TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.04.2023
16:50

Опять насмешка

    Не знаю, как сейчас (не в России живу), а когда-то в Литературной Газете на 16-й странице был сплошь юмор. И мне почему-то запомнился такой пассаж. – Наступал . . .

06.04.2023
14:08

Проект как что-то принципиально ненавистное

    “Беда не во врагах монархии, а в том, что верх над жизнью берет проект. Социализм неизбежен и... исполнение манящей мечты обернется небывалым испытанием, но у . . .

05.04.2023
16:06

«Я не читал, но знаю…»

    Это знаменитое, для меня, во всяком случае, выражение есть цитата из выступления какого-то рабочего, осуждающего на общем собрании роман Пастернака “Доктор . . .

03.04.2023
18:02

Ещё про злейшую врагиню

    Признаюсь, мне трудно найти тему. Поэтому я опять обратился к врагине. Её последняя статья о художнике Стивене Морате. "Возможно, работы Стивена Мората не . . .

02.04.2023
18:13

Как меня злейшая врагиня провоцировала на противовластное выступление

    Она мне написала: "Вместо всякой фигни напишите лучше о рублёвской “Троице””. А я даже не полез узнавать, что там с “Троицей”. Знал, что от врагини хорошего . . .

01.04.2023
17:31

Второсортная вещь

    Плохо. Приступаю к чтению-разбору, - если тот получится, - второго произведения Алисы Ханцис, “Борзыми щенками” (2023), с предубеждением против личности автора как . . .

31.03.2023
15:11

Но как я сел в лужу…

    Изводишь единого слова ради… Мне аж жалко себя стало: ну что это за манера воду лить? Или это не вода. А просто обобщающие рассуждения для людей, знающих . . .

28.03.2023
15:12

Комедия относительности

    Сам я преклоняюсь перед абсолютностью. В частности, художественным считаю то, что движимо подсознательным идеалом автора (в виде вдохновения, содержательно . . .

26.03.2023
19:09

Дурь

    Тут не только я дурью маюсь, но и… Мне трудно бывает найти, о чём писать. А хочется. Ибо вечно новенькое что-то открывается при каждом писа`нии. При очередном таком . . .

25.03.2023
12:59

Как наркотическая зависимость

    Это я про свою тягу натягивать на художника с не меняющимся, в общем, мироотношением, раскрытым мною раньше, - натягивать это уже раскрытое на вещь, новую для меня . . .

22.03.2023
23:30

Со мною вот что происходит

    Дурное. Я лажу по стихам Дмитрия Мельникова и жду, когда меня какой прошибёт до слезы. Тогда я беру это стихотворение в литературоведческий оборот, чтоб . . .

21.03.2023
21:46

Ну чего я плачу?

    Вечная загадка. Читаешь-читаешь стих, и вдруг – слёзы. А чего – не понятно. Лучше – вместо некролога – будут пусть поля, поля, бесконечная дорога, просто Родина . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

19.03.2023
19:19

То ли я слезливый, потому что старый…

    То ли что-то в этом есть – я к концу стихотворения забыл, кто это тут лирическое “я”. “Ах, недопонятность!” - восклицает моё безэмоциональное “я”, думающее, что . . .

18.03.2023
12:55

Дорога в небытие России

    Одним из теоретических нюансов, которые не общеприняты, а я для себя принял, было утверждение Аникста, что маньеризм это никакая не ущербность, а полноценный . . .

16.03.2023
15:55

Осознанно злобное – не художественно

      Буквально на днях мне стала очевидна простая мысль, что, чем автор более зол и маскирует это, тем он больше показывает навострившемуся мне, что зло это не . . .

14.03.2023
17:15

Тенебризм

    "Направление в искусстве, злоупотребляющее светотенью, получило название тенебризм, а его представителей называют тенебристами (по-испански — Tenebrosi)” . . .

13.03.2023
20:43

Не с бухты-барахты

     

    Помню, в Одессе открылся Рериховский центр. Я пришёл посмотреть, что это такое. Посмотрел, посмотрел, сел подумать и подумал, что я б не мог работать корреспондентом, по указке пишущим о том или ином культурном событии в городе.

    А вот уж какой год мне один главред сухо присылает электронный адрес материала, о котором он просит моего отзыва, и был, кажется, всего один случай, когда я отказался. И, как это ни удивительно мне самому, я ему в тот же день отсылаю статью, и он ни одну не забраковал. – Как я всё-таки изменился…

    Сегодня мне один прислал такое письмо: “Загадка: https://vk.com/wall-81991808_107303".

    Открываю:

    "Загадка!

    Картину эту я заприметил в художественном музее Гамбурга. Другой бы мимо прошел: полотно небольшое, название – неброское. “Монахиня в саду”. Ну, и понятно: монахиня в уединении предается благочестивым размышлениям.

    Но вы знаете: я – зритель дотошный и въедливый (и вам эту въедливость прививаю, по мере сил). И несколько говорящих мелочей мне сразу в глаза бросились. Я подошел ближе…

    … и понял, что художник … пытался, похоже, рассказать историю вовсе не о смирении и единении с богом. Речь совсем о другом.

    И отдадим ему должное: мысль свою он выразил тонкими намеками, изящно и ненавязчиво. Но кому нужно, тот ее уловит.

    Я мог бы, конечно, все подтексты объяснить и сам… но это неинтересно! И потом: я же – не истина в конечной инстанции. Могу и пропустить что-то, и понять неправильно.

    Поэтому сегодня предлагаю расшифровать картину совместными усилиями. Как вы понимаете ее смысл? И какие детали помогают до него докопаться?”.

    Товарищ молодец. Он знает, что толкование, преподнесённое взрослым людям их оскорбляет: “Я и сам с усам”.

    А я не верю, и берусь толковать.

    Но я не могу с бухты-барахты. – Гамбург – город очень большой. В его картинную галерею какой-то случайный художник попасть не мог. А известный, не исключено, писал по вдохновению. А вдохновение, по-моему, приходит от подсознательного идеала. А тот есть отражение духа времени. То есть мне, как минимум, не хватает страны происхождения и даты создания.

    Ну поиск по картинке мне “сказал”, что это Габриэль Макс, “Монахиня в монастырском саду”, 1869. А просто поиск – что это художник Мюнхенской школы, где преобладал тогда натурализм.

    А на днях я вычитал о натуралисте Бастьен-Лепаже, что ему был дорог каждый тон бедной жизни крестьянина, естественнейшим образом и не желавшего жизни иной. – Нельзя ли, подумалось, и к этому натуралисту Максу применить ту же мысль? Хоть процитированный автор намекает на нечто противоположное.

    И мне вспомнилось… Самоцитата:

    “Предвечернее солнце освещает монастырские церкви, ворота, стену, пышно расцветшую перед стеной сирень и молодого монаха на скамейке перед сиренью, схватившегося за голову в горестной думе. "Молодость проходит!.. Правильно ли я сделал, что отошел от мирской жизни?"- надо думать, мысленно, в тысячный раз, мучил себя монах”.

    Когда я это писал, ещё не было интернета.

    Костанди. Цветущая сирень. 1902.

    И теперь я вижу, что неверно понял Костанди – траги-героически. А не зря ж он сделал скамейку синей.

    Сделай он скамейку покрашенной, как ворота, монах бы лишился парения мыслей. Он бы СИДЕЛ. А парение мыслей – всё-таки это хорошо. Даже если они печальны. Хвалу абы какой жизни возносит, как и все импрессионисты, Костанди.

    Вот похожее задание было и у Макса. Только импрессионист проявляет мужество. Моне, например, голодал, оттого что картины не продавались, считались мазнёй. Импрессионист обязательно выберет темой абы какую жизнь, хвалу отдав выражать цвету и свету. А натуралист нисколько не бунтует.

    У него ценность не в теме (микроосвобождение от обуви, от чтения, от того что дала волю слезам, раз носовой платочек вынут откуда-то и находится в руке). Ценность в микроотличиях тонов от ослепительно-белого на солнце через сияние и в тени (самый левый кусок) к сиянию в тени же всё более изменяющему цвет стены до тёмно-розового. И то же – с плавностью изменения оттенка травы. – Радость малых радостей за их малость.

    9 октября 2022 г.

12.03.2023
16:51

Ультрасупертонкость

    Собираюсь писать нечто вроде сна, который логичен, но не факт, что как-то соответствует реальности. Я отправляюсь от такой аналогии. Есенин отправился с Дункан в . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100