунин-толстовец.

    Я решил сделать эксперимент над собой. Но сначала надо ввести вас, читатель, в курс дела. Я испытываю озарение, когда мне вдруг открывается принцип, который . . .

14.04.2016
17:08

Страдания по истине.

    Честный критик, выступая перед аудиторией, обязан честно признаться: “Господа! Сегодня по случаю юбилея Шекспира я хочу поговорить о себе...” Фридесберт Туглас . . .

13.04.2016
15:06

Кранах Старший.

    Тихий такой вопрос: почему в книге знаменитого искусствоведа Макса Дворжака “История искусства как история духа” 1924-го года (С.Пб., 2001) нет Кранаха Старшего? Почему? Последняя глава его хронологически построенной книги – о маньеризме Эль Греко (1541—1614). Там есть такая короткая, но ёмкая фраза:

    "От Микеланджело Эль Греко перенял анатурализм форм, от Тинторетто анатуралистические цвет и композицию” (С. 310).

    Мне она тем более нравится, что я совпадаю с нею в своей общей оценке маньеризма, как выражения ненависти художника-коллективиста* к окружающей индивидуалистской действительности, ненависти такой силы (соответствующей невозможности что-то вокруг изменить), что ясен становится идеал, движущий маньеристом – благое для всех сверхбудущее. Именно сверх. Потому что даже просто отдалённое будущее не мнится благим.

    ______________________________________

    * Коллективизм потому, что мораль – явление общественное, а преступление против морали – личное.

    Так вот почему у Дворжака нет Кранаха (1472-1553), жившего, в общем, раньше Эль Греко (последнему было всего 12 лет, когда Кранах уже умер) и называемого, как и Эль Греко, тоже маньеристом (http://cultobzor.ru/2016/03/kranahi-mezhdu-renessansom-i-manerizmom/)?

    Предполагаю, что на этом сайте не так понимают маньеризм, как я. И предполагаю, что Эль Греко с маньеризмом, понимаемым, как я, приотстал в ходе всеобщей истории искусства (маньеризм у Микеланджело уже в 1516-м в “Гробнице Медичи” проглядывал).

    А Кранах – не отстал. И его искусство – уже следующий после маньеризма этап. А Дворжак просто дольше маньеризма не распространялся.

    И что ж это за следующий этап? – Барокко, судя по всеобщей истории искусства. Соединение несоединимого (такую формулу барокко не все приемлют, но я – приемлю).

    А найду ли я подтверждение этому размышлению?

    Я начну поиски в словесной области, даже не взглянув на репродукции Кранаха Старшего (которых не знаю; только не возмущайтесь; это – способ проверить, что в истории искусства по большому счёту всё – причинно, и это – способ доказать сомневающимся, что наука об искусстве – мыслима).

    Итак, спрашиваем поисковик: “Лукас Кранах Старший барокко”.

    "Кранах Старший стал известен благодаря своему, можно сказать, особому стилю, исключительно его черты, которые он вносит во все свои портретные работы, выделяют его творчество на фоне остальных. Каждое лицо, изображенное Кранахом, угрожающе походит на следующее, а смесь реалистичности и какой-то карикатурности, привносит нечто мистически настораживающее, так что в целом, привлекательными назвать их достаточно сложно, но увлекательными — можно. Северное Возрождение, как очень масштабное культурное явление, главной особенностью, имело как-раз-таки вот это удивительное соединение средневековых тенденций духовной отрешённости образов с реалистичными нововведениями Ренессанса. Предвосхищающие Барокко художники стали отцами основателями карикатуры, как жанра в изобразительном искусстве, все это тонко соединив еще и с литературными тенденциями того времени.

    Кранах пользуется некоторыми техниками построения света и тени, которые в последующем станут главной особенностью живописи в Барокко. Контрастные цветовые решения, нарочитое подчеркивание центральной фигуры, выбеленные светлые тела, на затемненном фоне, такие, еще более реалистичные, приемы, будет использовать, чуть позже и в другой локации — Караваждо” (http://artpolitinfo.ru/istochnik-molodosti-lukas-kranah-starshiy/).

    Попадание в яблочко, можно сказать (с учётом того, что барокко – это соединение несоединимого, по Якимовичу).

    Не всё у меня гладко, конечно. И Дворжак плавал насчёт экстремизма маньеризма. И не было у него твёрдости Якимовича относительно барокко. Потому у Дворжака перед главой об Эль Греко есть глава о Брейгеле Старшем (1525-1569), который из маньеризма проэволюционировал в барокко (см. тут), а Дворжак этого не замечает. И Якимович в работе о барокко не упоминает Кранаха Старшего.

    Но всё-таки.

    "В период работы художника в Виттенберге окончательно определился противоречивый творческий облик Кранаха, отразивший сложность эпохи и формировавшей его среды” (http://smallbay.ru/cranach.html).

    “Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. По долгу службы и в коммерческих целях Кранах пишет многочисленные заказные портреты и при этом не пытается приукрасить своих моделей, перенося на холст их нелепые бороды, кривые носы и асимметричные глаза” (http://www.the-village.ru/village/weekend/weekend-guide/233395-kranahi).

    Тут можно, наконец, проиллюстрировать списанное про противоречивость Кранаха Старшего.

    Фридрих Мудрый, курфюрст Саксонский. 1536.

    Мартин Лютер. 1529.

    Что пишет про такое в барокко Якимович?

    "…насмешливый и “гротескный” гуманизм… точка зрения, гораздо позднее названная “остранённой”. Антиномия величия и низости…” (Советское искусствознание ’7 второй выпуск. М., 1977. С. 121).

    Я бы сказал, что это – отрезвление от залётов в экстремизм предшествующей эпохи (во время религиозных войн Реформации с Контрреформацией в Европе погибли сотни тысяч человек). И Кранах был против этого. В его поведении это выражалось в том, что, будучи другом Лютера, он писал портреты и католических прелатов. А самого неистового Лютера изображал иной раз чуть не карикатурно.

    Кранах Старший. Портрет Лютера. 1520-1521. Гравюра на меди.

    И всё-таки – чуть не карикатурно, а не просто карикатурно. Потому что было в Лютере что-то и от срединности, от мудрости.

    "…вопреки стремлению Лютера, не в протестантских, а в католических странах, во Франции и Испании получило развитие стремление сделать религию действительным внутренним переживанием, глубоко проникающим в существо человека. Возвышенные, благоговейные чувства, глубокие помыслы о смысле бытия и о вечности, жажда преодоления будничного и прозаического…” (Аникст. В книге “Советское искусствознание ’7 второй выпуск”. М., 1977. С. 230).

    Попрактичнее надо быть, без залётов, - говорил протестантизм. И это находило отклик в сердце Кранаха Старшего. – Вот он и "использует мягкую густую штриховку… теней для контраста бледному пятну лица и одежды, почти лишенной складок” (http://www.redov.ru/kulturologija/100_velikih_kartin_s_reprodukcijami/p18.php). – Получается благородно. Благородная карикатура… Страсти (контраст фона лицу и одежде) – умиротворены. И – Фридрих Мудрый награждал его "…деньгами, орденами и почестями — “за благородство”…” (Там же). И главное для Кранаха, вероятно, деньги. Не отсюда ли (это уже больше относится к выше представленным живописным портретам) "стремление следовать известному трафарету человеческой фигуры…

    1530

    1526

    1526

    декоративные приемы изображения, живопись становится мелочной и сухой. Эти черты еще усугубляются тем, что производство картин в мастерской Кранаха приняло теперь почти массовый характер” (http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st020.shtml).

    Плохо, когда и нашим, и вашим, а больше всего – себе, дорогому.

    Или… Почему плохо? Может, как раз хорошо? Разве лучше нетерпимость и кровь, чем деньги?

    Об этом интересно думать в связи с издавна длящимся расколом Европы недавнего и буквально нашего времени: на Западную Европу и – как назвать?.. Расколот европейский менталитет и цивилизация на западный и российский.

    13 апреля 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
334337  2016-04-13 15:11:58
sweetheart
-

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100