TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.05.2014
11:32

Хочу!

    Обнимитесь, миллионы! Шиллер. Хочется что-то позитивное сказать о западэнцах. Всё-таки аж охранники похищенных российских журналистов их жалели. Жалели из-за . . .

26.05.2014
14:45

Посвящается евромайдану...

    Посвящается евромайдану, как поводу ещё раз, после Гуляй-Поля, осознать, насколько вредно дискредитировать анархизм, эту душу коммунизма, спасущего . . .

19.05.2014
12:01

Сюрреализм по форме, но реализм по сути.

    ═ Мои картины ≈ не сны усыпляющие, а сны пробуждающие. Магритт. Для начала договоримся о понятиях. Я предлагаю считать реализмом то, что общество ещё не знает, а . . .

12.05.2014
14:38

Визбор блудлив?

    Можно пожаловаться? Я не уверен. Когда я написал свою первую вещь, прочитавшая её знакомая сказала: ⌠Теперь посмотрим, будет ли вторая■. Я тоже где-то читал, что . . .

08.05.2014
17:06

Агит-проп: Юрий Журавель.

    Вдруг┘ Что-то неожиданное случится. И в политическом рисунке откроется┘ нечто большее, чем агитка за своё. Ю. Журавель. Небесная сотня. Для незнающих, если такие . . .

03.05.2014
20:47

Безобразие!

    Красивая это картина? Феликс Хойбергер. Утреннее настроение. 1934. Так скажите, мне важно знать, в какой семье художник родился (в семье композитора)? Кто был его брат . . .

30.04.2014
14:13

Разгадка секрета.

    Дело давнее, но если поверить, например, Аннинскому┘ ⌠Как закалялась сталь■ никак не могла пробиться к опубликованию, а потом √ к признанию писателями. ⌠Новая . . .

26.04.2014
11:31

Осмеяние осмеивающего.

    Проверяю мысль своей подруги, что Градский написал оперу ⌠Мастер и Маргарита■ (1985 - 2009), чтоб посмеяться. ⌠Предисловие■ в либретто это подтверждает: ⌠Эта . . .

20.04.2014
11:15

Фу, Макаревич!

    Осудив возвращение Крыма, Макаревич как бы разрешил мне не стесняться с разбором его песен. И я возьму самую, по-моему, вспоминающуюся при слове ⌠Макаревич■. Тем . . .

15.04.2014
14:02

Вот вопрос: почему это не волнует?

    Коржев. Влюблённые. 1959. Попробую раскачать себя чужим вживанием в то время: ⌠Предательство государства со стороны высшей власти в период репрессий, молчание и . . .

11.04.2014
19:51

Античеховская "Чайка" Родиона Щедрина.

    ⌠Чистота и страсть художника с необходимостью требовала для развоплощения в себя как в идею √ материала противоположного■. Так я написал раз (см. тут) о Родионе . . .

01.04.2014
13:01

Ностальгия по настоящему. Что настанет.

    Я удивился, услышав вчера, что в Крыму губернатор будет не избираемым населением. Как в Ингушетии, где кланы. Казалось бы, крымчане такими самостоятельными себя . . .

26.03.2014
12:54

Неправду говорит про себя словами Валентин Сидоров.

    Я атеист. Воинствующий. Но я понимаю, как сладко √ верить в Бога. Который есть во всём. Всё пронизывает. А наверно, мыслим аналог Бога, но не Бог √ художник. Если он . . .

16.03.2014
19:39

Трепло.

    Стихи.

     

    Не стоит ждать народного "спасибо".

    Просторен гроб, когда в нем ни цветка.

    Плевками смоют грязь, когда спесиво

    плюют на крышку гроба свысока.

    Но все же лучше ненависть и зависть,

    чем занятость сгребаньем в свой совок,

    чем тайно под ладонью рты раззявить

    лишь для того, чтоб заглотнуть зевок.

    Была цензура схожая с удушьем.

    Она казалась изгнана взашей,

    но вот пришла цензура равнодушьем

    и в чем-то оказалась пострашней.

    Как мы себя обкрадываем сдуру,

    поскольку с приснопамятных времен

    народ имеет ту литературу,

    которую заслуживает он.

    Подзаросли тайгой дремучей уши.

    Литература русская, прости.

    Нас не казни... За наше равнодушье

    ответным равнодушием не мсти.

    1984 http://samlib.ru/a/as_w/yevt-ru-e1.shtml

    Я не спрашиваю, взволновали ль вас они. Меня нет.

    Я вообще-то туг на ухо к стихам. Заметил это ещё в юности. Если в газете оказывались стихи, я их обычно пропускал. Неинформативно, что ли, было. Потом, очень сильно влюбившись, для меня открылись любовные стихи. А много-много времени потом я пришёл к мнению, что стихи (и песни) √ это в большинстве случаев произведения прикладного искусства. ⌠При■ любви √ любовные, ⌠при■ родине √ патриотические, ⌠при■ сне √ колыбельные┘ Лермонтов √ да простят меня читатели √ много стихов написал ⌠при■ публицистике.

     

    Погиб поэт!- невольник чести √

    Прощай, немытая Россия┘

    Я не знаю, сколько времени пройдёт, когда признают, что это √ литература второго сорта. За то второго, что нет в ней загадки, непонятного, что не отзывается в нас на стихи сначала подсознательное.

    Помнится, я не волновался, когда в школе учил ⌠Смерть поэта■ и когда в классе слушал, как ⌠с выражением■ его читали вызванные к доске. А ведь гений сочинил. Точно гений. Я трусил его стихи читать, попереписав сколько-то их в спецблокнот, когда была у меня упоминавшаяся любовь. Она у меня не была счастливой. У Лермонтова √ тоже. Стихи √ соответственно. И переписать я переписал, а перечитывать трусил. Уж очень больно было читать. Сверхдейственные. Я б тогда не согласился считать это литературой второго сорта, если б мне кто сказал так.

    И хоть любовный стих (вернее, псевдолюбовный) и евтушенковский попал в мой заветный блокнот (очень жгучий √ за псевдо), но как-то получилось, что по иному поводу я его за поэта не считал. Не верил. Трепло, мол. То за наших, то за ваших┘

    Это его стихи в начале заметки.

    Вижу их впервые. Они меня не трогают что-то. И, боюсь, что не из-за непонятности некой. При чём ⌠обкрадываем■? Причём ⌠сдуру■?

    Ну пусть это стихи ущербного времени.

    ⌠В поэтическом словаре Евтушенко слово ⌠застой■ появилось еще в середине 1970-х годов, то есть задолго до того, как оно вошло в политический лексикон ⌠перестройки■. В стихах конца 1970-х - начала 1980-х годов мотив душевного непокоя, разлада с ⌠застойной■ эпохой выступает одним из доминирующих■ (http://www.evtushenko.net/bio.html).

    Так тот же Лермонтов писал во время политической реакции. И Чехов.

    В пику Евтушенко, получается, что читающий народ периода этих вот двух реакций заслужил себе Лермонтова и Чехова? Или просто Евтушенко брякнул что-то в рифму и с ритмом? Или эта его несуразность есть ⌠мотив душевного непокоя■? А я просто не понимаю? Не понимаю, что эта словесная муть, есть иллюстрация всеобщего (и его, Евтушенко) застоя┘ Иллюстрация ради последовавшей просьбы: ⌠Литература русская, прости. / Нас не казни... За наше равнодушье / ответным равнодушием не мсти■.

    А дело ж не во времени написания-обращения, а в отсутствии у Евтушенко художественного таланта (если признать, что художественность √ это выражение подсознательного, выражение, способное осуществиться едва ли не только созданием противоречивости деталей, способом интуитивным, способом, почти не поддающимся руководству сознанием).

    Я не знаю, как вы, читатель, но я не вижу в разбираемом стихотворении ценностной противоречивости.

    Есть √ мельчайшая, от приобретённой мимикрии под поэтичность. Не талдычить же, мол, одно и то же √ про равнодушие. Дадим-де для начала ⌠ненависть и зависть■, которых нет. А в них √ ⌠спасибо■ и ⌠цветка■ при отрицательных частицах: ⌠Не■ и ⌠ни■. √ Дадим-де для начала √ и отолкнёмся через ⌠Но■. √ Риторика это. Способ пояснее, порельефнее, хлёстче выразить и так знаемое.

    Есть и обязательный для русского стиха подсознательный признак поэтичности (не художественности!) √ повтор согласных (в том числе и повтор глухих со звонкими: С/З, П/Б - и зубных: З/Ж, С/Ш).

     

    Не Стоит Ждать НародНого "СпаСибо".

    ПроСтореН гроБ, когда в Нем Ни цветка.

    Плевками Смоют гряЗь, когда СПеСиво

    Плюют на крыШку гроБа СвыСока.

    Есть и повтор слов, кусков слов: ⌠гроб■ - ⌠грязь■ - ⌠гроба■,спасибо■ - спесиво■, ⌠ненависть- ⌠зависть, ⌠раззявить■ -зевок■. И т.д.

    Всё это хоть и подсознательно творится, но не является ценностным.

    А нет, повторяю, ценностных противоречий, и √ нет художественности.

    Ну, может, и влияет как-то время √ застой. И равнодушие не зря и на литературу распространилось. Но и тогда ж были неравнодушные. От самого этого безвременья. Художественный талант надо иметь ещё, так и безвременье отвергнешь художественно.

     

    Как будто достигнув предела

    безверья, - над пропастью чёрной

    всей бездной тщедушного тела

    ликует безбрежное горло.

    Чего, ну чего оно хочет?

    Куда √ позвонки разрывая,

    зовёт озверевших от ночи,

    какого пророчит им рая?

    Гремит неизбывной осанной,

    но реквием √ каждая нотка┘

    От песни своей окаянной √

    порвись, безутешная глотка!

    Ольга Герасимова.

    Тут сплошь √ ценностные противоречия. Соловей, птица любовного счастья, а √ отчаяние тут. ⌠предела безверья■ и┘ ⌠ликует■. ⌠бездной■ и┘ ⌠тщедушного тела■. ⌠безбрежное■ и┘ ⌠горло■. ⌠озверевших■ и┘ ⌠рая■. ⌠Гремит■ и┘ ⌠осанной■. ⌠осанной, но реквием■. ⌠песни■ и┘ ⌠окаянной■.

    ⌠В сверхбудущем √ благой идеал всё-таки есть■, - хотела сказать поэтесса.

    А у Евтушенко был идеал? И какой?

    И не определишь. Из противоречий можно составить их, так сказать, геометрическую сумму (как при сложении движений пловца и течения). Это и будет идеал. А как его узнать в произведении, не имеющем ценностных противоречий?

    ⌠Чрезмерному успеху Евтушенко способствовала простота и доступность его стихов, а также скандалы, часто поднимавшиеся критикой вокруг его имени. Рассчитывая на публицистический эффект, Евтушенко то избирал для своих стихов темы актуальной политики партии┘ то адресовал их критически настроенной общественности■ (Вольфганг Казак).

    Нос по ветру, можно заподозрить Евтушенко.

    Как факт √ он дёрнул в США и там живёт, как только в СССР и России стало совсем плохо жить. То есть идеал его √ Польза. Мещанский идеал. Комфорт.

    Вот он и выступил теперь за оранжевых на Украине.

    Держась принципа открывать скрытый (всегда скрытый!) смысл художественного произведения, я вообще должен был бы не браться за сплошь публицистского Евтушенко, ничего подсознательного никогда не выражавшего, непонятным никогда не бывшего. Но, поскольку мне удалось, как кажется, открыть его жизненный идеал, то можно, надеюсь, меня простить за то, что я вышел за рамки своего амплуа.

    16 марта 2014 г.

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
313213  2014-03-17 13:44:10
Л.Лисинкер
- По поводу статьи "Трепло" /

Автор статьи это клеймо приклеил к Евтушенко. Отталкиваясь от четверостишия Евтушенко в переплет.ру о РАВНОДУШНЫХ. Автор тщательно выложил весь стих и 100%-но доказал, что ни-и-икакой художественной ценности там нет.

Отсюда гордый упрёк в адрес Евтушенко - ТРЕПЛО. И знаете, что любопытно? - Пару-тройку месяцев т.н. львовский доцент (а может быть, и профессор) так же тщательно проанализировал поэзию Маяковского и прилепил ему соответственно кличку - "Из широких штанин".

Наш автор и львовский профессор - друг с другом - в контрах. Но вот - сошлись, в своей ненависти к классикам.

Пожалуй, автору статьи пора браться за нового классика - О.Мандельштама. Вот ему парочка четверостиший:

--

И снова яблоня теряет дикий плод,

И тайный образ мне мелькает,

И богохульствует, и сам себя клянёт,

И угли ревности глотает.

--

А счастье катится, как обруч золотой,

Чужую волю исполняя.

И ты гоняешься за лёгкою весной,

Ладонью воздух рассекая ...

---

Вперёд, уважаемый автор. (Глядит в зеркало). Кто там ещё трепло?! И действительно - КТО там ещё ТРЕПЛО ?

313222  2014-03-17 16:36:16
Л.Лисинкер
- С.Воложину / Цитирую: "Спасибо. Наконец мы о литературе"

Ну, и что ? Получили вы мой опус ? - Похоже, что нет. По адресу, кот. вы указали - увы. Мой комп рычит и ругается.

313218  2014-03-17 15:17:29
Воложин
- Лисинкеру.

Спасибо. Наконец мы о литературе, а не о политике.

А вы б не захотели почитать, что я давно и недавно написал о Маяковском, Мандельштаме? Мой сайт http://art-otkrytie.narod.ru Там есть алфавитный указатель. Ну и т.д.

313225  2014-03-17 19:40:13
Воложин
- Лисинкеру.

Получил, конечно. А сайт Попробуйте через Мозилу или Оранж. А можно через поисковик: ╚Воложин Маяковский╩, ╚Воложин Мандельштам╩.

313256  2014-03-18 13:41:22
Воложин
- Лисинкеру.

Я вас понимаю. Я белая ворона с этим своим критерием художественности. У вас же он другой. И у большинства другой. Как-де я смею вылезать на люди не с таким критерием, как у них.

Я признаю, что озлобился от неприятия.

Но могу сказать и пару слов в свою защиту.

Вы ж согласитесь, что есть лёгкая музыка и (жаль, что нет устоявшегося названия антипода лёгкой, ибо классическая не охватывает антиподов).

Так почему не согласиться, что и в литературе есть подобное разделение.

Да, я от озлобления разделение обозвал сортностью.

Но есть же что-то от истины в моём разделении.

А есть же и удобство. Смотрите, по какому неполитическому критерию я отхлестал Евтушенко за политическое приспособленство (ибо даже его политическое инакомыслие рождено было жаждой Пользы-Славы).

313259  2014-03-18 14:21:15
Л.Лисинкер
- Воложину / Ничего личного.

Согласитесь, - это скучно - на счётах выщёлкивать:

есть художественность - нет художественности. А если опустить поводья, - и пусть несёт тройка_вдохновения куда ей вздумается. Да, есть шанс, что не удержищься на повороте.

Но так кто не рискует, .... и т. Вот гляньте мои заметки, кот. разместил лит_портал Самары:

-- http://samaralit.ru/?p=24914 --

Между прочим, - десять баллов дали. На досуге полистайте.

313261  2014-03-18 15:10:42
Воложин
- Лисинкеру.

Согласиться не могу. Это ж сотворчество. Озаряет, что хотел сказать художник. Это совсем не то, что заражение, когда ясно с первой секунды, куда тебя влекут, и сочувствие.

Сотворчество выше сочувствия.

313262  2014-03-18 15:21:21
Воложин
- Лисинкеру.

Ещё.

Вы не хотите всё-таки ответить, про наличие лёгкой музыкии иной?

313264  2014-03-18 17:25:30
Куклин о Воложине
- Какая прелесть: "Я предлагаю осознать в себе такое мессианство бывшему советскому народу, тысячелетиями сохранившему в своём менталитете нерационализм" - услышать такое от еврея. Сразу начинаешь любить этот народ. Хотя понимаешь, что Воложиных там мало, все больше Аргоши тусуются. Но народ, способный породить Пушкина, Абая, Воложина, воистину велик. Пусть даже внутри него гнездятся и Аргоши с Лилиями. Вот украинский народ таких титанов не породил. Шевченко ведь бы националистом. А гуцулы нынешние и И. Франко забыли, а вот Пилсудского помнят. И Геббельса цитируют.

313267  2014-03-18 18:45:51
Воложин
- Куклину.

Вашими устами да мёд пить.

Петушка хвалит кукуха

Вот бы ещё до путинских ушей бы докричаться.

Последний раз я ему писал об этом летом, когда Яценюк предложил поставить памятник Путину за то, что прикрыли границу украинским товарам. Говорю ему: мало экономики, нужно ещё идейную привлекательность. А что может быть привлекательнее, чем традиция многосотлетнего мессианства России (православие, коммунизм, спасение человечества от глобальной экологической катастрофы).

313269  2014-03-18 19:17:22
Куклин - Воложину
- Значит, мы друг друга не поняли. Меня в вашей фразе умилило слово "нерационализм". . И то, что оно в контексте вашего предложения звучит высоко. Соскучился, знаете ли, по высокому. Живенм последние четверть века так, словно в дерьме плаваем, слышим одни аргошизмы. Иногда вон скиф-азиат лишь прорвется, пара позабывших нас хороших поэтов. А в прозхе. в публицистике - одна горечь да желчь, жесткость и скрытое коварство. И вдруг: нерационально - значит, правильно. У покойного Счастливчика это бы выбило слезу умиления. неу и я... старею, должно быть.

11.03.2014
12:24

Что такое вестернизация русской литературы.

    Интересно, это с подначкой написано, чистоплюем-автором, находящимся в области сознания персонажа, тоже чистоплюя в глубине души? ⌠- Помилуй бог, - сказал я, . . .

09.03.2014
16:45

Столкновение и его результат.

    Смотрим на картину. Ян ван Эйк. Мадонна каноника ван дер Пале. 1436. http://smallbay.ru/article/van_eyck2.html А теперь сравниваем, как по-разному об этой картине пишут. для . . .

02.03.2014
15:19

Поллайоло.

    Какие пронзительные слова: ⌠┘ужас не изображается ради него самого, но как импульс для его преодоления■ (Выготский). И Выготский приводит пример Поллайоло . . .

24.02.2014
15:38

Филонов.

    Поскольку я слышал звон, что Филонов авангардист и советская власть его шпыняла, я, наткнувшись на его "Портрет И.В. Сталина" (1936), подумал, что и он в долгу не . . .

18.02.2014
11:52

"Огни" и "Сны России".

    Опять о Чехове. Если вспомнить (мне, а читателю надо поверить на слово), что я почти не заметил у Чехова изменений идеала, который вдохновлял его сочинять . . .

10.02.2014
17:52

Ярость Набокова в "Лолите".

    ═ ┘недостаток общих высоких идеалов. То же самое относилось, собственно, и ко многим американцам из среды творческой интеллигенции, подавленным . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100