Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
09.06.2022 |
Полуэлемент, или Как плохо нас учат
|
||
08.06.2022 |
Безвкусие Ленина как мерило адекватного отношения к художнику Лентулову
|
||
07.06.2022 |
«Трубка 15, прицел 120. Бац-бац! И … мимо»
|
||
06.06.2022 |
|
||
06.06.2022 |
|
||
06.06.2022 |
|
||
05.06.2022 |
Люди с тонкой кожей, которые жили и тужили
|
||
04.06.2022 |
|
||
03.06.2022 |
Ох, уж эти мне дзеновские искюсствоведы
|
||
02.06.2022 |
Пришла в голову смутная мысль, и я её думаю
|
||
01.06.2022 |
|
||
30.05.2022 |
|
||
30.05.2022 |
|
||
30.05.2022 |
|
||
29.05.2022 |
|
||
28.05.2022 |
Я виноват перед любовницей Кандинского
|
||
27.05.2022 |
|
||
26.05.2022 |
В надежде, или На Украине нет-де нацизма
|
||
25.05.2022 |
|
||
24.05.2022 |
Предатели России. Второй заход
Я получил такое письмо от человека, которого пытаюсь спасти от предательства России (это ответ на предложение, т.к. война, а ты-де глупый, то советую тебе не искать и не воспринимать информацию врага): "Хотелось бы быть ЗА. При этом понимая ЗА ЧТО....”. Я ему ответил, что весь предательский потенциал в этих словах. За Родину! За что… И вспомнилось мне крылатое: "Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству”. Кто что, а я понимаю в этой шутке, как, говорят про каждую, что в ней есть зерно правды. Это зерно в том, что в менталитете русских (возможно из-за равнинности России и незащищённости природой от врагов) есть черта такая – государственность. Надо, чтоб люди были в принципе непобедимыми, раз природа не защищает. А всё остальное человеческое – меньше этого. И камней нет, не из чего несокрушимые крепости строить в России. Ещё вспоминаются где-то воспринятые слова Суворова об Италии, дескать, насколько много в ней крепостей, настолько много Италия покорялась врагам. Но та шуточная фраза, я думаю, зажила отдельной жизнью от её автора, А.П. Чехова. . Прежде, чем писать дальше, я узнал, когда был написан рассказ, в котором есть цитируемая фраза – “Жизнь прекрасна! (Покушающимся на самоубийство)”, 1885, и когда у него случилось кровохаркание – в 1884-м. Он тогда учился на последнем курсе мединститута и знал: "Чахотка в XIX веке убивала 95% больных в течение трех лет после заражения” (https://doc-tv.ru/articles/eto_tak_pustyaki_pochemu_anton_chekhov_byl_tuberkuleznym_dissidentom). Тот факт, что он бодрился и не признавал у себя чахотки, раз он ещё не умер, я намерен игнорировать и считать, что болезнь определила его подсознательный идеал ницшеанца: мир настолько плох, раз в нём есть смерть и вообще законы природы и общества, что впору бежать из Этого мира в принципиально недостижимое метафизическое иномирие – бежать способом дать образ этого иномирия. Для вещи “Жизнь прекрасна!” образ иномирия впрямую не дан. Тут в каждой строке – насмешка над безнадёжностью как-то противостоять Негативу. А насмешка предполагает наличие основания у насмехающегося (у образа автора). В тексте по отдельному негативу распределено для каждой красной строки. Их 11. С анафорами "Когда” (4 штуки) и "Если” (5 штук). Чтоб спрятать их напор повествователь тасует (с двумя одинаковыми глаголами "Радуйся”): К – К – К – Е – Р – Е – Е – Р – К – Е – Е. И 12-я (и последняя) красная строка: "И так далее...”. – Это – образ дурной бесконечности. В математике называемой потенциальной. Смысл: всегда можно сделать ещё один шаг. Смысл – с негативной аурой непереносимой скуки. Так какое может быть основание у повествователя насмехаться над этой нудотой? – Скачок (если математически) в актуальную бесконечность. В которой, как доказал Кантор лет 10 до того, с бесконечностями можно обращаться как с обычными числами (складывать, например). – Нет от актуальной тех отрицательных эмоций, что от потенциальной бесконечности. Иномирие. – Вот это и был подсознательный идеал Чехова. И образом его было, например, преодоление однообразия в анафорах. . И патриотизм, Родина, верность отечеству – всё это было подсознательному идеалу Чехова до лампочки. Но фраза-то зажила отдельной жизнью. И в ней Родина и всё такое – наоборот: не до лампочки. . Фраза эта не режется с бытующим неверным мнением о Чехове-писателе, будто бы не отличающемся от Чехова-в-жизни: филантропа, гуманиста и доброго человека. Такое бытование – есть хвост от пред-, пост- и просто советского освоения Чехова как будто бы критического реалиста (что есть ошибка). 6 апреля 2022 г.
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"