TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.01.2014
10:17

Короче, чужой Коротич.

    Я каждый вечер, годами, слушаю украинский националистский телеканал. Знаю, сколько ненависти с него льётся десятилетиями. Я теперь вижу, как он показывает этот евромайдан. И когда мне прислали слушать эту песню на русском языке (а шла она с клипами, где муссировались кадры с нэзалэжнистью времён перестройки), я в четверть уха слушал и никак не воспринял. Параллельно лихорадочно искал, в каком году это сочинено. (Для меня ж дата создания имеет значения для определения скрытого смысла, если таковой в произведении скрыт.)

    А нашедши первоисточник и дату, я стал читать и┘ старый человек┘ Ну понимаете. Потом я позвонил товарищу, знакомому с десятилетнего возраста. И сквозь┘ писать не хочется┘ прочитал ему. И он крякнул.

    ПереведЁть мене через майдан
    (Останн╨ прохання старого лiрника)

     

    Переведiть мене через майдан,

    Туди, де бджоли в гречцi стогнуть глухо,

    Де тиша набива╨ться у вуха.

    Переведiть мене через майдан.

    Переведiть мене через майдан,

    Де все святкують, б'ються i воюють,

    Де часом i себе й мене не чують.

    Переведiть мене через майдан.

    Переведiть мене через майдан,

    Де я спiвав усiх пiсень, що знаю.

    Я в тишу увiйду i там сконаю. скончаюсь

    Переведiть мене через майдан

    Переведiть мене через майдан,

    Де жiнка плаче, та, що був я з нею.

    Мину ©© i навiть даже не пiзнаю.

    Переведiть мене через майдан.

    Переведiть мене через майдан

    З жалями сожалениями й незабутою любов'ю.

    Там дужим був i там нiкчемним був я.

    Переведiть мене через майдан.

    Переведiть мене через майдан,

    Де на тополях виснуть хмари п'янi.

    Мiй син тепер спiва╨ на майданi.

    Переведiть мене через майдан.

    Переведiть...

    Майдану тлумне глухое тло поле

    Взяло його у себе i вело ще,

    Коли вiн впав у центрЁ то© площi,

    А поля за майданом не було.

    1971

    Мда. В 35 лет Коротич излился похожим на экзистенциалистское произведением. Экзистенциализм. То, что возникло в культуре Франции от позорного поражения от Гитлера.

    Как, ещё со времён рождения романтизма, спасались от жизненных поражений все пасынки своего века? √ Правильно: уходом в сверхценность внутренней жизни. √ Вот и экзистенциалист. Только уже √ в сверхценность всего лишь некоторых моментов внутренней жизни: любви и смерти.

    Что Коротича ушибло? Что там провалилось к 1971-му? Оттепель?

    ⌠В 1969 году не был переизбран секретарем СП Украины, а также был выведен из правления СП СССР ≈ по словам Коротича, за то, что он ⌠сказал и написал что-то не то■■ (Википедия).

    Да не что-то┘ С ним случилось что-то масштаба поражения Франции┘ Воспринятого лично. Так лично, что ни до кого и ни до чего вовне не стало больше дела.

    ⌠Де все святкують, б'ються i воюють,

    Де часом i себе й мене не чують■.

    Да и внутри┘

    ⌠Мину ©© i навiть не пiзнаю■. Когда-то любившую его┘ А он с ней только ⌠був■

    Сына она родила. А считал и он его своим? Он так же значим для него, как тучи, проходящие над тополями.

    ⌠Мiй син тепер спiва╨ на майданi■.

    Всё √ мимо теперь.

    Нет. Кроме одной любви.

    ⌠З незабутою любов'ю■.

    А может, и та √ то же, что проходяшие тучи. В одном же ряду ⌠З жалями■, с никчемностями┘

    Что теперь вспоминать? Что было, что не было┘ Всё теперь по инерции.

    ⌠Майдану тлумне тло

    Взяло його у себе i вело ще■.

    То есть и настоящести предсмертия нету! √ Врали экзистенциалисты.

    И никакой не экзистенциализм тут, а постмодернизм. Нет на свете того, что можно назвать идеалом.

    Он хотел

    ⌠Туди, де бджоли в гречцi стогнуть глухо,

    Де тиша набива╨ться у вуха■,

    а, оказалось,

    ⌠поля за майданом не було■.

    Или он же не узнал┘

    Так зато автор узнал.

    Может, и подсознательно. Провёл же он своего старика через самые-самые миги его жизни┘ удач и неудач┘ бесчувственным, зато с одним оставшимся чувством: достичь тишины┘ нирваны и вне себя, не только внутри. Какой-никакой, а идеал всё же. Страсть, прямо. Отрицание суеты, майдана было почти полным. Почти┘ Счастье было так близко, так возможно┘ А оказалось, что НЕ было. Как у мотыльков, летящих в пламя свечи. И того не дано узнать. √ Так старик же красиво прожил конец жизни! √ И вот это столкновение счастья с несчастьем не даёт ли √ редкий случай √ переживание отсутствия чего бы то ни было в ранге идеала.

    Понятно, отчего Коротич с такой сластью громил власть в перестройку? √ Ради реставрации капитализма? √ Вряд ли.

    Но индивидуалистом он стал.

    21 января 2014 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
310883  2014-01-23 01:43:13
Куклин - Глотову
- Вы не обратили внимания на то, что претензии к майданистам происходят от профсоюзов, а деньги для хулиганов собирают и тратят коммерческие юридические лица, связанные с праворадикальными партиями Украины.

То, что вас так радует (длительность волнений в Киеве), служит не в вашу пользу. Забастовки бывают долгими только в случае поддержки забастовщиков богатыми профсоюзами или финансовой подпитки из-за рубежа в качестве платы за измену интересам Родины. Пример - Чили, где забастовки домохозяек, например, оплачивал американский конгресс, забастовки ваших шахтеров в период перестройки оплачивали Германия и Франция. Дестабилизация в любой стране происходит в интересах других держав с помощью пятой колонны. Пример - царская Россия в феврале 1917-го года.

310886  2014-01-23 11:11:13
Александр Глотов http://pereplet.ru/avtori/glotov.html
- Куклину

Валерий Васильевич, что ж вы остановились в своих исторических аналогиях? Продолжайте. Что было после февраля 1917? За чьи деньги? В чью пользу?

310888  2014-01-23 11:54:56
Куклин - Глотову
- Мои аналогии. Где хочу - там и останавливаюсь.

310868  2014-01-22 18:01:51
Воложин
- Меня просят сравнить стихи Коротича с переводом Мориц, с пением Никитиных

Плохо всё по сравнению с Коротичем. Пение Никитиных вообще некое торжество, благодарность, что жизнь БЫЛА. Таков уж у них тембр их голосов жизнеутверждающий такой, светлый Не им петь такой мрак, что выразил Коротич.

Да и перевод

Переведи меня через майдан, Через родное торжище людское Туда, где пчелы в гречневом покое, Переведи меня через майдан.

Переведи меня через майдан, Он битвами, слезами, смехом дышит, Порой меня и сам себя не слышит. Переведи меня через майдан.

Переведи меня через майдан, Где мной все песни сыграны и спеты, Я в тишь войду и стихну был и нету. Переведи меня через майдан.

Переведи меня через майдан, Где плачет женщина, я был когда - то с нею. Теперь пройду и даже не узнаю. Переведи меня через майдан.

Переведи меня через майдан, С моей любовью, с болью от потравы. Здесь дни моей ничтожности и славы. Переведи меня через майдан.

Переведи меня через майдан, Где тучи пьяные на пьяный тополь тянет. Мой сын поет сегодня на майдане. Переведи меня через майдан.

Переведи... Майдана океан Качнулся, взял и вел его в тумане, Когда упал он мертвым на майдане... А поля не было, где кончился майдан.

1980 г.

Первое же слово у Мориц хуже. Старик одинок по Коротичу. Ему не к кому обратиться во втором лице. Он к кому-нибудь обращается. Его у Коротича так никто и не взялся перевести: ╚Майдану тлумне тло / Взяло його у себе i вело╩. Безлично. Как жил индивидуалистом, так и был кто возле него при конце. ╚Майдана океан╩ это ненужный поэтизм. То ли дело у Коротича глухое поле майдана. Там полно людей, а к старику они все глухи.

И никакое оно не ╚родное торжище людское╩, как у Мориц. Даже мать своего сына он не узнает родное

А разве можно сравнить ╚Туда, где пчелы в гречневом покое╩ и ╚Туди, де бджоли в гречцi стогнуть глухо╩? У Коротича так и слышишь пчелиный гул. А у Мориц есть что-то живое? У неё сразу итог: покой. Умопостигаемое. У Коротича же чувством постигаемое. Тихий гул живого по контрасту как бы рождает абсолютную тишину: ╚Де тиша набива╨ться у вуха╩. Хуже и следующее: ╚Он битвами, слезами, смехом дышит╩. Это ╚дышит╩ какое-то одобрительное. Многоцветье жизни, мол. Органичность существования майдана. А у Коротича: ╚Де все святкують, б'ються i воюють╩. Оттенок надоедливости: ╚все╩. Оттенок отстранённости ╚я╩ от ╚они╩. Причём эти ╚они╩ аж брезгливо не упомянуты, и лишь чувствуются в глагольной форме действий.

То же и в следующем сравнении: ╚Порой меня и сам себя не слышит╩ и ╚Де часом i себе й мене не чують╩. Причём у Мориц какая-то абстракция не слышание себя майданом. А у Коротича это ж неназванные ╚они╩, люди. Оттенок мошкары проскальзывает. Отношение старика к ним сверху вниз.

Ненатуральность у Мориц, как началась, так и длится: ╚Где мной все песни сыграны и спеты╩. Зачем такая активность песням? Естественнее у Коротича: ╚Де я спiвав усiх пiсень, що знаю╩.

То же дальше: ╚и стихну╩. ╚i там сконаю╩ - проще. А слова: ╚был и нету╩ у Мориц - это итоговое переживание от стихотворения Коротича, названное словами. Коротич, умолчанием, даёт восприемнику подвести итог. И именно так и поступает художник. А Мориц тут выступает как иллюстратор.

Строка: ╚Где тучи пьяные на пьяный тополь тянет╩, - откровенно плоха. У Коротича же соответствующая строка резко изобразительная: ╚Де на тополях виснуть хмари п'янi╩.

Ну и ударный глагол у Коротича ╚не було╩ в конце, что здорово, а у Мориц не в конце, что слабо: ╚А поля не было, где кончился майдан╩ и ╚А поля за майданом не було╩.

Ну всё-всё у Мориц хуже, чем у Коротича.

310870  2014-01-22 19:45:10
Александр Глотов http://pereplet.ru/avtori/glotov.html
- Не вытерпел. Скажу. Мы именно версию Коротича с самого начала пели, несмотря на шарм Никитиных. Хорошо, что вспомнили. Коротич, пожалуй, сам не понимает сейчас, как он предугадал все наши майданы. Ну по крайней мере, в еженедельной колонке редактора газеты "Бульвар", которую он ведет, ничего этого давно нет.

310871  2014-01-22 20:44:45
Куклин - Глотову
- С возвращением, Александр Леонидович. Хорошо, что не выдержали. Хотя Коротича не люблю, вы где-то правы в отношении предвидения его. Уверен - случайного.

А может. и нет... Про любовь украинцев помайдагнничать искони писали многие литераторы. Вспомните "Тихий Дон" и фильмы советские про Гражданскую войну. Если толпе присутствуют украинцы, то базлай продолжается долго. И хотят высказаться все. Но говорят, как баптисты - одно и то же фактически. И всегда с фигой в кармане.

310872  2014-01-22 20:55:41
Куклин - Липунову
- Владимир Михайлович, услышал ваш крик отчаяния. Не стали российские писатели писать петицию к украинцам с просьбой "ребята, давайте жить дружно". Но не потому, что мы такие ничтожные гнидлы, как вам кажется, а просто потому, что опытны. Сколько уж всего мы тут писали и подписывались по чем - а воз и ныне там. Власть давно уже никого не слышит, коллективных писем не читает. Да и что может сказать россиянин украинцу? Что повысит ему жалование за работу на него по-черному? Что будет приезжий в Москву украинский гастарбайтер жить по-человечески? Что не будут его унижать и грабить московские милиционеры?

Не поверит украинец 21 века таким побасенкам. Да и тот, кто подпишется, не поверит. вы сам не поверите. Вот потому ваши надежды на нас оказались напрасными.

310873  2014-01-22 21:12:02
Куклин - Глотову
- Александр Леонидович, вы мне тут говорили, что майданщики прибыли в Киев за свой счет и беспредельничают по личной инициативе. А вот сообщение официальное: "Суд арестовал банковские счета, на которые перечислялись средства в поддержку протестов в Киеве в рамках рассмотрения иска Федерации профсоюзов Украины о возмещении ущерба, нанесенного участниками "евромайдана", сообщает в среду сайт издания "Закон и Бизнес" со ссылкой на источник.

"В рамках рассмотрения иска Федерации профсоюзов Украины о возмещении нанесенного ущерба, судом арестованы все банковские счета, на которых собирались средства для "евромайдана" и "автомайдана". Перечислены организации и конкретные лица, производившие эти сборы и оплачивающие участников майдана. то есть, как это ни странно, оказался прав я.

Но не горжусь этим. И не радуюсь. Издали все в старости видится отчетливее, чем вблизи. Закон природы. Приношу вам соболезнования. Дело Львова в Киеве проиграно. И поздравления мои. Украина распасться на три державки еще не готова. Но пора поразмыслить об общеукраинской идее пришла.

310879  2014-01-22 22:10:39
Воложин
- Глотову.

Ну вы и хорош.

Коротич воспел отсутствие идеалов, а вы, который с идеалом (валить власть), Коротича же на флаг (╚Коротич предугадал все наши майданы╩). И вперёд, валить власть.

310881  2014-01-22 22:51:13
Александр Глотов http://pereplet.ru/avtori/glotov.html
- Куклину

Валерий Васильевич, я не буду вам возражать по поводу того, кто выиграл, кто проиграл. Напомню только, что два месяца подряд мне все, в том числе и вы, говорили тут, что через день-два всех разгонят и они утрутся и расползутся по норам. Ко всем обращаюсь господам пророкам: посмотрите свои сообщения, обратите внимание на даты

20.01.2014
12:41

Нет. Не растерял Растеряев...

    Усомнился я┘ Послушайте (тут). И посмотрите. Ходики идут. На столе вино. Солнца луч стучит в закрытое окно. Я пока что трезв. А вчера был пьян. Философия одна √ . . .

18.01.2014
21:17

Кабаков постмодернистом притворился?

    Все встречались с рифмоплётами. В их произведениях есть противоречие: фразирующее произношение сталкивается с тактирующим. А никакого особого впечатления на . . .

28.12.2013
12:22

Надо ли каяться за попытку построить коммунизм.

    Я, занимающийся открытиями художественного смысла произведений искусства, всегда скрытого, если произведение таки художественное, решил сделать отступление . . .

18.12.2013
18:41

Аранышев. Проверка.

    Я получил возражение на свой вывод, что Аранышев √ пробуддист (см. тут). Картина "Звуки тишины", мол, символистская. А символизм √ это ж нечто мечтательное о чём-то . . .

16.12.2013
17:01

И вот такую любовь-поглощение Украина отвергла.

    Хочется как-то отреагировать на события на Украине. Разрешите, я перепечатаю давно стоящий в интернете материал 1993 года создания. Мало ж кто туда заглядывает. Плюс . . .

15.12.2013
12:29

Аранышев.

    Было так. Я спросил Яндекс: "Лучшие художники современного искусства". Что-то выбрал в предложенном перечне сайтов, открыл, а там список из нескольких фамилий с . . .

13.12.2013
13:34

Но как я пролетел!

    Пролетел я с оценкой (обнаруженного одним ни в чём не заинтересованным корреспондентом) безразличия большинства присутствующих на евромайдане к евроинтеграции . . .

11.12.2013
14:00

Почему сериал "Оттепель" Тодоровского плохой?

    Отправной точкой моего разбора являются две идеи: идеостиля и повторяемости его в веках. Например, тяга к классицизму в советском искусстве. Классицизм √ . . .

08.12.2013
18:02

Франсуа Буше.

    Я рококо понимаю как индивидуалистический бунт против обществизма при классицизме. А поскольку сильнейшая степень такого бунта есть в веках повторяющееся . . .

01.12.2013
22:40

Острастка Ставроса Диакумиса Укоаине.

    Я всё ругаюсь на искусство, ограничивающее себя образами для выражения того, что хочет сказать художник. Слабо, мол. Выражает знаемое. То ли дело, мол, выражать . . .

01.12.2013
15:47

Не про "Идеального мужа" Богомолова.

    Что бывает если отдаться тому, что тебя несёт? Вдруг что-то остро-интересное? Меня несёт всё усиливающееся ощущение падения высокого искусства. Падение √ из-за . . .

27.11.2013
12:33

Появился первый признак моей правоты о Германе старшем.

    Герман не прогнулся перед наступившим капитализмом. То же будет и с ⌠Трудно быть богом■. http://art-otkrytie.narod.ru/german-st.htm Признак состоит в том, что Герман сделал в . . .

25.11.2013
08:47

Иванов и Велединский

    Недавно в клубе ⌠Что? Где? Когда?■ прозвучал смешной вопрос: ⌠Почему крестьяне не разбили статую?■ Ввод в вопрос приблизительно такой. Во время революции . . .

10.11.2013
11:13

Ай да Быков! Ай не молодец!

    ⌠Поистине, бывают странные сближения■, так заканчивает Дмитрий Быков свою статью ⌠Странные сближения■, якобы перекликаясь с Пушкиным: ⌠В конце 1825 года . . .

03.11.2013
14:16

Всё проходит. А унижение народа?..

    Дню всенародного единства посвящается. Начинает выкристаллизовываться у меня новый жанр искусствоведческого разбора √ объяснять самому себе, почему мне стыдно . . .

01.11.2013
15:07

Эх, Буслов!

    - Мне стыдно. - А кто ты такой, чтоб публично каяться? - Ну┘ Какой-то круг людей меня знает. Вдруг полезно будет им, если на это наткнутся┘ - И в чём польза? - Одна из . . .

20.10.2013
15:03

Наталья Гончарова, но не та.

    + Я воспользуюсь самоцитатой из другой своей статьи об абстрактной живописи (см. тут): "абстракционизм √ это человеконенавистничество". Гончарова. Испанка. Около . . .

12.10.2013
17:00

Внимательность первооткрывателя.

    В этой заметке я пользуюсь достижениями, записанными тут. Раз я считаю, что большой художник выражает подсознательное, то могу думать, что эта таинственная . . .

10.10.2013
14:27

Бедный, всё потерявший, Кундера.

    Я, наверно, где-то слышал звон, что Кундера √ постмодернист. А постомдернист, по-моему, и одним словом, √ это пофигист. Нет, мол, больше на свете того, что можно было б . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100