TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.05.2022
11:58

Одна искусствовед

    Искусствоведение какая-то несчастная область науки. В ней, похоже, особенно много обретаются халтурщиков и мутил. Не зря я лет 70 тому назад поклялся себе, что вот . . .

21.05.2022
14:21

Что я называю подрывной деятельностью в России

    – Когда я слышу слово “культура”, я спускаю предохранитель своего револьвера. Ганс Йост Если б всё было возможно, я б хотел иметь цензурную ипостась этого . . .

20.05.2022
12:06

Чудеса Рылова

     

    Жил (уже умер) такой… любомудр Н. Н. Александров. У него была мысль, что человечество в начале каждого типа общественного устройства вдохновляется объединительными идеями, космизмом. И Рылова он числил одним из выразителей пятого, что ли, коммунистического (только без борьбы) космизма. С какими-то ослепительными далями (см. тут).

    Так я возьму две мне наиболее непонятные картины и попробую их толковать как тоже выражающие космизм.

    Рылов. Белая ночь. Ночная заря. 1915.

    Тут мне не понятны три наиболее бледные облака, столбообразные. Среди обычных, горизонтальных облаков. Я не мог согласиться, что такие могут быть. – Тем не менее, могут и имеют специальное название: облака вертикального развития.

    Рылов. Полевая рябинка. 1901. Бумага, акварель, белила.

    Тут две непонятности. Как трещина на правом столбе забора может быть видна сквозь перед ним стоящий цветок и почему цветы, несмотря на то, что они первый план, так нарочито декоративны, силуэтны.

    Ну так трещину придётся списать на невнимательность художника. А силуэтность первого (да и второго) плана, елей, можно объяснить той самой внимательностью к дали. – В чём выразилась внимательность? – В том, как низко художник её смог усмотреть – правее и чуть ниже левой поперечной планки забора.

    Ну а беспрецедентная даль, видная в белую ночь и бесподобное сияние зари – о космизме говорят безоговорочно.

    .

    Стоит рассказать, как я вышел на эти картины.

    Сперва я вышел на вторую. Про неё написано:

    "А вот полотно совсем иного настроения. Освещённая летним солнцем полянка, остатки покосившегося забора да просвет голубого неба меж сосен-великанов. В этом царстве зелёных, розоватых и белых оттенков не отыскать насыщенных тонов, не зацепиться взглядом за передний план и не полюбоваться дальним горизонтом. Зато какой удивительной*, хрупкой* нежностью* веет от полевых цветов, купающихся в щедрых солнечных лучах! “А ведь этот волшебный эффект достигнут простым сужением перспективы*, к которой так любили прибегать европейские импрессионисты”- привычно подключается к внутреннему диалогу моя “отличница” [она перед этим различает себя непосредственную и себя наученную]. Как будто зритель, оказавшийся на месте художника, скользит по поляне быстрым взглядом, не до конца осознавая, что именно очаровало его в этой композиции. К тому же нежные стебли, увенчанные хрупкими лепестками, так трогательны в своем стремлении к Солнцу, что на фоне широких тёмных сосновых лап выглядят подлинным символом торжества вечно обновляющейся природы. Ну а полуразвалившаяся изгородь — символ недолговечности людских стараний, к тому же визуально разграничивающая пространство и усиливающая нарратив. Но и в этом случае знание технических приемов, применённых мастером, нисколько не мешает лиричной стороне души отдаться дивной атмосфере произведения, восприняв её сугубо личным переживанием”.

    Авторесса в упор не видит ("не полюбоваться дальним горизонтом”) увиденной мною дали в столь неожиданном месте. Наоборот, она называет термином “сужение перспективы импрессионистами”, то, что описывают так:

    "Моне решил оказаться** от иллюзорной перспективы, сведя пространство к плоскости” (https://zen.yandex.ru/media/id/5c240b020cfbc500ab75e0e1/impressionizm-obscaia-harakteristika-osnovnye-mastera-5c240b020cfbc500ab75e0e2).

    Моне. Дорожка под розовыми решетками. 1918-24.

    Должен признаться, что остановить внимание на этой акварели Рылова, меня заставила велеречивость авторессы. Меня оскорбили слова: "полуразвалившаяся изгородь — символ недолговечности людских стараний”. Так священник приготавливает умирающего к смерти. К тому свету. Какое это имеет отношение к ассоциативно авторессой присоединённому к этой загробности словам насчёт "торжества вечно обновляющейся природы”? – Она в полусознательном состоянии находилась, когда это писала? Это не может быть оправдано "сугубо личным переживанием”. Она не в позиции художника находится, который выражает себя, а в позиции искусствоведа, который обязан открыть нам художника. Ну и бесит, что, почувствовав, что её понесло, она затуманивает неуместным и публике неизвестным словом "нарратив”.

    И хоть я очень опрометчив, взявшись и этот скромный пейзаж толковать как выраженный необычной далью сияющий космизм, но пропустить ляп без ответа я не смог.

    Космизм Рылова бесконфликтный. Он против революции, которая конфликт. Поэтому, пользуясь случаем, хочу присоединиться своим “фэ” к такому факту:

    Рылов. В голубом просторе. 1918.

    "Картину объявили первым советским пейзажем, а Рылова — основоположником советской пейзажной живописи” (https://kolybanov.livejournal.com/5156598.html).

    По этой ссылке, кстати, вы можете посмотреть массу его исключительных далей и сияний. Там меня огорошила и первая здесь репродукция.

    2 апреля 2022 г.

    *- А как удивительность, хрупкость и нежность достигнута “сужением перспективы”?

    - Авторесса, наверно, рассудила, что эти три качества – выражают камерность, как в будуаре девицы, живущей при родителях, или женщины скромного достатка, для которой размах жизни не по средствам, а тем не менее-де. Она сумела, тем не менее, превратить совсем ерунду "не <…> насыщенных тонов” и отсутствия подробности в силуэтности всего во что-то ценное, "сведя пространство к плоскости”.

    И она была б права, если б Рылов был импрессионистом.

    Каждый большой стиль имеет свою формулу идеала. Например, общепринято, что Высокое Возрождение имеет такую формулу: гармония низкого и высокого. Формула импрессионизма такова: хвала абы какой жизни. Абы какая жизнь – это ненасыщенность тонов, неподробность. А хвала – это удивительность, хрупкость и нежность. И достигнута хвала камерностью, "сужением перспективы”.

    Эта правота авторессы имела б больше ценности, если б она данную картину назвала нехарактерной Рылову.

    Но то-то и оно, что сужения перспективы нет и в этой картине. Огромная даль проникла и сюда – той несколько большей по сравнению с сереньким небом серостью земли. Там, вдали, какой-то провал в низину, на которой поле или лес в тумане.

    Авторесса, не сумев во всей статье проникнуть в сокровенное Рылова, не смогла адекватно истолковать и эту картину.

    Она и “В голубом просторе” как истолковала? – "ода жизни во всей её безудержной красе”.

    То есть то, что в той или иной мере есть просто в каждом живописном произведении.

    Вот я сохранил первые рисунки моего сына. Сколько ему было? Ну 2 года.

    Исполняя их, он приговаривал одно и то же: “Колесо, колесо – и машина”. В этом лаконизме есть своя красота – обобщение в ТАКОМ возрасте. Что есть экстраординарное (то есть искусство). Тут, скажете, жизнь не "во всей красе”, а только в части – обобщении. Но, согласитесь, авторесса просто прибегла к словесному штампу, желая выразить экстраординарность.

    Выражение красоты жизни из-за всеобщности перестала цениться как таковая. Цениться стало большое умение выразить замысел сознания (прикладное искусство, усиление знаемого переживаниия) или подсознательный идеал (неприкладное искусство, когда есть ЧТО-ТО, словами невыразимое).

    У Рылова – произведения неприкладного искусства (он бы удивился, если б ему сказали, что он выражает космизм). Подсознательный идеал сознанию не дан.

    То есть авторесса просто проявила беспомощность в нахождении, что хотел “сказать” автор. Кавычки – из-за того, что у подсознания нет слов, чтоб сказать (без кавычек). Сознание не контролирует руку и глаз, и получается то, что сознание б не допустило, например, так низко, в провале, расположенную даль; или рисование левых лебедей сзади, центральных – в профиль, а правого – спереди. Или вставление вдруг облаков вертикального развития среди горизонтальных облаков.

    3.04.2022.

    **- А как у самого Моне на формулу импрессионизма работает его отказ от перспективы?

    - У Моне отказ работает на абы какую жизнь: мизер, мол, даже пространства нет, что это за жизнь? На хвалу у него работают радостные тёплые оттенки всего.

    Тут опять ошибка авторессы. Она думает, что импрессионизм определяет такой-то набор признаков, один из которых – сужение перспективы. А это – формализм. Неформализм в том, что импрессионист танцует как бы от формулы импрессионизма. В разных картинах некий признак может играть разную роль. Единство импрессионизма обеспечивает не такой-то набор признаков, а достижение одной и той же формулы идеостиля.

    4.04.2022.

19.05.2022
20:05

Русофобия

    Я совсем недавно, у Лосева, узнал, что существовал между Ранним и Высоким Возрождением стиль в изобразительном искусстве (в виде как бы чертежей), не имеющий . . .

19.05.2022
20:04

Русофобия

    Я совсем недавно, у Лосева, узнал, что существовал между Ранним и Высоким Возрождением стиль в изобразительном искусстве (в виде как бы чертежей), не имеющий . . .

18.05.2022
20:00

Фейки

    Моё амплуа – открывать всегда скрытый художественный смысл произведения искусства не очень далёк от следовательской работы. Хоть, казалось бы, дело имеешь с . . .

17.05.2022
22:35

Почему я ошибся? Если вообще ошибся…

      В первом приближении ясно, что от неожиданности – очень уж непереносимо читать: "За что меня мучает жажда? Жажда! Кто знает, что значит это слово! Даже тогда, когда . . .

16.05.2022
15:23

Кужугетович

    Начну, для разбега, с себя. Моё мировоззрение настоящего социалиста… А настоящим социализмом я считаю теперь ежедневное увеличение самодеятельности за счёт . . .

15.05.2022
21:13

Зачем такая загадочность?

    Мой лучший товарищ, боюсь, был прав: я талмудист. Не знаю, что именно он имел в виду. Наверно, копание, копошение. Но я сейчас заподозрил нечто похуже. Я, боюсь, . . .

14.05.2022
11:23

Опозоривший фамилию Врубеля

    Попытаюсь разобраться в себе. Операция на Украине сказалась на мне больницей. (Хорошо, что кратковременно.) Но я удивился на себя. Мне казалось, что после смерти . . .

13.05.2022
17:49

Психотехника действенности фейков

    Это размышлизм. Научных данных у меня нет. Но у меня есть данные, как появляются неадекватности в искусстве – психологическая теория художественности . . .

12.05.2022
20:35

Спор с автором термина «конструктивизм»

    Его фамилия – Ган. Он в недоумении в 1922 году: "С закреплением завоеванного в области политической, с подходом к революционным задачам по организации народного . . .

11.05.2022
20:11

И скучно, и грустно…

    Что умнейший человек, Игорь Смирнов, не видит в стихотворении Сологуба глубже того, что в нём написано словами. Скучная лампа моя зажжена, Снова глаза мои мучит . . .

09.05.2022
18:08

Предвысоцкий Венгерской революции 1919 г.

    Какими ни победительными были песни Высоцкого, которыми он хотел разбудить народ к социальной активности, столь недавно ещё проявляемой (в революцию и войну), он . . .

08.05.2022
10:05

Кроксворд, регбус, большая промблема

    Набрёл-таки на глубину в конструктивизме! Пришлось долго и нудно гуглопереводить статью с английского Марии Гофф “В Лаборатории конструктивизма: Холодные . . .

07.05.2022
16:43

Крах всех догм?

    Боже, как же мне жалко, когда рушатся догмы… Те, что я сам для себя создал, вроде бы, нечего жалеть. Ибо кто я такой, чтоб их придерживаться публично? – Ан нет. Они . . .

05.05.2022
13:14

Элементарно!

    Жаль, заглавие “Элементарно, Ватсон!” мною уже использовано… К чему это бодрячество? – К тому, что я выработал себе (взяв с миру по нитке) такую систему касательно . . .

04.05.2022
10:56

Ай да выбрык у Осипа Брика

    Извините, читатель, но опять я начну с себя. Что поделаешь? Понять по себе очень хороший способ понимания. Я не могу от него отказаться, раз моя цель – понимание (моё . . .

03.05.2022
09:12

Очередной раз, когда я, перечитывая себя, не смог было себя понять, а вы, может, и нынешнее не поймёте

    Хотел пожаловаться на старческую память: ведь год назад писал и всё понимал. Потому и писал, что всё в понимании складывалось. А теперь читаю и только грамматику . . .

01.05.2022
19:02

Огрызнёмся-ка ещё раз в защиту Шишкина

    Прочитал очёредной трёп на Яндекс-Дзене – "За что так не любят современное искусство и почему стоит дать ему шанс” Александры Шиловой. И вот так там огрызнулся . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100