TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.04.2023
16:06

«Я не читал, но знаю…»

    Это знаменитое, для меня, во всяком случае, выражение есть цитата из выступления какого-то рабочего, осуждающего на общем собрании роман Пастернака “Доктор . . .

03.04.2023
18:02

Ещё про злейшую врагиню

    Признаюсь, мне трудно найти тему. Поэтому я опять обратился к врагине. Её последняя статья о художнике Стивене Морате. "Возможно, работы Стивена Мората не . . .

02.04.2023
18:13

Как меня злейшая врагиня провоцировала на противовластное выступление

    Она мне написала: "Вместо всякой фигни напишите лучше о рублёвской “Троице””. А я даже не полез узнавать, что там с “Троицей”. Знал, что от врагини хорошего . . .

01.04.2023
17:31

Второсортная вещь

    Плохо. Приступаю к чтению-разбору, - если тот получится, - второго произведения Алисы Ханцис, “Борзыми щенками” (2023), с предубеждением против личности автора как . . .

31.03.2023
15:11

Но как я сел в лужу…

    Изводишь единого слова ради… Мне аж жалко себя стало: ну что это за манера воду лить? Или это не вода. А просто обобщающие рассуждения для людей, знающих . . .

28.03.2023
15:12

Комедия относительности

     

    Сам я преклоняюсь перед абсолютностью. В частности, художественным считаю то, что движимо подсознательным идеалом автора (в виде вдохновения, содержательно идеал сознанию не открывающий и всё-тут). И это, считаю, областью неприкладного искусства. А в прикладном замысел сознания сознанию дан. И у меня загвоздка с не первыми произведениями человечества. С первыми всё в порядке. Они синкретичны. То есть в них слито прикладное (спасение ребёнка от поедания стадом), неприкладное (МЫ – люди, они {шерстистые внушатели, внушающие бесшёрстным внушаемым отдать ребёнка} – не люди) и выражение радости жизни. Так вот загвоздка с этой третьей функцией, когда искусства разделились: радость жизни осознаваема или подсознательна?

    Она, как внеисторичная, так незначима сравнительно с историчными двумя сёстрами… а мыслимо думать по-разному.

    Мне, как экстремисту в деле пропаганды ценности неприкладного искусства с его подсознательным идеалом, хочется отлучить выражение радости жизни от выражения подсознательного идеала. Хочется думать, что это продукт сознательного выбора. Один из целого букета замыслов сознания.

    Другое дело, что я за талант считаю наличие другого подсознательного, обеспечивающего эстетическую ценность (органическую целостность: когда в каждой детали виден замысел относительно целого произведения).

    С помощью таланта создавали эстетическую ценность творцы под маркой соцреализма.

    Например, Николай Островский, взявшись воспеть верность идее коммунизма в романе “Как закалялась сталь”. Идея эта не была его подсознательным идеалом. Она была его идеалом вполне осознаваемым. Спас роман талант. Только подсознание могло выстроить, например такую длинную цепь (самоцитата):

    “Какие препятствия ни возникают (усталость, не прислали смену, беспартийные бросили работу, один из банды Орлика приехал, выстрелил в воздух и велел к вечеру всем отсюда убраться, напала вся банда, но строители смогли отстреляться {узнав о банде, им привезли оружие и боеприпасы}), встал непреодолимым препятствием для рытья лопатами холм – привезли динамит и холм взорвали, ударили морозы – в ответ соревнование {отличившаяся группа уезжает в город}, занесло всё снегом – откапывают, начался тиф – оставшиеся не сдаются, им присылают на помощь студентов), - какие препятствия ни возникают – они преодолеваются. – Дух захватывает”.

    А теперь вернёмся к выражению радости жизни.

    В ХХ веке к нему как к самостоятельному течению пришли предатели импрессионизма. Например, Дали (см. тут). Если обычный импрессионизм рождён подсознательным преодолением ужаса жизни при империализме: выражает хвалу абы какой жизни, то преданный импрессионизм выражает просто радость жизни. К нему, называемому теперь новым импрессионизмом, пришёл Герасимов. И вот “И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле”. Вернее, над Кремлём. На уровень третьего этажа поднята улица Боровицкая, по которой гуляют два вождя после дождя. А одна из решёток ограды отсутствует. И заметивший ёрничает, что заметь кто такую опасность (могут же упасть вожди с такой высоты), Герасимову б не Сталинскую премию дали, а в тюрьму б посадили.

    И это вполне вписывается в порочную теорию “большого времени” М.М. Бахтина: дескать, каждое время по-своему толкует произведение искусства.

    А когда победит в общественном мнении более адекватная мысль, что художник, что хотел “сказать”, то и есть художественный смысл произведения, - когда эта мысль победит, то ёрничающий заберёт свою насмешку назад.

    Почему?

    Потому что это ж гениально: приподнять улицу на 30 метров и ликвидировать аллею деревьев, закрывающую панораму вдаль,

    и тем обеспечить вид на красоту Кремля и Москвы с птичьего полёта. Ведь цель – радость! Она достигнута.

    Я вот только не знаю, с помощью какого подсознания: того, которое обеспечивает выражение радости жизни наряду с обеспечением выражения подсознательного идеала (1), или того, которое, талант, обеспечивает “в каждой капле вкус моря” (2).

    (Любой вариант заставил меня выше поставить кавычки: хотел “сказать”. Ибо подсознательное слов лишено.)

    То же рассуждение относится к выламыванию одной секции ограды. Это обеспечивает видимость зрителю Москвы-реки, то есть красоты, неотделимой от радости жизни.

    Мне б вот только определиться, что обеспечивает выражение радости жизни, - я б был кум королю со своей любовью к абсолюту. Никакие политические повороты при этом не влияют же на оценку художника. Талант есть талант, хоть не рисует по вдохновению.

    27 октября 2022 г.

26.03.2023
19:09

Дурь

    Тут не только я дурью маюсь, но и… Мне трудно бывает найти, о чём писать. А хочется. Ибо вечно новенькое что-то открывается при каждом писа`нии. При очередном таком . . .

25.03.2023
12:59

Как наркотическая зависимость

    Это я про свою тягу натягивать на художника с не меняющимся, в общем, мироотношением, раскрытым мною раньше, - натягивать это уже раскрытое на вещь, новую для меня . . .

22.03.2023
23:30

Со мною вот что происходит

    Дурное. Я лажу по стихам Дмитрия Мельникова и жду, когда меня какой прошибёт до слезы. Тогда я беру это стихотворение в литературоведческий оборот, чтоб . . .

21.03.2023
21:46

Ну чего я плачу?

    Вечная загадка. Читаешь-читаешь стих, и вдруг – слёзы. А чего – не понятно. Лучше – вместо некролога – будут пусть поля, поля, бесконечная дорога, просто Родина . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

19.03.2023
19:19

То ли я слезливый, потому что старый…

    То ли что-то в этом есть – я к концу стихотворения забыл, кто это тут лирическое “я”. “Ах, недопонятность!” - восклицает моё безэмоциональное “я”, думающее, что . . .

18.03.2023
12:55

Дорога в небытие России

    Одним из теоретических нюансов, которые не общеприняты, а я для себя принял, было утверждение Аникста, что маньеризм это никакая не ущербность, а полноценный . . .

16.03.2023
15:55

Осознанно злобное – не художественно

      Буквально на днях мне стала очевидна простая мысль, что, чем автор более зол и маскирует это, тем он больше показывает навострившемуся мне, что зло это не . . .

14.03.2023
17:15

Тенебризм

    "Направление в искусстве, злоупотребляющее светотенью, получило название тенебризм, а его представителей называют тенебристами (по-испански — Tenebrosi)” . . .

13.03.2023
20:43

Не с бухты-барахты

    Помню, в Одессе открылся Рериховский центр. Я пришёл посмотреть, что это такое. Посмотрел, посмотрел, сел подумать и подумал, что я б не мог работать . . .

12.03.2023
16:51

Ультрасупертонкость

    Собираюсь писать нечто вроде сна, который логичен, но не факт, что как-то соответствует реальности. Я отправляюсь от такой аналогии. Есенин отправился с Дункан в . . .

11.03.2023
18:00

Сатанизм

    Я просто устал от отсутствия кино, о котором можно подумать. Стал искать-тыкаться и как-то остановился на “Со мною вот что происходит” (2012) режиссёра Шамирова . . .

08.03.2023
11:49

Я провинился перед Бунюэлем

    Вывел тут, что его фильм «Андалузский пёс» (1928) из головы сделанный фильм Вывел тут, что его фильм “Андалузский пёс” (1928) из головы сделанный фильм . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100