Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
06.05.2023 |
|
||
01.05.2023 |
|
||
28.04.2023 |
Механизм превращения левого художника в правого
|
||
23.04.2023 |
|
||
21.04.2023 |
|
||
17.04.2023 |
|
||
14.04.2023 |
|
||
14.04.2023 |
|
||
11.04.2023 |
|
||
10.04.2023 |
|
||
06.04.2023 |
Проект как что-то принципиально ненавистное
|
||
05.04.2023 |
|
||
03.04.2023 |
|
||
02.04.2023 |
Как меня злейшая врагиня провоцировала на противовластное выступление
|
||
01.04.2023 |
|
||
31.03.2023 |
|
||
28.03.2023 |
|
||
26.03.2023 |
|
||
25.03.2023 |
Как наркотическая зависимость
Это я про свою тягу натягивать на художника с не меняющимся, в общем, мироотношением, раскрытым мною раньше, - натягивать это уже раскрытое на вещь, новую для меня. Вот она. Левитан. Редеет облаков летучая гряда. 1886. Это явно Крым, ибо стих Пушкина о крымском впечатлении. Пишут: "Наконец, не прошла даром для Левитана и его поездка в Крым. Эта поездка заметно обогатила его палитру: в Крыму художник узнал, что такое чистые краски. На этом, кажется, ученичество Левитана закончилось” (https://legacy-time.ru/blog/isaak-ilich-levitan/). И тут же проиллюстрировано. Левитан. Садик в Ялте. Кипарисы. 1886. Ну так эту радостность можно считать последней данью ученичеству. Выражение полнейшего разочарования в Этом причинном мире, в котором есть смерть, проникла в его творчество раньше 1886 года. "В середине 1880-х годов материальное положение художника улучшилось. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряжённый труд сказались на здоровье — у него резко обострилась болезнь сердца” (Википедия). Каково мироотношение у человека, могущего умереть каждое завтра? Вот он и умудрился пушкинское стихотворение счастья проиллюстрировать наоборот.
Пушкину 21 год, а он, влюблённый в Анну Гирей, - по мнению Л. Краваль, - готов на ней жениться. Только вот он ссыльный… И надо, чтоб её братья разрешили брак… Но… Одна разница впечатлений от стихотворения и от рисунка уже говорит об отрешённом мироотношении Левитана. Есть одна странность в рисунке: море вблизи горизонта нарочито темнее под небом, чем под берегом. Это сделано для контраста, для красоты? И тогда противоречит принципам самого Левитана? "Саврасов радикально отказался от этого отношения к пейзажу, избирая уже не исключительно красивые места сюжетом для своих картин, а, наоборот, стараясь отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем пейзаже и так неотразимо действуют на душу” (Там же). Не противоречит. Он взялся изображать не характерный Крым (яркий), а серый, как невзрачна большая часть России. Вот красоту невзрачности ему и потребовалось подчеркнуть. К тому же тут смысл брезжит. Все стихии существуют тут как бы отдельно друг от друга. Море светлое небо не отражает. Облака – тоже. И они сами, каждое, какие-то отдельные друг от друга. Тёмную скалу море тоже не отражает. В самом небе изменения тона нет, например, большего света на горизонте, ибо там недавно село солнце. Это даже тоже есть странность. Небо как бы не живёт, тогда как вечером оно ж наиболее изменчивое за день. Всё настолько медленно меркнет, что само время как бы остановилось. А это – образ метафизического иномирия, где другая физика. Нет времени – нет и смерти…* – Всё тот же, знакомый, подсознательный идеал ницшеанства. 25 октября 2022 г. * - Если нет времени, то значит, смерть уже произошла. Она позади. Это посмертие. Кажется Божий мир плохим, несправедливым, время там, смерть...А ведь он устроен очень прекрасно. Смерть ведет в бесконечное существование, какое может проходить в различных мирах (иномириях по-вашему). Рай там, или ад, в каждом из которых множество подразделений на любой вкус. И ведь выбирает сам человек в соответствии с тем, к чему пристрастился тут у нас. -Я виноват в том, что, говоря "Этот мир", я молчаливо предполагаю (а никому это не сказал, а телепатии нет), что я под Этим миром понимаю христианство с его подразделением на тот и этот свет. Виноват. Я в оправдание могу объяснить, КАК я ошибся. Я необъявленно стал на точку зрения ницшеанца, для которого христианство враг и потому для него не существует "Рай там, или ад, в каждом из которых множество подразделений на любой вкус". 25.10.2022.
|
||
22.03.2023 |
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"