TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.04.2023
16:06

«Я не читал, но знаю…»

    Это знаменитое, для меня, во всяком случае, выражение есть цитата из выступления какого-то рабочего, осуждающего на общем собрании роман Пастернака “Доктор . . .

03.04.2023
18:02

Ещё про злейшую врагиню

    Признаюсь, мне трудно найти тему. Поэтому я опять обратился к врагине. Её последняя статья о художнике Стивене Морате. "Возможно, работы Стивена Мората не . . .

02.04.2023
18:13

Как меня злейшая врагиня провоцировала на противовластное выступление

    Она мне написала: "Вместо всякой фигни напишите лучше о рублёвской “Троице””. А я даже не полез узнавать, что там с “Троицей”. Знал, что от врагини хорошего . . .

01.04.2023
17:31

Второсортная вещь

    Плохо. Приступаю к чтению-разбору, - если тот получится, - второго произведения Алисы Ханцис, “Борзыми щенками” (2023), с предубеждением против личности автора как . . .

31.03.2023
15:11

Но как я сел в лужу…

     

    Изводишь единого слова ради… Мне аж жалко себя стало: ну что это за манера воду лить? Или это не вода. А просто обобщающие рассуждения для людей, знающих конкретику? И считающие конкретику опусканием до примитивного уровня рассуждений об искусстве?

    Это я о Фёдорове-Давыдове, о его книге о Фёдоре Васильеве.

    Вот, что я полезное для себя у него, наконец, нашёл:

    "Цвет… совершенно локален, что особенно ясно в несколько по-ученически грубой зелени листвы пейзажа “В церковной ограде”, тщательно выписанной в мельчайших деталях” (https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005160464?page=31&rotate=0&theme=white).

    Ф. Васильев. В церковной ограде. 1867.

    Это я к тому, что уж как мне понравился этот пейзаж. Как живое! Как здорово впереди ветка со светлой зеленью! М!

    А оказывается, плохо, что каждая часть этой светлости совершенно одинакова – так я понимаю упрёк в локальности цвета.

    И ведь, похоже, что так и есть.

    А ну проверим цветоизмерителем.

    Числа слева направо: красного, зелёного, синего.

    Хм. Нет, вроде, локальности. Или надо было определиться с допустимым разбросом величин…

    Выше там написано:

    "Это ещё робкие, грубоватые ученические работы, свидетельствующие о его поисках и увлечениях… ясно говорят о традиции венецианской школы с её интересом к… солнечному свету, мелочному натуралистическому выписыванию деталей, согретому мягким лиризмом и сентиментальной любовью к изображаемым предметам”.

    Что такое венецианская школа?

    "…фотографическая точность… графичность в соединении с особенным чувством глубины изобразительного пространства… В конце XVIII века венецианская школа исчезла” (Википедия).

    Каналетто… Мне очень нравился. Ясно. Как живое ж! Вся академичность, собственно, возникла для услаждения победителей в жизни. А это, обычно, всё более и более в 19 веке низменные люди. – То, что было совершенно неуместно для передвижничества. Васильев же был побочным сыном какого-то очень большого человека, и передвижники его любили за талант, закрывая глаза на его аристократические-де замашки.

    Но, пока, вижу, он самовыражался вполне органически.

    Да и потом он с передвижниками, этими плачущими о народе, не слился. В нём стал прорезаться настоящий реалист. Но это я понял в старости. А в молодости я заплакал перед его картиной “Мокрый луг” (1872).

    Дело было так.

    Я проезжал через Москву и пошёл в Третьяковскую галерею. А она долго была закрыта на ремонт, и вот только открылась. В ней сделали в некоторых залах раньше не бывший верхний свет. И вот, когда я вошёл в зал, где висел Васильев, разошлись облака, и глянуло солнце в это верхнее окно. Я же глянул на траву этого “Мокрого луга”, а она так вспыхнула как бы навстречу этому солнцу, это было настолько, как живое, что я прослезился. – Как живое – признак дурного вкуса.

    В картине тоже переменчивый свет. Солнце там и сям прорывается сквозь мчащиеся тучи. – Судя по наклонённости макушек облаков налево, ветер их гонит справа налево. Дождь, если и прошёл (мокрый же луг), то сейчас хлынет ещё сильнее. Прямо чернота идёт справа. А раз чернота… Передвижники его к себе всё же как-то обратили. Это образ реакции, которая наступит после пика революционного движения. Это чуяние того в социуме, что ещё никто не чует.

    Мне б от этого слезу пустить: от предвидения Васильева… Но от реализма в слезу не тянет. Он чуть ли не аморальный в своём вЕдении. Я же тогда делал только первые шаги в самостоятельном подходе к картинам. Дурновкусие (“как живое”) во мне ещё бушевало. И я сумел какой-то живой цвет травы на картине связать с выглянувшим на улице солнышком, а не с тем, к чему дело шло в картине у Васильева.

    Зато теперь я к ней (к репродукции) подошёл как паталогоанатом. Вдруг, думаю, он чем-то ещё, кроме черноты, наступящей скоро справа (само “справа” – символично), выдал? Мне был подозрителен сильный свет от отражения неба в воде. Он казался самым светлым местом в картине.

    Я это проверил сведением освещённости в графической программе до нуля.

    Так и есть.

    А не нарушил ли Васильев какие-то законы, чтоб такого достигнуть?

    "Все светлые фрагменты, отраженные в воде, выглядят темнее. А тёмные участки — светлее. Поэтому, отражение в воде будет несколько отличаться по тону и будет приглушённее” (http://zaholstom.ru/?page_id=2269).

    Точно. Нарушил. И в то же время не на рушил такого:

    "Если художник рисует объект на берегу реки (например ствол дерева), и если этот объект изображается крупным планом, то его отражение в воде будет отображаться более подробно и детально. Если же рисуется отражение больших масс издалека, (например стена леса на удалении в 1 километр) то такое отражение будет совсем другим. Оно станет более обобщённым, может быть более размытым” (Там же).

    Потому, хоть над светлым пятном в воде небо полосатое, полосатость эта в отражении не видна.

    Я ещё посмотрел, какая именно часть неба отражена.

    Это мне ничего не дало.

    Но, вообще-то, на одно нарушение Васильев всё же пошёл. – Зачем? – Может, чтоб выразить противоестественность народнического движения (самое светлое – вода)? Народ-то явно не откликается на инициативу разночинцев.

    29 октября 2022 г.

28.03.2023
15:12

Комедия относительности

    Сам я преклоняюсь перед абсолютностью. В частности, художественным считаю то, что движимо подсознательным идеалом автора (в виде вдохновения, содержательно . . .

26.03.2023
19:09

Дурь

    Тут не только я дурью маюсь, но и… Мне трудно бывает найти, о чём писать. А хочется. Ибо вечно новенькое что-то открывается при каждом писа`нии. При очередном таком . . .

25.03.2023
12:59

Как наркотическая зависимость

    Это я про свою тягу натягивать на художника с не меняющимся, в общем, мироотношением, раскрытым мною раньше, - натягивать это уже раскрытое на вещь, новую для меня . . .

22.03.2023
23:30

Со мною вот что происходит

    Дурное. Я лажу по стихам Дмитрия Мельникова и жду, когда меня какой прошибёт до слезы. Тогда я беру это стихотворение в литературоведческий оборот, чтоб . . .

21.03.2023
21:46

Ну чего я плачу?

    Вечная загадка. Читаешь-читаешь стих, и вдруг – слёзы. А чего – не понятно. Лучше – вместо некролога – будут пусть поля, поля, бесконечная дорога, просто Родина . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

19.03.2023
19:19

То ли я слезливый, потому что старый…

    То ли что-то в этом есть – я к концу стихотворения забыл, кто это тут лирическое “я”. “Ах, недопонятность!” - восклицает моё безэмоциональное “я”, думающее, что . . .

18.03.2023
12:55

Дорога в небытие России

    Одним из теоретических нюансов, которые не общеприняты, а я для себя принял, было утверждение Аникста, что маньеризм это никакая не ущербность, а полноценный . . .

16.03.2023
15:55

Осознанно злобное – не художественно

      Буквально на днях мне стала очевидна простая мысль, что, чем автор более зол и маскирует это, тем он больше показывает навострившемуся мне, что зло это не . . .

14.03.2023
17:15

Тенебризм

    "Направление в искусстве, злоупотребляющее светотенью, получило название тенебризм, а его представителей называют тенебристами (по-испански — Tenebrosi)” . . .

13.03.2023
20:43

Не с бухты-барахты

    Помню, в Одессе открылся Рериховский центр. Я пришёл посмотреть, что это такое. Посмотрел, посмотрел, сел подумать и подумал, что я б не мог работать . . .

12.03.2023
16:51

Ультрасупертонкость

    Собираюсь писать нечто вроде сна, который логичен, но не факт, что как-то соответствует реальности. Я отправляюсь от такой аналогии. Есенин отправился с Дункан в . . .

11.03.2023
18:00

Сатанизм

    Я просто устал от отсутствия кино, о котором можно подумать. Стал искать-тыкаться и как-то остановился на “Со мною вот что происходит” (2012) режиссёра Шамирова . . .

08.03.2023
11:49

Я провинился перед Бунюэлем

    Вывел тут, что его фильм «Андалузский пёс» (1928) из головы сделанный фильм Вывел тут, что его фильм “Андалузский пёс” (1928) из головы сделанный фильм . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100