TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


09.06.2022
21:02

Полуэлемент, или Как плохо нас учат

    Однажды со мной случился такой конфуз. Я зашёл в некий институт повышения квалификации, спросил в канцелярии, есть ли у них своя библиотека, и, получив ответ, что . . .

08.06.2022
19:49

Безвкусие Ленина как мерило адекватного отношения к художнику Лентулову

    Ленин был человек оптимистичный. Этому помогала его прозорливость. Она ему открыла возможность сыграть на ужасности капитализма в России. Капитализм наиболее . . .

07.06.2022
17:40

«Трубка 15, прицел 120. Бац-бац! И … мимо»

    Читаю о советских нонконформистах. Вижу – фамилия незнакомая – Игорь Копыстянский. Открываю в интернете первое попавшееся. Копыстянский. Диптих № 7. 1988. Смотрю – . . .

06.06.2022
20:33

«Грустный вальс» Сибелиуса

    У меня и сейчас грустная жизнь. Я ничего особого не достиг в жизни. Но сейчас, в старости, хотя бы случаются микродостижения. Ими я называю случаи, если мне удаётся . . .

06.06.2022
20:31

«Грустный вальс» Сибелиуса

    У меня и сейчас грустная жизнь. Я ничего особого не достиг в жизни. Но сейчас, в старости, хотя бы случаются микродостижения. Ими я называю случаи, если мне удаётся . . .

06.06.2022
20:31

«Грустный вальс» Сибелиуса

    У меня и сейчас грустная жизнь. Я ничего особого не достиг в жизни. Но сейчас, в старости, хотя бы случаются микродостижения. Ими я называю случаи, если мне удаётся . . .

05.06.2022
19:46

Люди с тонкой кожей, которые жили и тужили

    Мещанам их не понять. Один такой говорил на днях по скайпу, наверно, или чему-то подобному из Мариуполя с Макимом Юсиным. Сказал ему: "Жил я в русскоязычном городе . . .

04.06.2022
16:54

Что-то мучительное

    Я, возможно, отличаюсь от большинства. Я в раннем детстве приобщился к мистическому страху, а большинство, думаю, нет. Вот и отличие. Мне было семь лет, когда . . .

03.06.2022
23:09

Ох, уж эти мне дзеновские искюсствоведы

    Перепишу, благо, она короткая, всю статью автора канала "Анализ красоты” к такой вот картине. Пименов. Новый год. 1949. "Юрий Пименов в работе “Новый год” . . .

02.06.2022
21:06

Пришла в голову смутная мысль, и я её думаю

    Я не боюсь браться доводить смутное до ясного. Авторитета у меня нет – терять мне нечего. Вот, что толкнуло мою смутную мысль: "…картину мы наблюдаем в Италии в . . .

01.06.2022
15:46

Возможно, ничего не получится

    Сначала, вот, написал этот заголовок, теперь приступаю к самой статье. Люблю себя загонять в угол и выкарабкиваться из него. Как ни мало на меня отзываются . . .

30.05.2022
20:48

Жизнь музыки Животова

    Поразительно острое переживание намешливой дистанции автора от изображаемых им картин массового энтузиазма в результате победы Октябрьской революции ощутил я . . .

30.05.2022
18:54

Испытание

    Говорят, кто ничего не делает, тот не ошибается. Я – не живу, можно сказать. Значит, я безгрешен. Нет, не в религиозном смысле. В “Исповеди” Святого Августина я . . .

30.05.2022
18:53

Испытание

    Говорят, кто ничего не делает, тот не ошибается. Я – не живу, можно сказать. Значит, я безгрешен. Нет, не в религиозном смысле. В “Исповеди” Святого Августина я . . .

29.05.2022
21:51

Прав ли Путин?

    Признаюсь сразу: пишу из-за того, что не о чём писать. Несколько книг начато читать и брошено, потому что чую, что не найду там ЧТО-ТО, словами невыразимое. А тут ещё . . .

28.05.2022
20:20

Я виноват перед любовницей Кандинского

    Её осуждая за неталантливость (см. тут), я даже не соизволил привести для иллюстрации репродукции осуждаемого. И осудил – по впечатлению, без анализа.

    Правда, если меня не обманывает память, я никогда не посвящал целую статью осуждению живописца, как собираюсь это делать теперь. Отдельные произведения, я осуждал. Несколько вещей Чюрлёниса (см. тут). Да и то… Оправдал его тем, что он-де не закончил и не виноват, что это выставляют после его смерти. Раскритиковал несколько его же штудий человеческих голов (аж пришлось для это “Технику живописи” Киплика прочесть). Но осуждение это вообще как-то не моё. Я сам слишком плохо рисую, чтоб осуждать. Пусть даже и не технику, а меру выражения как синтез из анализа.

    Совершенно не представимо, как осуждать что-то в стилях, занимающихся сильным корёжением натуроподобия, где и подвизалась, как раз Габриэла Мюнтер, в экспрессионизме.

    Разве что сравнить то, исключительно редкое в экспрессионизме, что произвело на меня хоть какое-то непосредственное впечатление (кроме отвращения) с её, Мюнтер, попыткой ужасничать с натурой.

    Есть одна картинка у Кандинского, которая повергает меня в содрогание, красно говоря (это я описал тут).

    Кандинский. Мурнау. Пейзаж с башней. 1908.

    А у Мюнтер есть тот же Мурнау.

    Г. Мюнтер. Мурнау. 1908.

    Так впечатление, что эта Мюнтер не понимает даже, что экспрессионизм – это выражения ужаса и всяческого крайнего негатива, – крайнего! – требующего огромных искажений действительности для выражения крайности, а не для чего-то весёленького.

    Вообще-то силы выразительности, - как и искажения натуры, - двух картин Мунка

    Мунк. Крик. 1893.

    Мунк. Тревога. 1894.

    не достиг больше ни сам Мунк и ни какой другой экспрессионист.

    Коллективизм экспрессионизма особенно виден при рассматривании обеих этих картин Мунка вместе. Крик ужаса, в том числе из-за того, что большинство не замечает, ЧТО надвигается, наконец, начинает доходить до всех.

    Я не знаю, можно ли увидеть коллективизм у Кандинского.

    У него тоже мировая катастрофа, не меньше. Какой-то начавшийся конец света. То есть касается всех. Хоть на пейзаже нет никого. Но такие ненатуральные облака не могут не быть видны всем. И это ж не просто закат. Был бы просто, верх башни был бы освещён садящимся солнцем. Но он же НЕ освещён. То есть тьма опускается сверху! Что ненормально, как и чудовищный провал справа.

    Хоть коллективистские переживания были не то, из-за чего Кандинский бросил карьеру, жену и родину.

    Но в поисках своего, - а его было принципиально недостижимое метафизическое иномирие, не данное его сознанию, - в этих поисках, можно думать, он честно вживался в прямо противоположное (коллективистское и здешнее), зато тоже экстремистское. И потому так страшно (мне, по крайней мере, как-то лично соприкоснувшемуся с концом света) на его картину смотреть. Кандинского в индивидуалистский экстремизм ницшеанства толкала довольно страшненькая штука – вселенская скука обычности, порядка и самой причинности.

    Я не смогу доказать, что тут у него: просто иллюстрация чужого мироотношения или продукт умения вжиться в чужого до потери себя. Но круглые облака могло заставить рисовать только подсознание, пусть и оформлявшее качественно всего лишь замысел сознания о земном страхе конца света – эстетическое задание, а не художественное, когда сознанию побуждение не дано.

    Мюнтер тоже искажает. Но как мало и робко (потому что знает только формалистское кредо экспрессионизма: искажать). – Что там? – Рядом расположенные облака разноцветны: одно белое, другое… фиолетовое. – Так такое даже название имеет: радужные облака.

    Ещё она, рисуя правую стену правого, синего дома придала её невероятный тёмно-багровый цвет. Или просто забыла в момент рисования этого места, что свет у неё падает справа, или сработало подсознание, как можно более полно обеспечивающее эстетику (нарушать натуру в страшную сторону). А эстетика была задана сознанием: просто нарушать. Про страшное сознание забыло. Или не чуяло (из-за неталантливости).

    Обводка контуров – тоже нарушение натуры. Но она уже стала модой после Сезанна. То же относится к грубым мазкам.

    Цвета предметов тоже ненатуральны – чистые. Но это дань импрессионизму. А тот абы какую жизнь так ВОСПЕВАЛ. Она ж по недалёкости не замечает, что всё её окружение, которому она подражает, страшностями занимается.

    .

    Ну вот. Теперь душа её может успокоиться, если она взволновалась, что я к работе её телесной хозяйки отнёсся мимоходом.

    12 апреля 2022 г.

27.05.2022
11:24

Формалист Эйзенштейн

    Я (вечно я, я и я!) сортировщик явлений. С этого, говорят, наука когда-то началась. И было время, когда я прикладному искусству противопоставлял идеологическое. А . . .

26.05.2022
20:01

В надежде, или На Украине нет-де нацизма

    Я в надежде. Читаю “Этот берег” (2021) Ан. Дмитриева и чувствую, что он к чему-то клонит. С зачином из прошлого времени, с натуралистическими подробностями во . . .

25.05.2022
20:49

Что-то вроде исповеди?

    На днях случилось такое малоприятное. – Я включил телевизор, а там старый фильм, отличный. Смотрю – слёзы льются сами собой. И не поймёшь, почему. – Я спросил себя: . . .

24.05.2022
09:48

Предатели России. Второй заход

    Тысячи россиян уехали из страны после начала военного конфликта с Украиной. Заголовок в СМИ Я получил такое письмо от человека, которого пытаюсь спасти от . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100