22.01.2014 10:17 |
Короче, чужой Коротич.
Я каждый вечер, годами, слушаю украинский националистский телеканал. Знаю, сколько ненависти с него льётся десятилетиями. Я теперь вижу, как он показывает этот евромайдан. И когда мне прислали слушать эту песню на русском языке (а шла она с клипами, где муссировались кадры с нэзалэжнистью времён перестройки), я в четверть уха слушал и никак не воспринял. Параллельно лихорадочно искал, в каком году это сочинено. (Для меня ж дата создания имеет значения для определения скрытого смысла, если таковой в произведении скрыт.)
А нашедши первоисточник и дату, я стал читать и┘ старый человек┘ Ну понимаете. Потом я позвонил товарищу, знакомому с десятилетнего возраста. И сквозь┘ писать не хочется┘ прочитал ему. И он крякнул.
ПереведЁть мене через майдан
(Останн╨ прохання старого лiрника)
|
Переведiть мене через майдан,
Туди, де бджоли в гречцi стогнуть глухо,
Де тиша набива╨ться у вуха.
Переведiть мене через майдан.
Переведiть мене через майдан,
Де все святкують, б'ються i воюють,
Де часом i себе й мене не чують.
Переведiть мене через майдан.
Переведiть мене через майдан,
Де я спiвав усiх пiсень, що знаю.
Я в тишу увiйду i там сконаю. скончаюсь
Переведiть мене через майдан
Переведiть мене через майдан,
Де жiнка плаче, та, що був я з нею.
Мину ©© i навiть даже не пiзнаю.
Переведiть мене через майдан.
Переведiть мене через майдан
З жалями сожалениями й незабутою любов'ю.
Там дужим був i там нiкчемним був я.
Переведiть мене через майдан.
Переведiть мене через майдан,
Де на тополях виснуть хмари п'янi.
Мiй син тепер спiва╨ на майданi.
Переведiть мене через майдан.
Переведiть...
Майдану тлумне глухое тло поле
Взяло його у себе i вело ще,
Коли вiн впав у центрЁ то© площi,
А поля за майданом не було.
1971 |
Мда. В 35 лет Коротич излился похожим на экзистенциалистское произведением. Экзистенциализм. То, что возникло в культуре Франции от позорного поражения от Гитлера.
Как, ещё со времён рождения романтизма, спасались от жизненных поражений все пасынки своего века? √ Правильно: уходом в сверхценность внутренней жизни. √ Вот и экзистенциалист. Только уже √ в сверхценность всего лишь некоторых моментов внутренней жизни: любви и смерти.
Что Коротича ушибло? Что там провалилось к 1971-му? Оттепель?
⌠В 1969 году не был переизбран секретарем СП Украины, а также был выведен из правления СП СССР ≈ по словам Коротича, за то, что он ⌠сказал и написал что-то не то■■ (Википедия).
Да не что-то┘ С ним случилось что-то масштаба поражения Франции┘ Воспринятого лично. Так лично, что ни до кого и ни до чего вовне не стало больше дела.
⌠Де все святкують, б'ються i воюють,
Де часом i себе й мене не чують■.
Да и внутри┘
⌠Мину ©© i навiть не пiзнаю■. Когда-то любившую его┘ А он с ней только ⌠був■┘
Сына она родила. А считал и он его своим? Он так же значим для него, как тучи, проходящие над тополями.
⌠Мiй син тепер спiва╨ на майданi■.
Всё √ мимо теперь.
Нет. Кроме одной любви.
⌠З незабутою любов'ю■.
А может, и та √ то же, что проходяшие тучи. В одном же ряду ⌠З жалями■, с никчемностями┘
Что теперь вспоминать? Что было, что не было┘ Всё теперь по инерции.
⌠Майдану тлумне тло
Взяло його у себе i вело ще■.
То есть и настоящести предсмертия нету! √ Врали экзистенциалисты.
И никакой не экзистенциализм тут, а постмодернизм. Нет на свете того, что можно назвать идеалом.
Он хотел
⌠Туди, де бджоли в гречцi стогнуть глухо,
Де тиша набива╨ться у вуха■,
а, оказалось,
⌠поля за майданом не було■.
Или он же не узнал┘
Так зато автор узнал.
Может, и подсознательно. Провёл же он своего старика через самые-самые миги его жизни┘ удач и неудач┘ бесчувственным, зато с одним оставшимся чувством: достичь тишины┘ нирваны и вне себя, не только внутри. Какой-никакой, а идеал всё же. Страсть, прямо. Отрицание суеты, майдана было почти полным. Почти┘ Счастье было так близко, так возможно┘ А оказалось, что НЕ было. Как у мотыльков, летящих в пламя свечи. И того не дано узнать. √ Так старик же красиво прожил конец жизни! √ И вот это столкновение счастья с несчастьем не даёт ли √ редкий случай √ переживание отсутствия чего бы то ни было в ранге идеала.
Понятно, отчего Коротич с такой сластью громил власть в перестройку? √ Ради реставрации капитализма? √ Вряд ли.
Но индивидуалистом он стал.
21 января 2014 г.
Что говорят об этом в Дискуссионном
клубе?
- Вы не обратили внимания на то, что претензии к майданистам происходят от профсоюзов, а деньги для хулиганов собирают и тратят коммерческие юридические лица, связанные с праворадикальными партиями Украины.
То, что вас так радует (длительность волнений в Киеве), служит не в вашу пользу. Забастовки бывают долгими только в случае поддержки забастовщиков богатыми профсоюзами или финансовой подпитки из-за рубежа в качестве платы за измену интересам Родины. Пример - Чили, где забастовки домохозяек, например, оплачивал американский конгресс, забастовки ваших шахтеров в период перестройки оплачивали Германия и Франция. Дестабилизация в любой стране происходит в интересах других держав с помощью пятой колонны. Пример - царская Россия в феврале 1917-го года.
|
- Куклину
Валерий Васильевич, что ж вы остановились в своих исторических аналогиях? Продолжайте. Что было после февраля 1917? За чьи деньги? В чью пользу?
|
- Мои аналогии. Где хочу - там и останавливаюсь.
|
- Меня просят сравнить стихи Коротича с переводом Мориц, с пением Никитиных
Плохо всё по сравнению с Коротичем. Пение Никитиных вообще некое торжество, благодарность, что жизнь БЫЛА. Таков уж у них тембр их голосов жизнеутверждающий такой, светлый Не им петь такой мрак, что выразил Коротич.
Да и перевод
Переведи меня через майдан,
Через родное торжище людское
Туда, где пчелы в гречневом покое,
Переведи меня через майдан.
Переведи меня через майдан,
Он битвами, слезами, смехом дышит,
Порой меня и сам себя не слышит.
Переведи меня через майдан.
Переведи меня через майдан,
Где мной все песни сыграны и спеты,
Я в тишь войду и стихну был и нету.
Переведи меня через майдан.
Переведи меня через майдан,
Где плачет женщина, я был когда - то с нею.
Теперь пройду и даже не узнаю.
Переведи меня через майдан.
Переведи меня через майдан,
С моей любовью, с болью от потравы.
Здесь дни моей ничтожности и славы.
Переведи меня через майдан.
Переведи меня через майдан,
Где тучи пьяные на пьяный тополь тянет.
Мой сын поет сегодня на майдане.
Переведи меня через майдан.
Переведи...
Майдана океан
Качнулся, взял и вел его в тумане,
Когда упал он мертвым на майдане...
А поля не было, где кончился майдан.
1980 г.
Первое же слово у Мориц хуже. Старик одинок по Коротичу. Ему не к кому обратиться во втором лице. Он к кому-нибудь обращается. Его у Коротича так никто и не взялся перевести: ╚Майдану тлумне тло / Взяло його у себе i вело╩. Безлично. Как жил индивидуалистом, так и был кто возле него при конце. ╚Майдана океан╩ это ненужный поэтизм. То ли дело у Коротича глухое поле майдана. Там полно людей, а к старику они все глухи.
И никакое оно не ╚родное торжище людское╩, как у Мориц. Даже мать своего сына он не узнает родное
А разве можно сравнить ╚Туда, где пчелы в гречневом покое╩ и ╚Туди, де бджоли в гречцi стогнуть глухо╩? У Коротича так и слышишь пчелиный гул. А у Мориц есть что-то живое? У неё сразу итог: покой. Умопостигаемое. У Коротича же чувством постигаемое. Тихий гул живого по контрасту как бы рождает абсолютную тишину: ╚Де тиша набива╨ться у вуха╩.
Хуже и следующее: ╚Он битвами, слезами, смехом дышит╩. Это ╚дышит╩ какое-то одобрительное. Многоцветье жизни, мол. Органичность существования майдана. А у Коротича: ╚Де все святкують, б'ються i воюють╩. Оттенок надоедливости: ╚все╩. Оттенок отстранённости ╚я╩ от ╚они╩. Причём эти ╚они╩ аж брезгливо не упомянуты, и лишь чувствуются в глагольной форме действий.
То же и в следующем сравнении: ╚Порой меня и сам себя не слышит╩ и ╚Де часом i себе й мене не чують╩. Причём у Мориц какая-то абстракция не слышание себя майданом. А у Коротича это ж неназванные ╚они╩, люди. Оттенок мошкары проскальзывает. Отношение старика к ним сверху вниз.
Ненатуральность у Мориц, как началась, так и длится: ╚Где мной все песни сыграны и спеты╩. Зачем такая активность песням? Естественнее у Коротича: ╚Де я спiвав усiх пiсень, що знаю╩.
То же дальше: ╚и стихну╩. ╚i там сконаю╩ - проще. А слова: ╚был и нету╩ у Мориц - это итоговое переживание от стихотворения Коротича, названное словами. Коротич, умолчанием, даёт восприемнику подвести итог. И именно так и поступает художник. А Мориц тут выступает как иллюстратор.
Строка: ╚Где тучи пьяные на пьяный тополь тянет╩, - откровенно плоха. У Коротича же соответствующая строка резко изобразительная: ╚Де на тополях виснуть хмари п'янi╩.
Ну и ударный глагол у Коротича ╚не було╩ в конце, что здорово, а у Мориц не в конце, что слабо: ╚А поля не было, где кончился майдан╩ и ╚А поля за майданом не було╩.
Ну всё-всё у Мориц хуже, чем у Коротича.
|
- Не вытерпел. Скажу. Мы именно версию Коротича с самого начала пели, несмотря на шарм Никитиных. Хорошо, что вспомнили. Коротич, пожалуй, сам не понимает сейчас, как он предугадал все наши майданы. Ну по крайней мере, в еженедельной колонке редактора газеты "Бульвар", которую он ведет, ничего этого давно нет.
|
- С возвращением, Александр Леонидович. Хорошо, что не выдержали. Хотя Коротича не люблю, вы где-то правы в отношении предвидения его. Уверен - случайного.
А может. и нет... Про любовь украинцев помайдагнничать искони писали многие литераторы. Вспомните "Тихий Дон" и фильмы советские про Гражданскую войну. Если толпе присутствуют украинцы, то базлай продолжается долго. И хотят высказаться все. Но говорят, как баптисты - одно и то же фактически. И всегда с фигой в кармане.
|
- Владимир Михайлович, услышал ваш крик отчаяния. Не стали российские писатели писать петицию к украинцам с просьбой "ребята, давайте жить дружно". Но не потому, что мы такие ничтожные гнидлы, как вам кажется, а просто потому, что опытны. Сколько уж всего мы тут писали и подписывались по чем - а воз и ныне там. Власть давно уже никого не слышит, коллективных писем не читает. Да и что может сказать россиянин украинцу? Что повысит ему жалование за работу на него по-черному? Что будет приезжий в Москву украинский гастарбайтер жить по-человечески? Что не будут его унижать и грабить московские милиционеры?
Не поверит украинец 21 века таким побасенкам. Да и тот, кто подпишется, не поверит. вы сам не поверите. Вот потому ваши надежды на нас оказались напрасными.
|
- Александр Леонидович, вы мне тут говорили, что майданщики прибыли в Киев за свой счет и беспредельничают по личной инициативе. А вот сообщение официальное:
"Суд арестовал банковские счета, на которые перечислялись средства в поддержку протестов в Киеве в рамках рассмотрения иска Федерации профсоюзов Украины о возмещении ущерба, нанесенного участниками "евромайдана", сообщает в среду сайт издания "Закон и Бизнес" со ссылкой на источник.
"В рамках рассмотрения иска Федерации профсоюзов Украины о возмещении нанесенного ущерба, судом арестованы все банковские счета, на которых собирались средства для "евромайдана" и "автомайдана". Перечислены организации и конкретные лица, производившие эти сборы и оплачивающие участников майдана. то есть, как это ни странно, оказался прав я.
Но не горжусь этим. И не радуюсь. Издали все в старости видится отчетливее, чем вблизи. Закон природы. Приношу вам соболезнования. Дело Львова в Киеве проиграно. И поздравления мои. Украина распасться на три державки еще не готова. Но пора поразмыслить об общеукраинской идее пришла.
|
- Глотову.
Ну вы и хорош.
Коротич воспел отсутствие идеалов, а вы, который с идеалом (валить власть), Коротича же на флаг (╚Коротич предугадал все наши майданы╩). И вперёд, валить власть.
|
- Куклину
Валерий Васильевич, я не буду вам возражать по поводу того, кто выиграл, кто проиграл. Напомню только, что два месяца подряд мне все, в том числе и вы, говорили тут, что через день-два всех разгонят и они утрутся и расползутся по норам. Ко всем обращаюсь господам пророкам: посмотрите свои сообщения, обратите внимание на даты
|
|