TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.01.2014
14:13

Зря рекомендованный Формайт.

    А ну-ка √ эксперимент. Читаю порекомендованное произведение, ⌠Ветеран■ Форсайта, которое подозреваю никчемным, раз порекомендовал американец. Есть способ . . .

24.01.2014
12:45

К 76-й годовщине со дня рождения Высоцкого

    или

    Образный смысл √ это не художественный смысл.

    Накануне 76-й годовщины со дня рождения Высоцкого я был уличён в существующих и не существующих ошибках в одной моей статье (статью читать тут):

    ⌠Нет совершенно никаких оснований утверждать, что лирический герой ⌠одобрял■ политику властей в 56 / 68 годах √ лирический герой был, безусловно, безразличен к этим событиям {Будапешт не оставил ⌠занозы■), но от безразличия весьма далеко до одобрения■.

    Основание у меня было, если процитировать следующую строчку стихотворения:

     

    А Прага сердце мне не разорвала.

    Речь о вторжениях советских войск в суверенные страны Варшавского блока: в Венгрию и в Чехословакию.

    Гиперболы и про Будапешт, и про Прагу. Поэтические фигуры, так называемые, отступления от нейтрального способа изложения с целью эмоционального воздействия.

    Но про Прагу √ как-то особенно экзальтированно. Издёвкой попахивает.

    Но пора привести всё стихотворение.

     

    Я никогда не верил в миражи,

    В грядущий рай не ладил чемодана -

    Учителей сожрало море лжи

    И выплюнуло возле Магадана.

    Но, свысока глазея на невежд,

    От них я отличался очень мало -

    Занозы не оставил Будапешт,

    А Прага сердце мне не разорвала.

    А мы шумели в жизни и на сцене:

    Мы путаники, мальчики пока.

    Но скоро нас заметят и оценят.

    Эй! Против кто?

    Намнём ему бока!

    Но мы умели чувствовать опасность

    Задолго до начала холодов.

    С бесстыдством шлюхи приходила ясность

    И души запирала на засов.

    И нас хотя расстрелы не косили,

    Но жили мы поднять не смея глаз -

    Мы тоже дети страшных лет России,

    Безвременье вливало водку в нас.

    Издёвкой гипербола о Праге попахивает, в частности, из-за предпоследней строки стихотворения. Это √ почти цитата из стихотворения Блока о начале Первой мировой войны (о его художественном смысле см. тут). В России ж в первые дни и месяцы был взрыв патриотизма. А Блок, из позиции над схваткой, видел, что это просто хапание, переведённое из экономической политики в войну. (России нужны были проливы Босфор и Дарданеллы, чтоб Германия руками Турции не мешала б вывозу российского хлеба на продажу.)

    Вот такими же, как тогдашние патриоты, выглядят ⌠теперь■ в глазах лирического героя спустя что-то около 10-ти лет после вторжения в Чехословакию те диссиденты в СССР, что открыто выступили против него (не выступили б √ сердце б разорвалось). Их, сторонников социализма с человеческим лицом, в последней глубине их душ тоже вело хапание, которое есть иное выражение главного закона капитализма √ максимальная прибыль. Из исторического далёка, теперь, видно, что ничем иным, кроме как сползанием в капитализм, социализм с человеческим лицом не мог быть. А Высоцкому это ясно уже в конце 70-х, перед смертью, когда и написано это стихотворение.

    Оно, да, экзальтированное. Высоцкий в нём объясняет причину своей скорой смерти: ⌠Безвременье вливало водку в нас■.

    Но это безвременье не только для правых диссидентов (сторонников капиталистического будущего страны) √ из-за того, что всё не падает это извращение √ советский социализм. Безвременье это и для левых диссидентов (сторонников излечения извращённого социализма самоуправлением) √ их уже почти не осталось, левых, а лжесоциализм медленно сползает в проклятое хапание, в капитализм то бишь. И оставшиеся стали перерождаться в правых: коммунизм невозможен. Ни путём правых уклонистов (⌠Обогащайтесь!■), бухаринцев, ни путём левых (всё √ через государство, чуть не военизированное), троцкистов, сожранных ⌠возле Магадана■. В конце 70-х, в экзальтации отчаяния, лирическому герою даже кажется, что он ⌠никогда не верил в миражи■. В коммунизм. Но это залёт, конечно. Он просто в хрущёвский, что наступит-де к 1980 году, ⌠не ладил чемодана■. Потому и о чемодане речь, что близко √ через пару десятков лет. И очень точен этот образ: ⌠миражи■. Что такое мираж? √ Это ⌠Оптическое явление в ясной, спокойной атмосфере при различной нагретости отдельных ее слоев, состоящее в том, что невидимые, находящиеся за горизонтом предметы отражаются в преломленной форме в воздухе■ (Толковый словарь Ушакова). То есть коммунизм-то, да, будет, но не из этого лжесоциализма. Последний не исправишь. Именно об этом ⌠С бесстыдством шлюхи приходила ясность■. Так оправдывает ли это приспособившихся к лжесоциализму прокоммунистов? √ Стоп-стоп, каких приспособленцев? √ Тех, кто убежал в себя, в полужизнь. Что ⌠души на засов■. Что живут, ⌠поднять не смея глаз■. Что просто пьют ⌠водку■. Да, уже не ⌠путаники■, да, уже не ⌠мальчики■. Но всего лишь ⌠дети страшных лет России■, лет хапания, которое не остановишь, как ни ⌠шумели в жизни и на сцене■.

    Так что ⌠Безвременье■, может, оправдывает? Понять значит простить┘

    Нет! Оттого и экзальтация.

    В конце стихотворения от ⌠я■ происходит переход к ⌠мы■. Это так называемая коммутация (см. тут). Как лжепрятание в научном выступлении в анонимности из-за скромности. Автор ТАКОЕ открыл, что аж стесняется коллег. √ Так лирическое я стихотворения ТАК лупцует несчастных, затурканных, приспособившихся прокоммунистов, что ясно, что для себя лично он нашёл сверхвыход √ в сверхбудущее. Умереть во имя сверхбудущего коммунизма, как в трагедии: герой умер √ идея его остаётся жить в зрителях. √ Вот так он и победит безвременье немедленно!

    От такого радикализма и экзальтация. Иначе: экзальтация является образом крайнего радикализма прокоммуниста. И она разлита по всему стихотворению. Оглянемся ещё раз. Эти слова крайности, преувеличения повсюду: ⌠миражи■, ⌠рай■, ⌠Занозы■, ⌠сердце разорвала■, ⌠С бесстыдством шлюхи■, ⌠запирала■, ⌠страшных■, ⌠Безвременье■. √ Повсюду один и тот же радикальный лирический герой.

    И вот я справедливо уличён, что в той статье нет никаких двух лирических героев: 1) 50-60х и 2) конца 70-х годов.

    Действительно! Скрытый-то смысл, да, есть (вон, сколько пришлось его прояснять). Но образный смысл, а не художественный. Экзальтацией выражен радикализм. Как в обычном лирическом стихотворении, которое можно счесть произведением прикладного искусства, трактуемого √ здесь √ как прилагаемое к коммунистической идее. Призванное усиливать совершенно определённое, заранее знаемое, переживание √ любовь к коммунизму. (Как не хапанию.)

    А художественный смысл, это не от других скрытый смысл, а и от собственного сознания, и не скрытый только подсознанию. Как сознанию подсознание выразить? Словами? Не получится. √ Только противоречиями. И этого в данном стихотворении нет. А я ошибался, что есть.

    Другое дело, что упрекнувший меня в ошибках, считает, что лирический герой стихотворения есть прокапиталист (единственный-де разумный строй на теперешней земле √ капитализм), - прокапиталист, полностью прошедший через перерождение прокоммунистов, что было широко распространено в СССР. И ему, оппоненту, брызгающему слюной горечи и злости на меня, оставшегося прокоммунистом, дорога` экзальтированность Высоцкого, как, мол, тоже полностью переродившегося в прокапиталиста.

    Что Высоцкий этим стихотворением облагороживает собственную скорую смерть, будучи именно прокоммунистом, моему оппоненту наплевать и вообще не видно. Наоборот, ему льстит, что есть-де такие трагические герои, сознательно умирающие за капитализм, раз нельзя, как оказалось, дождаться падения советского социализма, не ставшего лучше от того, что перестало пользовать ⌠расстрелы■. Ему, оппоненту, льстит, что так остро √ до отказа жить √ воспринято прошлое этого социализма от Магадана до Праги и настоящее с ⌠Намнём ему бока■. Ему б хотелось, чтоб смерть страстно злого на советский социализм Галича от, по большому счёту, пьянства, тоже б зачлась как героическая во имя капитализма. И если есть сомнения с Галичем, так вот, пожалуйста: Высоцкий-де уж точно √ сам образно сказал. И эти гневливые слова на себя-прежнего, ⌠очень мало■ отличающегося от ⌠невежд■, и на себя-теперешнего, живущего до некоторой степени ⌠не поднимая глаз■ (во всяком случае остроты Галича себе не позволявщего), вместе с уничижительными словами в адрес коммунизма: ⌠миражи■ и негрядущий, по сути, ⌠рай■, √ все эти слова очень приятно читать прокапиталисту и думать, что и такой гений, как Высоцкий, есть его, прокапиалиста, единомышленник. Моему оппоненту так радостно, что был и навсегда останется герой, - не ровня ему, оппоненту, который умел ⌠чувствовать опасность■, - такой герой, что аж жизнь свою бросил против ненавистного строя. Насколько ненавистен строй √ настолько и экзальтированно стихотворение. И ура ему.

    И мой оппонент не прав.

    Ибо хапание-капитализм совсем не романтическая штука, чтоб за него умирать.

    И глаза оппонента закрываются, что хапание вместе со скрытым восстанием Блока против хапания √ гвоздь стихотворения.

    Можно даже принять его возражение (а он возразил), что лично он знал слова Блока до того, как читал стихотворение Блока. То есть эти блоковские слова можно применять и не в ассоциации с хапанием. Да что там, я сам, разбирая стихотворение Высоцкого впервые, тоже про Блока ничего не знал.

    Так можно и без Блока. Надо просто взглянуть на трагедию духа лирического героя абстрактно: у кого она более, если можно так сказать, трагична? У исторического оптимиста или у сверхисторического оптимиста?

    19 января 2014 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
339864  2017-11-04 07:53:37
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- ЛУЧШИЕ ПЕСНИ ВЫСОЦКОГО.

Лучшие песни В.Высоцкого

№ Название или начальные слова Жанр

1 Волны (штормит весь вечер) ?

2 Диалог у телевизора актерск.

3 Дорогая передача актерск.

4 Колея притча

5 Канатоходец

6 Кони привередливые лир.

7 Корабли (возвращаются все) лир.

8 Кто-то высмотрел плод

9 Меня сегодня бес водил

10 Не надо подходить к чужим столам лир.

11 Полководец с шеею короткой притча

12 Протопи ты мне баньку по белому ?

13 Райские яблоки сюр

14 Рвусь из сил (охота на волков) лир.

15 Смотрины (там у соседа пир го-рой) актерск.

16 Сон мне: желтые огни лир.

17 Час зачатья я помню неточно лир.

18 Что за дом стоит сюр

19 Чужие карбонарии сюр

№ Название или начальные слова Жанр

Наиболее долговечны, на наш взгляд, песенные тексты, где в графе жанр стоит - “сюр”, потому что они дают воображению слушателя больше всего пищи. Сюр - выход в какую-то сверхреальность (кстати,

“сюр” пере-водится с французского, как “над”). Возьмем “Райские яблоки”, где после смерти лирического героя разворачивается следующая картина :

В грязь ударю лицом, завалюсь покрасивее набок

И ударит душа на ворованных клячах в галоп

В дивных райских садах наберу бледнорозовых яблок

Жаль сады сторожат и стреляют без промаха в лоб ...........

Мы успели, в гости к Богу не бывает опозданий ...........

Прискакали - гляжу: пред очами не райское что-то

Неродящий пустырь и сплошное ничто – беспредел …

И среди ничего возвышались литые ворота

И огромный этап у ворот на ворота глядел ...........

Седовласый старик что-то долго возился с засовом

И кряхтел и ворчал и не смог отворить и ушел

И огромный этап не издал ни единого стона

Лишь на корточки вдруг с занемевших колен пересел

Здесь малина, братва, оглушила малиновым звоном

Все вернулось на круг, и распятый над кругом висел.

Традиционные христианские персонажи (апостол Петр с ключами) неожиданно соединяются с беспощадной лагерной тематикой (беспредел - этап - малина).

Лагерная и христианская образность почему-то вполне ор-ганично дополняют друг друга.

Эта неожиданная близость действует на читателя-слушателя, как магниевая вспышка, вырывающая из монотонной прозы поэтическую суть:

Райские кущи – это, может быть, - духовная зона, не более того.

Песенный текст «Райские яблоки», пожалуй, самая многозначная и богатая оттенками и смыслами песня с припиской «сюр». И пару слов о песнях лирических.

По крайней мере, пять песен в таблице - это В.Высоцкий-лирик: Кони, Корабли, Не надо подходить, Сон мне, Час зачатья.

Если выбирать из этих пяти, то, пожалуй, Кони привередливые будут вне конкуренции. В этой песне всё счастливо сошлось: и безоглядная удаль, и полнейшая самоотдача поэта.

Вдоль обрыва, по - над пропастью, по самому, по краю

Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю

Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю

Чую с гибельным восторгом пропадаю, пропадаю.

Последние две строчки так дивно, колдовски сложились, что забыть их нельзя - явный признак поэтической удачи.

Ну, и как символ, метафора нашего тревожного времени - колесница технической цивилизации примчала Человека к краю пропасти.

Я коней напою, я куплет допою

Хоть немного еще постою на краю.

По глубине, пронзительности, образной силе Кони привередливые - вершинная песня В.Высоцкого. Самое долговечное его создание.

И сколько будут помнить В.Высоцкого, столько будут стоять перед глазами Кони по-над пропастью в клочьях пены и бешеный возница, умоляющий вскачь не лететь.

Кстати, - это готовая концепция для памятника В.Высоцкому в тех городах, где такого памятника нет. Но заглянет ли сюда пытливый скульптор?

== == ==

341300  2019-02-10 13:00:41
Воложин
- Смотрите, какая свобода слова в фейсбуке.

Я эту статью поставил в несколько писательских групп. – Объявили мне, что я нарушил правила сообщества и оштрафовали невозможностью неделю что-либо ставить в писательские группы.

22.01.2014
10:17

Короче, чужой Коротич.

    Я каждый вечер, годами, слушаю украинский националистский телеканал. Знаю, сколько ненависти с него льётся десятилетиями. Я теперь вижу, как он показывает этот . . .

20.01.2014
12:41

Нет. Не растерял Растеряев...

    Усомнился я┘ Послушайте (тут). И посмотрите. Ходики идут. На столе вино. Солнца луч стучит в закрытое окно. Я пока что трезв. А вчера был пьян. Философия одна √ . . .

18.01.2014
21:17

Кабаков постмодернистом притворился?

    Все встречались с рифмоплётами. В их произведениях есть противоречие: фразирующее произношение сталкивается с тактирующим. А никакого особого впечатления на . . .

28.12.2013
12:22

Надо ли каяться за попытку построить коммунизм.

    Я, занимающийся открытиями художественного смысла произведений искусства, всегда скрытого, если произведение таки художественное, решил сделать отступление . . .

18.12.2013
18:41

Аранышев. Проверка.

    Я получил возражение на свой вывод, что Аранышев √ пробуддист (см. тут). Картина "Звуки тишины", мол, символистская. А символизм √ это ж нечто мечтательное о чём-то . . .

16.12.2013
17:01

И вот такую любовь-поглощение Украина отвергла.

    Хочется как-то отреагировать на события на Украине. Разрешите, я перепечатаю давно стоящий в интернете материал 1993 года создания. Мало ж кто туда заглядывает. Плюс . . .

15.12.2013
12:29

Аранышев.

    Было так. Я спросил Яндекс: "Лучшие художники современного искусства". Что-то выбрал в предложенном перечне сайтов, открыл, а там список из нескольких фамилий с . . .

13.12.2013
13:34

Но как я пролетел!

    Пролетел я с оценкой (обнаруженного одним ни в чём не заинтересованным корреспондентом) безразличия большинства присутствующих на евромайдане к евроинтеграции . . .

11.12.2013
14:00

Почему сериал "Оттепель" Тодоровского плохой?

    Отправной точкой моего разбора являются две идеи: идеостиля и повторяемости его в веках. Например, тяга к классицизму в советском искусстве. Классицизм √ . . .

08.12.2013
18:02

Франсуа Буше.

    Я рококо понимаю как индивидуалистический бунт против обществизма при классицизме. А поскольку сильнейшая степень такого бунта есть в веках повторяющееся . . .

01.12.2013
22:40

Острастка Ставроса Диакумиса Укоаине.

    Я всё ругаюсь на искусство, ограничивающее себя образами для выражения того, что хочет сказать художник. Слабо, мол. Выражает знаемое. То ли дело, мол, выражать . . .

01.12.2013
15:47

Не про "Идеального мужа" Богомолова.

    Что бывает если отдаться тому, что тебя несёт? Вдруг что-то остро-интересное? Меня несёт всё усиливающееся ощущение падения высокого искусства. Падение √ из-за . . .

27.11.2013
12:33

Появился первый признак моей правоты о Германе старшем.

    Герман не прогнулся перед наступившим капитализмом. То же будет и с ⌠Трудно быть богом■. http://art-otkrytie.narod.ru/german-st.htm Признак состоит в том, что Герман сделал в . . .

25.11.2013
08:47

Иванов и Велединский

    Недавно в клубе ⌠Что? Где? Когда?■ прозвучал смешной вопрос: ⌠Почему крестьяне не разбили статую?■ Ввод в вопрос приблизительно такой. Во время революции . . .

10.11.2013
11:13

Ай да Быков! Ай не молодец!

    ⌠Поистине, бывают странные сближения■, так заканчивает Дмитрий Быков свою статью ⌠Странные сближения■, якобы перекликаясь с Пушкиным: ⌠В конце 1825 года . . .

03.11.2013
14:16

Всё проходит. А унижение народа?..

    Дню всенародного единства посвящается. Начинает выкристаллизовываться у меня новый жанр искусствоведческого разбора √ объяснять самому себе, почему мне стыдно . . .

01.11.2013
15:07

Эх, Буслов!

    - Мне стыдно. - А кто ты такой, чтоб публично каяться? - Ну┘ Какой-то круг людей меня знает. Вдруг полезно будет им, если на это наткнутся┘ - И в чём польза? - Одна из . . .

20.10.2013
15:03

Наталья Гончарова, но не та.

    + Я воспользуюсь самоцитатой из другой своей статьи об абстрактной живописи (см. тут): "абстракционизм √ это человеконенавистничество". Гончарова. Испанка. Около . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100