Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
22.01.2014 |
|
||
20.01.2014 |
Нет. Не растерял Растеряев... Усомнился я┘ Послушайте (тут). И посмотрите.
Усомнился я во всём. В себе. В своей способности что-то понимать. В искренности вот этого Игоря Растеряева. Народ он. Из Питера, из семьи художников. Высшее театральное образование. Смотрите на это инициативное какое-то лицо. По заграницам гастролирует. И фамилия √ как на подбор √ точно к словам песни. С другой стороны, художник, автор-исполнитель своих песен. Он же обязан себя внутреннего выражать, а не внешнего. Само Время выражено в песне. Метафизическое. Ну что √ этот мир?!. Что √ это физическое время?!. С событиями┘ √ Юдоль. ⌠┘плачевная, мир горя, забот и сует■ (Даль). А тут, в песне √ ничегонеделание. Что как не отсутствие времени выражается? Сама Вечность. Какое в ней время. Сами эти ходики √ уже образ остановившегося времени. У нас с мамой были ходики на стене┘ Но лет 60, как я уже не видел ходиков ни у кого. А тут, в видео (деревня какая-то?), есть. √ Это от бедности? √ Да нет. Я всю прожил в бедности, а ходиков √ нет. И это просто по инерции. Так у всех. Суетящихся. А если не обращать внимания на суету┘ Мне наручные часы подарила мать на совершеннолетие, так сейчас, через 60 лет у меня только третьи наручные часы, и все √ её подарки.
Чуть ли не то же со стареньким диваном. Не нищета выведена в песне, а безразличие к суете (так это квалифицировать нужно). Всё, что негативное: ⌠Солнца луч стучит в закрытое окно■, ⌠Я всю жизнь на том диване пролежал с похмельной дрожью■, ⌠Мне на подоконник дождик воду льет■, ⌠Годы мои, годы┘ ≈ что за кутерьма?■, ⌠Видимо, на свете самый тяжкий труд ≈ Слушать, как на стенке ходики идут┘■, - всё негативное за обычность негативно. Ибо хочется-то √ из ряда вон! Если Растеряев √ народ, то народ √ ницшеанец. Как ни чуждо звучит это слово в применении к русскому народу. Чисто по-русски сказать: Растеряев в ⌠Ходиках■ √ это своеобразный Чехов. ⌠Видишь, например, как стоит бутылка, или идет дождь, или едет мужик на телеге, но для чего эта бутылка, или дождь, или мужик, какой в них смысл, сказать не можешь и даже за тысячу рублей ничего не сказал бы■ (Чехов. Душечка). Как Илья Муромец, который 33 года лежал на печи, потому что дела по плечу не было. Или Обломов. ⌠В этом романе внутренне прославляется русская лень и внешне она же порицается изображением мёртводеятельных людей (Ольга и Штольц). Никакая ⌠положительная■ деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишаться покоя. Это своего рода толстовское ⌠неделание■. Иначе и быть не может в стране, где всякая деятельность, направленная на улучшение своего существования, сопровождается чувством неправоты, а только деятельность, в которой личное совершенно сливается с делом для других может быть противопоставлена обломовскому покою■ (Пришвин. Записки о творчестве. Контекст 1974. С. 323-324). То ли дело в гражданскую войну √ Мировую Революцию начинали, новый мир открывали. То ли дело было позже √ первые в мире социализм строили. Позже √ самую сильную армию планеты победили, спасли планету от фашизма. Атомную войну не дали начать. В космос первыми вышли┘ А теперь? Не самой же правильной религии оплот составлять народу? Нет, возглавив безрелигиозный традиционализм под коммунистически лозунгом: ⌠Каждому √ по разумным потребностям!■ - мог бы народ опять играть мессианскую роль указывающего путь спасения человечества от экологической всеобщей смерти из-за неограниченного прогресса. Мог бы народ опять стать впереди планеты всей. Мог бы┘ √ Вон, запанибрата ого с кем: ⌠Подмигни с иконы, батька Николай!■ (Святой Николай, но и про Бога можно не сомневаться: русская воля скорей безбожная, чем с Богом; что хочу, то и ворочу). Раззудись, плечо, размахнись, рука┘ Лишь ⌠в углу в иконе Боженька живет■. Чтоб такое выразить, как раз и требуется мнимо погоревать: ⌠Мне моя свобода стала, как тюрьма■. √ Вот и будет как раз то, что называется художественностью, и путём к чему стихийно следуют художники всех времён и народов: путём наибольшего сопротивления. А жутко мне стало, потому что я опять столкнулся с подтверждением, что я понимаю русский народ, сколько людей последнее время меня ни убеждали в обратном. Страшно: я таки прав! Страшно: если это ницшеанство, то оно ж зло. Хоть я к нему неравнодушен. К метафизике┘ Страшно: я что-то не понимаю? Или эта песня и клип √ продукт попсы, и я таки ничего не понимаю, хоть теоретически всё сошлось. Выдумка это, а не сколько-то верное соответствие жизни. Вообще жутко: иметь для себя теорию, что в художественном произведении со словами перец его в том, о чём словами не написано, как у Достоевского, например, ⌠убийцы философствуют, святые продают тело на улице, отцеубийцы спасают человечество и т.д.■ (Выготский. Психология искусства. М., 1987. С. 221) 19 января 2014 г.
|
||
18.01.2014 |
Кабаков постмодернистом притворился?
|
||
28.12.2013 |
Надо ли каяться за попытку построить коммунизм.
|
||
18.12.2013 |
|
||
16.12.2013 |
И вот такую любовь-поглощение Украина отвергла.
|
||
15.12.2013 |
|
||
13.12.2013 |
|
||
11.12.2013 |
Почему сериал "Оттепель" Тодоровского плохой?
|
||
08.12.2013 |
|
||
01.12.2013 |
Острастка Ставроса Диакумиса Укоаине.
|
||
01.12.2013 |
Не про "Идеального мужа" Богомолова.
|
||
27.11.2013 |
Появился первый признак моей правоты о Германе старшем.
|
||
25.11.2013 |
|
||
10.11.2013 |
|
||
03.11.2013 |
Всё проходит. А унижение народа?..
|
||
01.11.2013 |
|
||
20.10.2013 |
|
||
12.10.2013 |
Внимательность первооткрывателя.
|
||
10.10.2013 |
Бедный, всё потерявший, Кундера.
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"