TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.05.2022
11:58

Одна искусствовед

    Искусствоведение какая-то несчастная область науки. В ней, похоже, особенно много обретаются халтурщиков и мутил. Не зря я лет 70 тому назад поклялся себе, что вот . . .

21.05.2022
14:21

Что я называю подрывной деятельностью в России

    – Когда я слышу слово “культура”, я спускаю предохранитель своего револьвера. Ганс Йост Если б всё было возможно, я б хотел иметь цензурную ипостась этого . . .

20.05.2022
12:06

Чудеса Рылова

    Жил (уже умер) такой… любомудр Н. Н. Александров. У него была мысль, что человечество в начале каждого типа общественного устройства вдохновляется . . .

19.05.2022
20:05

Русофобия

    Я совсем недавно, у Лосева, узнал, что существовал между Ранним и Высоким Возрождением стиль в изобразительном искусстве (в виде как бы чертежей), не имеющий . . .

19.05.2022
20:04

Русофобия

    Я совсем недавно, у Лосева, узнал, что существовал между Ранним и Высоким Возрождением стиль в изобразительном искусстве (в виде как бы чертежей), не имеющий . . .

18.05.2022
20:00

Фейки

    Моё амплуа – открывать всегда скрытый художественный смысл произведения искусства не очень далёк от следовательской работы. Хоть, казалось бы, дело имеешь с . . .

17.05.2022
22:35

Почему я ошибся? Если вообще ошибся…

      В первом приближении ясно, что от неожиданности – очень уж непереносимо читать: "За что меня мучает жажда? Жажда! Кто знает, что значит это слово! Даже тогда, когда . . .

16.05.2022
15:23

Кужугетович

    Начну, для разбега, с себя.

    Моё мировоззрение настоящего социалиста… А настоящим социализмом я считаю теперь ежедневное увеличение самодеятельности за счёт потакающего государства вплоть до исчезновения самого этого государства, что означит наступление коммунизма. – Так вот моё мировоззрение уточнилось традиционализом, когда пошли споры о повороте северных рек на юг. И традиционализм мой не поколебался от смены общественного строя в 1991 году. Наоборот, упрочился, когда каким-то чудом общественное мнение тоже повернулось к традиционализму, да ещё и подкрепилось президентством Путина, который скоро понял, что потесниться ради России на рынке никто не собирается, а, наоборот, готовы Россию уничтожить вконец, раз она оплошала. Я и раньше был за вседоговор, а с Путиным это стало возможным реально, так как он умудрился Россию не только спасти от распада, но и преобразовал армию и ВПК до степени, - впервые! - когда Россию догонять Западу впору. И всё-таки я остро чувствую дыхание эры Потребления, которое способно перед тем, как человечество погубить из-за перепроизводства, прекратить существовании России как страны из-за невписываемости её в эру Потребления.

    Я сам раз подумывал, что открою счёт в Литве… Дети мои в поисках лучшей жизни эмигрировали, и я лишился родины не только духовно (с развалом СССР), но и физически – поехал за детьми.

    Спасаюсь только тем, что издали словесно дерусь за традиционализм.

    И вчера получил сильнейший удар от какого-то видео.

    Автор аргументировал сногсшибательно: Транссиб был великой стройкой царизма, но она не спасла царизм. Надо, понимай, общественный строй менять, к капитализму Россия не приспособлена. А традиционалисты,- с их идеей-фикс статуса кво, - ведут страну к катастрофе именно тем, что предлагают великие стройки, не меняя строй. Это лишь приводит к отвлечению внимания, к закрыванию глаз на опасность. – Чего? – Фашизма такого особого. Мы-де – самые лучшие.

    Столицу надо переносить в Сибирь. Вместе со сменой строя, понимай. Россия без перспективы – не жилец.

    .

    И я вспомнил про арктическую тоску.

    Вы не слышали, что такое мереченье?

    Это такое заболевание было у арктических народов. (После установления советской власти прошло.) Чаще поражало женщин. Они возвращались на уровень становления человечества.

    А как человечество становилось? – В отторжении себя, мутантов бесшёрстных, от остального стада. Есть такая теория. Поршнева. – Мутация была неотения. Сохранение младенческих черт на всю жизнь. Безволосости, внушаемости, высоколобости... - Внушаемой самке внушает шерстистый отдать дитё на съедение стаду, и что? – Стресс? – От стресса все животные мрут. А эти – нет! Из-за высоколобости. Там ничем не занятые нейроны. Туда разряжается энергия и подчинения, и неподчинения. И… Самка, - а за нею другие бесшёрстные, каждый, - прокалывает дырочку в ракушке и протягивает жилку сквозь все. – Экстраординарность! Ожерелье. От него в ступор впадает сам внушатель, и ребёнок спасён. А внушаемые приобрели контрвнушение. Они перестали подчиняться сигналам первой сигнальной системы (отдать ребёнка или удрать с ним из стада). То есть они стали подчиняться второй сигнальной системе (во лбу). То есть они стали людьми. У них прекратился естественный отбор и стала человеческая культура. Первый портит такой параметр нервной системы как подвижность. Вторая этому противостоит. Но – если она богатая. А в арктических районах она не богатая. И – случается мереченье. Женщина впадает в состояние колоссальной внушаемости. Советская власть создала впечатление движения общества сперва к социализму, потом к коммунизму. И болезнь народы севера оставила.

    .

    А по книге Филипенко “Возвращение в Острог” (2019) впечатление такое, что вся Россия, вернувшись в капитализм, ввергла себя в опасность арктической тоски. И образом этого является обстановка в заполярном, что ли, городке Острог, выросшем возле тюрьмы (как когда-то на Руси города иначе начинались: лепились дома мирян поближе к монастырю).

    То есть, получается, что Филипенко враг либералов? Или, наоборот, друг их, раз такое “фэ” выдаёт традиционалистской России, которая из-за своего как раз традиционализма и не может стать на нормальные либеральные рельсы.

    Скрыто главное действующее лицо романа – Петя Павлов. Образ Второго пришествия Христа на землю. Недавний детдомовец с невероятно обострённым чувством справедливости и традиционализма. Идиот такой. Делает замечание мужикам, не там присевшим покурить – пожароопасно. Идёт с заявлением на них в милицию за мат, которым его обложили. Являет собою одиночный пикет в знак протеста против планов строительства завода на месте погорелого леса – там в стволах личинки сохранились, их дятлы едят. Куда дятлам деться, если леса не будет? Самое главное – Петя против поездки детдомовцев в Грецию на экскурсию за счёт фонда, которым распоряжается мэр, бывший зек местной тюрьмы, теперь всё в городке скупивший и заставивший приносить прибыль. Гуманист одумавшийся. Но, понимай, добрыми намерениями мостится дорога в ад.

    Я догадываюсь (я на середине чтения этого романа), что, повидав Грецию, детдомовцы, вернувшись в свою заполярную пустыню, стали один за другим кончать жизнь самоубийством.

    Я догадываюсь, что участковый Михаил мудро арестовал Петю на время работы следователей, прилетевших из Москвы разбираться в причине самоубийств.

    И теперь мне приходится, всё это угадав, читать как следователь Александр Козлов, брошенный женой и не могущий её забыть (как большинство россиян, брошенные, мол, социализмом), - не могущий настолько, что, вон, приехав в Острог, первое, что сделал – пошёл в общественный туалет и подрочил там на воспоминание о жене.

    Я намеренно обращаю внимание на этот образ, выражающий насмешку либерала над традиционалистом. Дело в то, что, намереваясь традиционализм высмеять изнутри, Филипенко сумел было меня обмануть, что он традиционалист. Я читал и чувствовал сладость аскетизма севера.

    Вот начало.

    "Начнём с чистого листа. Еле-еле, будто Сизиф, минутная стрелка взбирается к двенадцати. В маленькой карельской деревушке, где заканчивается осень и эта история…”.

    Сердце сжимается от чего-то родного. Хоть родился я на Украине, раннее детство провёл в Узбекистане, но мне серенький север как-то душевно родной. Я аскет.

    Насмешкой, наверно, надо считать и некоторый идиотизм образа Христа во Втором пришествии – Пети Павлова. И, наоборот, идеализацией либерализма, наверно, надо считать то, что бывший зек сделан успешным бизнесменом и гуманистом, и никаких аморальностей не указано как сопутствующие успешности предпринимателя. Только ум: "человек-комбинация”.

    Отрицанием традиционализма, думаю, надо считать и финал ПРОЛОГА. Там, наверно, Козлов застрелился в конце:

    "Александр шагает к озеру, где несколькими минутами позже в небо отскакивает оглушительное эхо выстрела…”.

    Вон, сколько я догадок выставил на всеобщее обозрение. Теперь читаем, смотрим, что я не угадал.

    .

    Ну, в общем, угадал. В частностях – нет. Не из-за безнадёги, открывшейся детям после возвращения из Греции, дети стали кончать с собой, а сложнее. Они стали жить надеждой на ещё одно посещение Греции. И человек-комбинация был не против. Но. Его дельность, надо понимать, стала поперёк горла власти воров, как её называют в России либералы, и была послана в Острог из Москвы группа следователей (и Козлов в их числе) закрывать этого успешного дельца. Его закрыли. Посадили. Дети поняли: амба! И стали сперва сбегать. Их ловили и по просьбе директрисы детдома отправляли в психоневрологический интернат (ПНИ). Там им давали "запрещённый во всей Европе, но разрешённый у нас аминазин. После этого в приют ребята возвращались не только с покалеченной психикой, но и со справками, согласно которым сразу после выпуска из детского дома в связи со вновь всплывшими диагнозами должны были бы отправиться в ПНИ”. И тогда начались самоубийства.

    Козлов всё это сообразил. Но, получилось, что он и виноват-то.

    А с Петей Павловым…

    Подано, что это абсолютная норма – полиции избивать попавших к ним людей. (Ну так нормально думать российским либералам: Россия – полицейское государство, род фашизма.)

    Так Филиппенко, ничтоже сумняшеся, придумал или использовал реальный случай нестерильности на производстве палочек для взятия проб ДНК. Он взял, назначил производству этих палочек быть в Остроге, Пете на том производстве назначил работать, и – иногда нарушать дисциплину по рассеянности и снимать перчатки. Так Петя запачкал партию палочек. Она попала в Острожскую полицию. И Петя оказался “присутствующим” не только на месте всех четырёх самоубийств, но и на месте пятого, случившегося после ареста Пети по злой наводке директрисы детского дома. – Ну чего не сделаешь, чтоб изящно намекнуть на фашизм в России.

    Должен признать, что детективную остроту Филипенко сумел создать.

    Но и рыдание он из меня тоже выдавил.

    В самом конце какой-то уборщик мусора в Греции вспоминает буквальное потрясение русских детей от какого-то аттракциона, - потрясение, какого тот ни у кого никогда не видел. Вспоминает, мол, и думает: "как могла сложиться их судьба…”. – Это вне процесса чтения я могу теперь рвать и метать на бессовестную выдумку автора. А в ходе чтения…

    Но образ беспросветности жизни в России при всём её даже внешнем блеске Филипенко сумел передать сильно.

    Короткий пример:

    "Бесконечные светофоры, пробки и машины, в которых на передних сиденьях, уставившись в телефоны, не разговаривая друг с другом, проживают жизни мужья и жёны, а в детских креслах молча смотрят в окна их дети. Эпидемия одиночества”.

    Не в коня корм с этой Россией и капитализмом… И противопоставлена ей Греция, в которой, как известно, всё есть.

    Что говорить об Остроге.

    "Город остинато. Куда ни посмотри – всё одно и то же. Сплошное нарастание ничего. Гипноз. Оглушительное в своём финале крещендо пустоты и беспрерывные вариации безысходности. Любование повторами в месте, лишённом всякого жизненного материала”.

    Музыка прямо. Не потому ли здесь каждая глава называется не главой, а песнью?

    Филипенко так ненавидит эту Россию, что ему удаётся аж с любовью описывать её неизбывную тоску. Аж меня чуть не обманул.

    "…с ним вдруг заговаривает бармен.

    - Дети потому так делают, что у нас здесь старообрядцы живут, а они в любом веке массовыми самоубийствами грешат. И жгли себя, и топились, и в землянки с голоду дохнуть уходили”.

    Козлов в штыки встречает предположения бармена. Тем более, что тот признатся, что вычитал это у Акунина. Либерал-де знатный. Не зря, мол, выискивает самые компрометирующие факты отсталости России от Запада. – Ну мощно вжился Филиппенко в традиционализм. Молодец.

    Мог бы, описав, как Козлов любит свою дочку, от которой он бывшей женой не отлучён, дать ему мысль в голову жить, хотя бы, чтоб наблюдать, как она будет расти и становиться по-разному счастливой.

    Нет. Филиппенко Козлова не убил так, чтоб это было определённо. Мы ж, читатели, не знаем, что это какой-то исключительный случай, чтоб следователь носил с собой оружие. Мы ж думаем, что следователь силовик, значит, с оружием. Вот Филиппенко на этом и играет в конце романа:

    "…уже на берегу замечает вдруг одинокого, выбравшегося на сушу лебедя. Несколько минут следователь пристально смотрит на птицу, а затем спокойно достаёт из куртки пистолет, и над лесом раздаётся эхо выстрела…”.

    Почему эхо? Так красивее? Он врага-традиционалиста провожает парадно…

    Нет, он, конечно, застрелился. Он же купил для бывшей жены билеты на Веру Полозкову. Два самых лучших места. С какой стати они пусты в главе “После всего”? – То-то.

    Кстати, словно дав себе отдушину от всего этого добросовестного вживания в идейного врага-традиционалиста Козлова, Филиппенко уже вне песен и эпилога дал себе оттянуться по полной и перепечатал часть просто публицистического политического стихотворения этой Веры Полозковой.

    .

    Мне-традционалисту вторая пощёчина за день. Фашист, мол, я…

    .

    А я не фашист. Мне понравилось другое видео, какое я видел позавчера. О том, как без экстремизма сменить строй в России.

    Надо, мол, вернуться в фазу кружковщины. Списываться друг с другом тем, кто чувствует, что представляет собою большинство. Например, политически – Крым наш. Но главное – вопросы не внешней политики, а внутренней. Например, явно большинство согласно быть миноритарными собственниками государственных огромных предприятий. С правом голоса на общих собраниях.

    Частные предприятия можно не трогать. Пусть себе живут. А вот государственные… А в России их большинство.

    Организовывается частной перепиской общественное мнение, которое неминуемо станет влиятельным для власти и та законы переменит.

    Без всякого экстремизма!

    И – со столицей в Сибири. Перенос которой ознаменует начало борьбы за влиятельность общественного мнения большинства. И пусть Кужугетович изменит свой призыв и сопряжёт его с этим вот движением большинства.

    .

    Но я совсем забыл…

    Я ж должен сказать самому себе, художествен роман Филипенко или нет.

    А что для меня художественность? – Наличие странностей, указывающих на подсознательный идеал автора.

    Так вот странностью, я могу подумать, является такое любовное описание автором своего идейного врага-традициналиста, потенциального фашиста. Могу подумать… Но могу и не подумать. Я могу подумать, что любовь у Филипенко получилась от ненависти к фашистскому будущему традиционализма. И всё. – Всё родилось в сознании, а не в подсознании. Суперскрытая публицистика. Ничего художественного, не данного сознанию автора и потому выраженного недопонятно, нету.

    2 сентября 2021 г.

15.05.2022
21:13

Зачем такая загадочность?

    Мой лучший товарищ, боюсь, был прав: я талмудист. Не знаю, что именно он имел в виду. Наверно, копание, копошение. Но я сейчас заподозрил нечто похуже. Я, боюсь, . . .

14.05.2022
11:23

Опозоривший фамилию Врубеля

    Попытаюсь разобраться в себе. Операция на Украине сказалась на мне больницей. (Хорошо, что кратковременно.) Но я удивился на себя. Мне казалось, что после смерти . . .

13.05.2022
17:49

Психотехника действенности фейков

    Это размышлизм. Научных данных у меня нет. Но у меня есть данные, как появляются неадекватности в искусстве – психологическая теория художественности . . .

12.05.2022
20:35

Спор с автором термина «конструктивизм»

    Его фамилия – Ган. Он в недоумении в 1922 году: "С закреплением завоеванного в области политической, с подходом к революционным задачам по организации народного . . .

11.05.2022
20:11

И скучно, и грустно…

    Что умнейший человек, Игорь Смирнов, не видит в стихотворении Сологуба глубже того, что в нём написано словами. Скучная лампа моя зажжена, Снова глаза мои мучит . . .

09.05.2022
18:08

Предвысоцкий Венгерской революции 1919 г.

    Какими ни победительными были песни Высоцкого, которыми он хотел разбудить народ к социальной активности, столь недавно ещё проявляемой (в революцию и войну), он . . .

08.05.2022
10:05

Кроксворд, регбус, большая промблема

    Набрёл-таки на глубину в конструктивизме! Пришлось долго и нудно гуглопереводить статью с английского Марии Гофф “В Лаборатории конструктивизма: Холодные . . .

07.05.2022
16:43

Крах всех догм?

    Боже, как же мне жалко, когда рушатся догмы… Те, что я сам для себя создал, вроде бы, нечего жалеть. Ибо кто я такой, чтоб их придерживаться публично? – Ан нет. Они . . .

05.05.2022
13:14

Элементарно!

    Жаль, заглавие “Элементарно, Ватсон!” мною уже использовано… К чему это бодрячество? – К тому, что я выработал себе (взяв с миру по нитке) такую систему касательно . . .

04.05.2022
10:56

Ай да выбрык у Осипа Брика

    Извините, читатель, но опять я начну с себя. Что поделаешь? Понять по себе очень хороший способ понимания. Я не могу от него отказаться, раз моя цель – понимание (моё . . .

03.05.2022
09:12

Очередной раз, когда я, перечитывая себя, не смог было себя понять, а вы, может, и нынешнее не поймёте

    Хотел пожаловаться на старческую память: ведь год назад писал и всё понимал. Потому и писал, что всё в понимании складывалось. А теперь читаю и только грамматику . . .

01.05.2022
19:02

Огрызнёмся-ка ещё раз в защиту Шишкина

    Прочитал очёредной трёп на Яндекс-Дзене – "За что так не любят современное искусство и почему стоит дать ему шанс” Александры Шиловой. И вот так там огрызнулся . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100